Неопятидесятничество: вирус в христианстве - - Этап третий: «Замораживание» личности
После завершения этапов «размораживания» и «замены», когда прежняя личность разрушена и в сознание человека введена новая система убеждений, ему нужно создать новую личность. Начинается этап рождения «нового человека», или этап «замораживания» новой личности. Чтобы он прошел этот этап успешно, перед человеком обязательно необходимо поставить новую жизненную цель и дать ему новое дело. Созданная вместо прежней личность должна в нем доминировать не только в контролируемой среде, но и за порогом секты, когда он отправляется на вербовку. Поэтому новичок должен признать и максимально усвоить новые ценности и новые представления.
На этапе «замораживания» личности главным методом поступления информации становится подражание. Новичков попарно объединяют с «ветеранами» секты, которые должны демонстрировать им образец поведения и вообще учить уму-разуму. «Духовное дитя» во всем должно копировать поведение «духовного родителя». С одной стороны, это льстит «ветеранскому» эго и заставляет его всегда исполнять свои обязанности на высоком качественном уровне, а с другой стороны – пробуждает у новичка желание в будущем стать образцом для подражания и воспитывать своим примером когорту последующих новобранцев.
К числу самых распространенных и эффективных приемов, позволяющих контролировать мысли членов секты, относятся ритуалы остановки мыслей. Им говорят, что это способствует их духовному росту и эффективности. Всякий раз, когда в голове члена секты появляется «дурная» мысль, противоречащая лжеучению секты, он практикует остановку мыслей, – чтобы подавить возникший «негатив» и вернуть себе душевное равновесие. Таким образом, он обучается отстраняться от всего, что угрожает его сектантской реальности. Существует много техник остановки мыслей. В данном случае это могут быть молитвы, пение псалмов или вышеупомянутая глоссолалия, или «говорение на языках».
С ее помощью человека можно ввести в состояние транса. Во время процесса, который называется «драйвингом», харизматический лидер секты, как правило, одаренный оратор, вводит аудиторию в состояние крайнего возбуждения. Драйвинг осуществляется поэтапно: сначала аудитория поет гимны в определенном и четко повторяющемся ритме (иногда отбивая ритм хлопаньем в ладоши, а иногда в музыкальном сопровождении). После такого предварительного «подогрева» аудитории лидер начинает ритмично двигаться и громко читать молитву. Далее начинается этап глоссолалии, когда молящийся начинает громко выкрикивать молитвы, которым вторит весь зал. Через некоторое время все присутствующие входят в состояние транса.
Такое гипнотическое состояние резко отличается от обычного состояния бодрствования. Если в нормальном состоянии сознания наше внимание благодаря 5-ти органам чувств сосредоточено на восприятии сигналов внешнего мира, то в состоянии транса оно полностью сфокусировано на внутренних ощущениях. Человек видит, слышит и ощущает окружающее действие внутренне. Степени погружения в транс бывают различными, от легкого отключения до глубокого «замораживания», когда органы чувств практически не воспринимают окружающий мир и личность чрезвычайно подвержена внушению. Именно в таком состоянии жертве культа легко навязать те или иные установки. Торможение мышления – наиболее прямой метод подавить способность человека критически воспринимать реальность.
Техники остановки мыслей становятся механическими, так как человека программируют прибегать к ним при первых признаках сомнения, тревоги и неуверенности. Через пару недель использование такой техники входит в привычку и становится автоматическим. Человек даже не осознает, что у него в голове только что мелькнула «дурная» мысль. Он может лишь внезапно заметить, что поет псалмы, молится на «иных языках» или выполняет другой ритуал остановки мыслительного процесса. Члены секты считают, что, научившись останавливать мысли по желанию, они духовно растут, но в действительности они приобретают зависимость. Покинув секту, в которой они постоянно прибегали к таким техникам, им приходится проходить через трудный период отвыкания, чтобы вернуться к нормальной жизни.
Нового члена секты стремятся как можно быстрее подключить к вербовке. Как показали современные исследования в области социальной психологии, ничто так не укрепляет человека в собственных убеждениях, как его попытка навязать эти убеждения другим людям. Это своего рода опосредованное самовнушение. Вербовка новых членов способствует быстрому закреплению сектантской личности. Обычно в группах с жесткой казарменной дисциплиной, каковыми являются в том числе и создаваемые неопятидесятниками-харизматами общины для химически зависимых лиц, их члены обязаны спрашивать разрешение у руководителей на выполнение любого действия. Зачастую рядовых адептов искусственно ставят в финансовую зависимость от руководства. С учетом того, что член подобной религиозной общины, не имея собственных средств в наличии, вынужден просить у руководства деньги на проезд, на одежду, на визит к врачу, на звонок другу или родственнику, каждый его шаг в течение дня становится подотчетным.
