Неопятидесятничество: вирус в христианстве - • Исконно российские протестанты
членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ
Епископом С.В. Ряховским.
Одним из основополагающих тезисов протестантизма является утверждение, что каждый верующий во Христа может исповедовать его в согласии с принципом свободы совести. Именно этим обусловлено такое разнообразие протестантских церквей. Мы понимаем слово «церковь» и как всемирное объединение верующих во Христа, и как конкретную общину верующих, проживающих на какой-то территории. Такое понимание не расходится в принципе и с православным вероучением.
Пятидесятники, или христиане веры евангельской – самое мощное и в организационном, и в количественом смысле мировое протестантское течение. В мире насчитывается около миллиарда евангельских христиан. Почему-то считается, что современное евангельское движение в России имеет сугубо западные корни. Это неверно в принципе! Из древнерусских летописей мы знаем, что и наши предки могли не хуже европейцев, да, кстати, и в те же самые века, что и в Европе, стремиться к духовному пониманию и толкованию традиционного христианства. Можно вспомнить движение стригольников во второй половине ХV века, призывавших к пристальному изучению Евангелия, заволжских старцев из окружения Нила Сорского, говорившего о стяжании Духа Божьего, Серафима Саровского, сделавшего учение о Духе основой своей проповеди...
Среди последователей евангельского учения в дореволюционной России были и видные политики, ученые, такие как граф Корф, князья Пашковы, Голицыны, Трубецкие, Чертковы, Гагарины, Ливен и многие другие. В годы кровавых репрессий евангельские христиане разделили судьбу всех верующих советских граждан. Сотни тысяч наших братьев погибли в тюрьмах, лагерях и ссылках, для нас является великим молитвенным наследием память о том, что христианское сопротивление в эти страшные годы было единым и протестантские мученики и исповедники шли на смерть, славя Христа, вместе с православными и католическими мучениками.
Только незначительная часть российского протестантизма была легальна. Но тысячи верующих молились, учили своих детей евангельским принципам жизни и даже проводили богословские конференции. Причем зачастую совместно с православными! Вообще наши различия с православными гораздо менее существенны, чем это принято считать. Я, например, являясь Епископом церкви, не ношу специального облачения. У нас нет монастырей и монашества, а среди священников есть как женатые, так и холостяки. Мы не крестим детей от рождения, считая, что человек должен принять решение о крещении сознательно и четко понимать, зачем он это делает.
Новый этап в развитии протестантско-евангельского движения в России начался с 1989 года, когда была провозглашена демократия, а свобода слова и свобода совести утверждены Конституцией. В 1995 году был возрожден Российский Союз христиан веры евангельской «Церковь Божья», позднее переименованный в Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ). В его состав сегодня входит 12 ассоциаций, объединяющих более тысячи евангельских церквей по всей России.
Отмечу, что подавляющее большинство наших пасторов – коренные россияне, а те немногие иностранные священники, которые трудятся в наших церквях, любят Россию, знают ее язык и культуру, большинство имеют вид на жительство, стали частью нашего отечества.
Нашей первостепенной задачей является, проповедуя Евангелие Христово, возрождать нравственные ценности в обществе, а также вносить посильный вклад в строительство толерантного многоконфессионального гражданского общества, содействовать примирению конфессий и религий в России.
Одним из шагов на пути укрепления партнерских отношений с государством стали разработка основ социальной концепции РОСХВЕ и ежегодное проведение традиционного для протестантов молитвенного завтрака, на котором присутствуют представители российского правительства, администрации президента, Государственной думы и разных конфессий.
Мы поддерживаем взятый руководством нашей страны курс на создание устойчивой рыночной экономики, усилия государства по поддержке малого и среднего бизнеса. И считаем это направление деятельности государства очень перспективным.
Но важно, чтобы роль государства усиливалась и в плане обеспечения социальных потребностей граждан нашей страны. Развитие института социального партнерства, в том числе с участием религиозных объединений, – важный инструмент в решении социальных проблем.
Ярким примером такого партнерства является стартовавшая в 2003 году антинаркотическая акция «Поезд в будущее», в оргкомитет которой кроме нас также вошли главы крупнейших в России религиозных конфессий, а сопредседателями стали Георгий Сергеевич Полтавченко, мэр Москвы Юрий Лужков и митрополит Кирилл (Гундяев).
В этом плане мы имеем бесценный опыт создания антинаркотической программы «Новая жизнь», осуществляемой в городе Кингисепп благотворительным фондом «Новая жизнь» на межконфессиональной основе уже в течение 7-ми лет. На данный момент по данной программе в стране функционируют около двухсот благотворительных центров реабилитации и социальной адаптации наркоманов и алкоголиков. Также успешно развиваются благотворительные приюты, детские дома, хосписы и другие социальные учреждения. Ведется обширная работа по договору с ГУИН в местах лишения свободы. При наших церквях действуют сотни образовательных учреждений, театральные студии, музыкальные группы, спортивные клубы.
Мы часть этого века – ученые, политики, бизнесмены, актеры, журналисты, рабочие и крестьяне. На сегодняшний день в России около пяти тысяч официально зарегистрированных евангельских общин, в которых в общей сложности более миллиона прихожан.
Мы патриоты России. И верим, что наша страна благодаря своим внутренним ресурсам должна стать ведущей мировой державой. Верим в духовное, нравственное, культурное и экономическое возрождение страны. Мы верим, что одно из призваний церкви – молиться за правителей и благословлять власть существующую, не изменяя при этом ни на йоту тем принципам, которые заповедал нам всем Спаситель Иисус Христос.
Татьяна Секридова
Статья из журнала «Лица» декабрь/январь 2004
Источник: http://www.proslavlenie.ru/rjahovski.html