Неопятидесятничество: вирус в христианстве - - Несколько необходимых справок
Однажды у меня дома раздался телефонный звонок и знакомый, знающий о моей работе с наркозависимыми, посоветовал, отложив прочее, включить телевизор на один из низко-частотных телеканалов, передающих в основном музыкальные видеоклипы. Там транслировалась следующая картинка: некий молодой человек говорил достаточно длинную речь о том, что, только уверовав в Бога, он оставил наркотики и пришел к благодати Святого Духа.
По его лексике мне, как священнику, стало понятно: все это говорит не православный человек. При этом речь была составлена так, что нельзя было определить конфессиональную принадлежность его религиозной организации. Однако сама видеозапись сопровождалась светящимися номерами контактных телефонов, по которым всем желающим избавиться от наркозависимости предлагалось звонить.
Таким образом мне удалось, проявив изрядную настойчивость, наконец выяснить, что по телевидению передают именно рекламу так называемой «церкви» «Новая жизнь», предлагающей наркоманам на правление на «исцеление» в условиях «реабилитационного центра». Однако что собой представляет эта «церковь» и каковы методологические принципы работы по реабилитации наркозависимых, люди, отвечавшие по контактным телефонам, объяснять отказались.
Думаю, самое приблизительное представление читатель сможет получить из нескольких подобранных мною выдержек разного характера. Вот, что пишет руководитель центра им. Священномученика Иринея Лионского Александр Дворкин: «К нам это движение пришло через шведскую организацию «Слово жизни». Зародившееся в США неопятидесятническое, или неохаризматическое, «Движение веры» также известно под названиями «Теология процветания», «Евангелие процветания», «Проповедь веры». Наиболее характерные названия групп, принадлежащих к этому движению, таковы: «Слово жизни», «Живая вода», либо «Новая жизнь», «Живой родник», «Слово истины», «Церковь нового поколения», «Церковь Завета», «Церковь прославления», «Живая вера» и т.п.
«Движение веры» не выстроено в виде жесткой структуры, но внутри каждой секты, основанной каждая в своем городе, контроль не меньший, чем если бы они входили в централизованную структуру. Местные секты поддерживают друг с другом связь, обмениваясь проповедниками, оказывая взаимную помощь. Весь северо-восток нашей страны буквально наводнен принадлежащими к этому движению сектами. Впрочем, и в европейской части нашей страны их вполне хватает и они успешно лоббируют свои интересы в коридорах власти» [1, с. 521–522].
Сразу замечу, что не только в специальных статьях и церковной печати, но и в обычных публичных изданиях уже очень давно высказывалась тревога в связи с умножением сектантских организаций подобного рода. В архиве Информцентра я нашел успевшую уже поблекнуть газетную вырезку – письмо в петрозаводскую газету «Карелия» от самой обычной читательницы. Называлась заметка «ДОРОГА В НИКУДА»:
«Как часто люди думают, что нашли путь к Вере, – и ошибаются. Особенно часто это происходит в наше время, когда дана свобода организовывать различные секты, когда некие маги и экстрасенсы открыто собирают дань на «сеансах оздоровления», а по телевизору нам «дают установки». К сожалению, почти все деятели такого рода приносят немало вреда, а среди сект встречаются и откровенно сата нинские, и те, что служат тьме, прикрываясь... именем Христовым! В одном из городских Домов культуры в очередное воскресенье происходило служение так называемой Церкви Христа («Новая Жизнь»). Пастор начал с чтения Библии. Постепенно люди входили в состояние экстаза. Не сомневаюсь, что пастор был экстрасенс и это он приводил толпу в экстатическое состояние. В некоторый момент по знаку пастора все встали, и я почувствовала, что по залу прошла какая-то волна – не ветра, а как бы удар тока.
Все стали громко молиться, многие на непонятных языках (которых сами, как они потом объясняли, не знают). Многие плакали, некоторые принимали позу распятого, бились в судорогах, причита ли, бездумно подчиняясь непонятной силе. Почему ищущие Бога люди попадают в подобные «христианские» организации? Видимо, потому, что зла от добра они отличить не могут..». (Газета «Карелия», Петрозаводск, май 1997 г.).