Так организация жестко контролирует поведение последователей и, соответственно, их мысли и чувства. Кроме того, поведение часто контролируется и требованием жить групповой жизнью: вместе есть, работать, ходить на собрания и спать в одном помещении. Проявление индивидуализма строго пресекается. Новообращенному члену секты обязательно выделяют постоянного «приятеля»-старожила или вменяют обязанность постоянно находиться в обществе пяти-шести человек из группы. Контроль над сознанием, практикуемый в сектах – это социальный процесс, в который вовлечены большие группы людей. Происходит погружение человека в такое социальное окружение, в котором, чтобы функционировать, он вынужден спрятать свою исходную личность и «надеть на себя» новую, одобряемую и поощряемую группой. Любая реальность, которая могла бы напомнить ему о его «прошлой» личности – все, что может поддержать его прежнее ощущение самого себя – отбрасывается и замещается новой реальностью, порождаемой группой. Даже если он поначалу намеренно играет требуемую роль, эта игра постепенно перестает быть игрой и превращается в реальность. Он воспринимает тоталитарную идеологию, которая, будучи усвоена, замещает исходную систему убеждений. У такого человека обычно наблюдается резкая смена стереотипа поведения и образа жизни.
Однако, судя по рассказанным нашими пациентами историям их скитаний по реабилитационным центрам сектантского толка в нашей стране, а также в Испании, где очень сильно распространены подобные группы, часто образ жизни достигшего определенного положения в секте человека, выставляемый напоказ членам общины, весьма далек от истинной сохранившейся, насыщенной страстями «наркоманской» сущности. Их поведение за пределами общины (прошедшим курс реабилитации позволяется иногда выходить во внешний мир), сложно соотнести с христианским. Соответственно, вся реабилитация у некоторых новообращенных адептов секты, пришедших в нее из рядов наркозависимых, так и остается просто игрой. Часто, осознав, несмотря на оказываемое психологическое давление, всю лживость подобных методов, они не проходят программу до конца (обычно от 6 месяцев до 1 года и выше), выходят из группы и возвращаются на прежнее место проживания. Причем практически всегда никто из членов современного религиозного новообразования харизматического толка не помогает им добраться до дома, не выделяет на этот путь материальных средств. Максимум, что они делают – это отвозят желающего покинуть общину на несколько километров от места ее расположения и напоследок предлагают еще раз подумать о своем решении. Навязчиво рекомендуется остаться вместе с членами секты и попробовать «еще сильнее соединиться с Богом». Ведь только так, по их словам, он сможет спастись – в любом другом случае его ждет смерть, потому что там, внушают они ему, во внешнем мире, царит Дьявол, который погубит всех ушедших из этой общины. И они, как «истинные христиане», протягивают ему руку помощи, несмотря на допущенные ошибки. Естественно, под помощью здесь подразумевается возможность продолжать пребывание в группе, но не помощь в отправке заблудшего «сына Божьего» к родственникам.
Кроме того, наши пациенты описывали случаи, когда безумные члены подобных харизматических групп как бы в отчаянии все вместе пытались приложить свои руки к голове уходящего и дружно помолиться на «ином языке» за своего несчастного брата. Если же человек так или иначе находил в себе силы отказаться от нахождения в «учебном центре» общины, дальнейший свой путь он осуществлял самостоятельно. При этом чаще всего никто не предупреждает близких родственников об уходе их ребенка (мужа, жены, сестры, брата) из данной общины.
Следует отметить, что в основном сектанты стараются отправлять свои новые человеческие приобретения на далекое расстояние от места постоянного проживания, чтобы исключить влияние родственников и друзей на новообращенного. Помимо того, это позволяет предотвратить донесение до них информации о том, что происходит в стенах подобных «реабилитационных» учреждений.
Таким образом, человек, принявший решение покинуть общину неопротестантов-харизматиков, вынужден самостоятельно пересекать огромные расстояния до дома, в большинстве случаев не имея на руках никаких материальных средств к реализации принятого решения. Соответственно, обратный путь для части ушедших из секты ребят в итоге может закончиться неблагополучно и даже трагически. Либо они попадают в тюрьму, поскольку пытаются заработать известным большинству из них криминальным путем средства на проезд до дома, либо в процессе путешествия происходит очередной срыв и они снова начинают употреблять наркотики или замещать их алкоголем, в связи с естественно возникающей в столь нелегкой дороге тяжелой депрессией.