В письме не отмечено важное обстоятельство: часто не могут отличить добро от зла именно те люди, которые ищут в религиозном познании путь спасения от наркозависимости. К сожалению, помощников найти такое избавление от наркомании («дорогу в никуда») находится немало.
Вот, например, выдержка из краткого справочника об организаци ях и учреждениях, занимающихся реабилитацией наркозависимых, информация для которого предоставлена, как указано в тексте, от РБОО «АЗАРИЯ» (Матери против наркотиков):
Журнал «ПЧЕЛА».
Специальный выпуск-буклет. (Распространяется бесплатно)
Информация об организациях и учреждениях.
Раздел: Некоммерческие организации.<...>
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «НОВАЯ ЖИЗНЬ»
Консультационные и реабилитационные услуги.
Собрания: четверг – 18.00; воскресенье – 11.00
Пр. Шаумяна, д. 22, в помещении кинотеатра «Охта».
Руководитель: Сергей Асатурович Матевосян.
(Изд. СПб. Русско-Немецкий Обмен, проект «Местное самоуправле ние и НГО: усиление сотрудничества и передача опыта». Помощь наркозависимым. Тираж 4000 экз. Подписано в печать 07.04.2000 г.)
Информация о том, что же это за «церковь» занимается реабилитацией наркоманов неподалеку от города Кингисепп Ленинградской области, довольно быстро появилась и в православной церковной печати. Еще одна выдержка – из брошюры «Прививка от наркомании» – имеет прямое отношение именно к этой форме экспансии указанной «церкви»:
«Святые Апостолы на 50-й день от Воскресения Христова получили способность проповедовать на иных языках. Так, что каждый слышал от них собственное наречие. Из этого свидетельства Св. Апостолов сегодняшние пятидесятники заключили, что на богослужениях следует издавать, кто во что горазд, бессмысленные звуки (иные языки) и, пританцовывая, впадать как бы в молитвенный экстаз.
Вот как они действуют: по ТВ пускается фильм о «христианской общине и церковном (!) центре реабилитации наркоманов». Адрес: Ленинградская область, г. Кингисепп... Люди едут туда с надеждой со всей страны, порой отдавая последние средства. И попадают в секту. Руководитель – С. Матевосян.
Конечно же, «честные журналисты» об этих камланиях и религиозном своеобразии указанной «церкви» не дали ни слова, ни кадра..». [5].
И наконец, для более ясного рассмотрения предмета представлю еще 2 отрывка. Дело в том, что активная деятельность «церкви» «Новая жизнь» не могла не попасть в поле зрения православных организаций, занимающихся вопросами противодействия наркомании. До конца 90-х гг. в Петербурге работало православное братство «Новые паломники», подопечные которого также сталкивались с влиянием сектантских образований.
Выдержка из отчета братства и фрагмент докладной записки, составленной в Епархиальном Информационном центре по противодействию наркомании для издательства «Даниловский благовестник» (Москва), содержат упоминания о том, что представители «церкви» «Новая жизнь» часто и активно используют ссылки на «благословения и поддержку» со стороны нашего духовенства и Церкви.
На происхождении подобных ссылок, а также на их справедливости я и остановлюсь ниже.
Информцентр
Проект «Новые паломники»
Выдержка из справки-отчета от 12 декабря 1998 г.
«...Согласно регистрационным спискам Православного благотво рительного противонаркотического братства «Новые паломники», за весь период работы организации на правах условного членства (в качестве подопечных) было зарегистрировано 617 человек.
По имеющимся сведениям, около 20% из них в различной степени подвергались разнообразным попыткам влияния со стороны разного рода сектантских организаций по признакам причастности к употреблению наркотических средств (от приглашений на собрания до предложений «лечения и реабилитации»). При этом наиболее активно действуют представители секты «Новая жизнь».