Возникший рецидив может в свою очередь привести к осознанию своей вины перед покинутой группой и возвращению в ту же общину. В другом случае ушедший из нее может погибнуть в дороге от передозировки. Но большинство все же добирается домой. Лишь единицы из тех, кто досрочно оставил подобные «учебные центры», приезжают к родственникам, сохранив трезвеннический настрой на длительный промежуток времени после возвращения. Однако, по приезду домой после такого «духовного восстановления» в секте, они, в течение первых двух недель, испытывая резко выраженное влечение к наркотику, находят желанную дозу и употребляют ее в том же объеме, что и раньше, до отъезда в реабилитационный центр. В результате чего молодой человек, в случае невозможности оказания ему скорой медицинской помощи, после инъекции может погибнуть от передозировки и родители теперь уже навсегда теряют своего ребенка.
Таких нелепых смертей по всей России можно насчитать немало, причем погибшие ребята чаще всего возвращаются именно из так называемых «протестантских» общин. И сколько их колесит сейчас по стране в поисках дороги домой одному Богу известно.
Из воспоминаний близких родственников и друзей лиц, проходивших курс реабилитации в подобных общинах, известно, что помимо ухода из жизни вследствие случайной передозировки наркотиком зависимого человека, самовольно покинувшего неопротестантскую (неопятидесятническую) харизматическую общину, возможен и другой сценарий, также приводящий к исчезновению алкоголь– и/или наркозависимого человека из поля зрения. Это связано с тем, что те, кто завершил полный курс реабилитации (вернее будет сказать, индоктринации) в подобных псевдопротестантских новообразованиях, либо никогда не возвращаются домой, либо едут туда уже в качестве абсолютно других, радикально измененных личностей с целью создания платформы для последующей вербовки новых членов своего тоталитарного деструктивного культа (секты). Чаще всего речь идет об организации очередного стационарного центра реабилитации потребителей наркотиков закрытого типа. В терминологии неопротестантов харизматического толка – «центра духовного восстановления» для данной категории лиц. При этом в населенных пунктах силами наиболее активных членов подобных организаций организуются соответствующие «группы изучения Библии и Евангелия», «духовного просвещения» и «восстановления», куда с помощью размещенных в средствах массовой информации и по территории объявлений приглашаются местные жители.
Специально для этих целей арендуются помещения. Как правило, это аудитории, способные вместить большое количество людей единовременно – Дома культуры, большие лекционные залы высших, среднеспециальных и общеобразовательных учебных заведений. Часть адептов идет по школам и предлагает администрации организовать семинары для учащихся по профилактике наркомании и других видов зависимого поведения. Некоторые из привлеченных таким образом молодых людей впоследствии станут активными последователями разрушающих личность идей и практических упражнений распространят этот «духовный вирус» еще дальше. Таким образом, в настоящее время сеть одинаковых по своей сути, но разноименных деструктивных культов охватывает практически всю Россию. И пока, к сожалению, никаких эффективных действий по ликвидации этой угрожающей национальной безопасности, духовной целостности и психическому статусу россиян проблемы государственными структурами так и не предпринято – отсутствует законодательная база для принятия каких-либо решений, способных кардинальным образом изменить создавшуюся экстремальную ситуацию.
С каждым днем текущее положение дел в данной социальной, точнее сказать, асоциальной прослойке все более осложняется. Этот факт подтверждается информацией, поступающей в том числе и в Душепопечительский православный центр святого праведного Иоанна Кронштадтского. В наше распоряжение летом 2008 года была передана информация, являющаяся закрытой для большинства специалистов. Она размещена в компьютерной сети «Интернет» по электронному адресу http://www.kir56ka.ru и предназначена исключительно для руководителей южнороссийского филиала международной неопротестантской харизматической организации «Исход», в англоязычном варианте – «Exodus». Штаб-квартира этой организации расположена в Соединенных Штатах Америки с европейским подразделением, управляемым из Великобритании.
Приведенные ниже данные до сих пор имеют секретный код доступа. Нам он известен: 123456. Каждый, кто пожелает удостовериться в приведенных ниже цифрах, может самостоятельно изучить размещенные там материалы. Это будет возможно до тех пор, пока модератор сайта не узнает о наличии информационной утечки.
Ниже приводим сводную таблицу, объединившую в себе всю информацию, полученную по вышеуказанному электронному адресу 6 января сего года. При этом необходимо еще раз подчеркнуть, что достоверность полученных сведений подтверждается тем фактом, что они были размещены в режиме секретного доступа исключительно для внутренних целей руководящего звена одного из самых крупных неопротестантских харизматических объединений, функционирующих на территории Российской Федерации. Их показатели объективно демонстрируют качество оказания услуг по реабилитации потребителей наркотиков, характерное для любых представителей данной группы современных религиозных новообразований христианского толка, скрывающихся под наименованием «неопротестанты», «неопятидесятники» или «харизматы». Далее давайте ознакомимся с таблицами №1 и №2, размещенными в приложении к данной статье.