В регистре есть достоверные сведения о 4 подопечных, ставших активными членами данной секты. Отмечен случай прибытия в монастырь на остров Коневец троих молодых людей, бежавших из «реабилитационного центра» в пос. Преображенка, объяснивших побег жалобами на невыносимые требования к исполнению сельхозработ, изуверский характер «богослужений», отсутствие медицинской помощи и общую систему подавления личности в иерархии секты.
Всего в регистре отмечено 15 случаев попадания в секту подопечных братства в основном по следующим причинам:
Представители секты скрывают неправославный и сектантский характер своей деятельности и даже ссылаются на благословение и поддержку со стороны православного духовенства.
В наркологических клиниках (в городском, областном и межрайонных наркодиспансерах) размещаются объявления с адресами и контактами «реабилитационных общин», в т.ч. секты «Новая жизнь», без указаний религиозно-сектантской направленности ее деятельности. Коммерческие клиники предлагают направление на подобную «реабилитацию» как одну из форм платных наркологических услуг.
Некоторые подопечные рекрутировались через настояния родителей, в среде которых проводится реклама деятельности данной секты (напр. – через собрания общества «Азария»...)».
Секретарь правления: (подпись) 12.11.1998 г.
Информцентр
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА (выдержка)
«...Каких-либо копий уставных документов секты в нашем распоряжении не имеется. Есть сведения, что начальной базой для секты «Новая жизнь» стали строения и земельные участки бывшей психиатрической лечебницы в пос. Преображенка. Помимо того, в Санкт-Петербурге, по нашим данным, существует, кроме базы в кинотеатре «Охта», сеть явочных квартир для первичного размещения пациентов из других городов и регионов РФ. Также взимается оплата за приезд и размещение.
Имеются сведения, что к некоторым приходским священникам по контактным адресам братства «Новые паломники», а также в иные православные организации неоднократно обращались люди, покинувшие секту или такие квартиры, с просьбами о деньгах на дорогу домой. Имеет место использование видеокассет с рекламой секты и пр.
В наш адрес приходил телефонный запрос из депутатского корпуса г. Петрозаводска с просьбой охарактеризовать представителей Санкт-Петербургской «церковно-реабилитационной» организации «Новая жизнь». Известно также, что представители секты обращались за поддержкой в областное и городское правительство, а также к руководству УБНОН (к начальнику Управления, полковнику милиции Зазулину Г.В.).
Летом 2000 г. проходили переговоры между врачами-инфекционистами Санкт-Петербурга, представителями одного из шведских фондов и секты «Новая жизнь» о запуске на шведские средства специализированного автобуса (передвижного фикс-пункта по обмену использованных шприцев для наркоманов) с целью «профилактики ВИЧ-инфекции».
Представительница секты ссылалась на полученное благословение от православного священника из Москвы протоиерея Алексия Бабурина (см. также книгу «Наркомания: грех или болезнь». Москва: «Даниловский благовестник», выдержки.).
В связи с этими переговорами по благословению куратора информцентра архимандрита Назария (Лавриненко) главному инфекционисту города проф. А.Г. Рахмановой было направлено письмо с имеющейся у нас предупредительной информацией...».
Возможно, что упомянутый православный сборник «Наркомания: грех или болезнь», по формату предназначенный для наркозависимых и их родителей, мог вызвать интерес и у многих специалистов. В нем были, в частности, ясно и доходчиво изложены вопросы православного отношения к ряду порочных явлений в сфере наркологической помощи и методов реабилитации наркозависимых.
Среди прочих материалов прозвучали и предупреждения о действующих в этой области сектантских организациях. Однако в книге, изданной солидным православным издательством тиражом 10 000 экз. по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, обнаружилась информация, явно противоречащая и данному благословению, и самому содержанию сборника.
Поскольку речь идет именно о «церкви» «Новая жизнь», возьму на себя смелость здесь эти отрывки дезавуировать. Вот цитата из статьи протоиерея Алексия Бабурина «Объединить наши усилия» из сборника «Наркомания: грех или болезнь»:
«С мая 1995 года в деревне Преображенка под Кингисеппом действует на благотворительной основе реабилитационный центр для наркозависимых под названием «Новая жизнь». Руководит им Сергей Матевосян. Сережа, к сожалению, по конфессиональной принадлежности не православный человек. Но нам, православным, можно многому у него поучиться.
Он работает с самыми тяжелыми наркоманами, с которыми отказываются работать все остальные. Он вытаскивает брошенных, находящихся при смерти ребят из подвалов, обмывает им раны, лечит их, откармливает, дает им приют, работу, возвращает их к полноценной жизни. В нашей стране никто, кроме него, не занимается столь запущенной наркоманией. И нужно отдать Сергею должное, он никого не призывает покинуть лоно Православной Церкви» [3].
Насколько все это правдиво, читатель узнает чуть ниже, из рассказов людей, получивших такую прекрасную помощь. Ну а вопрос о самом происхождении этого текста я также выяснил – просто в личном разговоре с отцом Алексием Бабуриным.
Дело в том, что этот весьма уважаемый и прилагающий много сил в работе с наркозависимыми священник был введен в заблуждение, а проще говоря – обманут, т.е. информирован о деятельности организации «Новая жизнь» из рекламного видеофильма, показанного ему С. Матевосяном, и из рекламной информации «для внешних», где показан «товар лицом» и где ничего не говорилось о конфессиональной принадлежности организации или о внутренних «методиках реабилитации» наркозависимых. Разумеется, никаких благословений на деятельность протоиерей Алексий Бабурин «церкви» «Новая жизнь» не давал.
В самом конце упомянутого сборника мы находим специальный раздел: «Адреса профессиональных лечебно-реабилитационных программ, центров и общин, связанных с решением проблем наркомании».
И здесь мы также читаем:
««Новая жизнь», реабилитационный центр (община) для наркома нов. Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, пос. Преображенское. Собеседования в кинотеатре «Охта»» (адреса, телефоны и пр.).
Данное сообщение можно дополнить следующей информацией.
Рассмотрев полученную докладную записку, директор издательства «Даниловский благовестник» В. Малягин направил куратору Епархиального Информационного центра по противодействию наркомании наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандриту Назарию специальное письмо. В нем руководитель издательства искренне поблагодарил за сведения о секте «Новая жизнь», сообщил, что составители сборника оказались жертвами недостоверных источников, а также принес извинения православным читателям (особенно петербургским).
Остается добавить: любые ссылки кого-либо из представителей «церкви» «Новая жизнь» на благословение священников или поддержку со стороны Православной Церкви следует рассматривать как мошенничество и обман. Тем более что жертвами такого обмана чаще всего становятся самые обычные люди, которые вместо поддержки рискуют оказаться вовлеченными в деструктивную секту.
Эту проблему приходится ставить намного шире, чем рассмотрение отдельной сектантской организации. В этой связи я хотел бы сказать еще об одной книге.
На XI Международных Рождественских чтениях в Москве (конец января 2003 г.) я приобрел одну любопытную книгу, изданную в 2002 г. благотворительным католическим фондом «Каритас»: «Практический справочник. Наркотики и наркоманы». Справочник снабжен и подзаголовком «Надежда в беде» [4]. В содержательной части он составлен вполне корректно; в нем отражен и христианский взгляд на проблему. Однако в своей рекомендательной части он мало чем отличается от всех подобных изданий, делающих упор на так называемую «Миннесотскую модель», т.е. программу «12 шагов» («Анонимные наркоманы – NA»).
При этом в приложении № 3 справочника (центры помощи) приводится список 111 организаций, занимающихся помощью наркозависимым на постсоветском пространстве. Из них 45 организаций используют уже упомянутую американскую 12-шаговую программу «NA», 19 организаций занимаются социальной помощью и 47 – религиозными видами реабилитации.
Из этих 47 всего 6 православных. Прочие организации представляют собой в основном то, что соответствует следующему предельно вежливому наименованию: неохаризматические религиозные сообщества.