Приложение 1
Цифры, представленные в них, позволяют наглядно пояснить, что на самом деле происходит в общинах группы так называемых «центров духовного восстановления», действующих по всей стране под покровительством Российского союза христиан веры евангельской – РОСХВЕ, возглавляемого «епископом» Сергеем Васильевичем Ряховским, по совместительству являющимся членом Общественной палаты Российской Федерации и членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Исчерпывающие материалы, освещающие всю историю жизненного пути лидера этой своеобразной общероссийской организации, призвавшей на борьбу с наркоманией большинство современных религиозных новообразований неопротестантского харизматического толка инородного происхождения, даны в докладе Евгения Олеговича Мухтарова, члена Совета по вопросам религиозных объединений при мэрии города Ярославля. Данная информация была озвучена на уже упоминавшейся здесь Международной научно-практической конференции «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма», проходившей в городе Саратов 10–11 мая 2005 года, и опубликована в том числе и в настоящем сборнике.
В 2005 году на юбилее «Исхода», торжественно отмечавшемся в одном из крупнейших Дворцов культуры города Ростов-на-Дону, завода «Ростсельмаш», С.В. Ряховский торжественно совершил обряд, изначально имеющий непосредственное отношение к традиционным для всего мира христианским религиям – рукоположение в сан епископа. Этот акт был проведен над пастором Михаилом Ощепковым – создателем и идейным вдохновителем распространения неопротестантской харизматической версии реабилитации потребителей алкоголя и наркотиков. На этом событии присутствовало более 2 тыс. человек, подавляющее большинство из которых на тот момент уже являлось адептами сети филиалов «Исхода» на юге России. Все они либо имели опыт пребывания в центрах «духовного восстановления» данной организации, либо являлись их родственниками или близкими друзьями. Ныне «епископ» Михаил Ощепков управляет «Исходом» на расстоянии, проживая при этом на территории Соединенных Штатов Америки. Очень показательный момент в этой истории. Но суть не в этом. Основная работа, которая проводится сотрудниками данной организации, распространившей свое влияние в основном на территории Южного федерального округа, как известно – реабилитация и ресоциализация потребителей наркотиков. По крайней мере, такая информация декларируется сотрудниками «Исхода» повсеместно. Однако данные, которые приведены в таблицах №№1, 2 Приложения, свидетельствуют о несколько иной ситуации.
В качестве пояснения необходимо кратко прокомментировать те показатели качества реабилитационного процесса, которые зафиксированы руководителями 47 филиалов «Исхода» – так называемых «центров духовного восстановления», в их статистических картах отчетности за 8 лет функционирования – с 1 января 2001 года по 6 января 2009 года. Эти объекты расположены на территории 9 субъектов Российской Федерации. Часть из них в силу различного рода обстоятельств уже прекратила свое существование, но информация о результативности их реабилитационного процесса также включена в данный обзор. Суммарно в общины для химически зависимых лиц, организованные неопротестантами-харизматами «Исхода», обращались 3 728 раз. Возможно, что один и тот же человек мог иметь в своей истории болезни несколько обращений в это «международное служение на Юге России», как обычно называют свою организацию сами «исходовцы». Но этот факт не имеет особого значения. Нас интересуют несколько иные показатели.
В первую очередь – сколько человек вернулось домой после прохождения полного курса реабилитации в данных специфических учреждениях. При подсчете получается следующее количество в полном смысле ресоциализированных, т.е. вернувшихся в общество здоровыми и трезвыми людей, в прошлом потребляющих наркотики: 97! То есть в процентном соотношении от общего количества обращений в филиалы «Исхода» мы получаем 2,6%!!! Таким образом, вести речь о том, что неопротестанты способны эффективно оказывать реабилитационные услуги населению невозможно ни при каких обстоятельствах.
Это и есть проявления «синдрома госпитализма», когда домой в трезвом состоянии способны вернуться лишь считанные единицы. С чем это связано, мы уже разобрали, поэтому не будем на этом останавливаться. Достаточно отметить, что подобные показатели (возвращение на прежнее место проживания, в круг близких родственников) даже ниже тех, что демонстрируют государственные наркологические стационары, где пациентам проводится исключительно медикаментозное лечение с элементами индивидуальной и групповой психотерапии в течение 14-28 суток. При этом прервал курс реабилитации в «Исходе» 1651 человек, что составляет 44,3% от общего количества обращений. Если учесть, что за каждым случаем стоит чья-то судьба, и уход из общины всегда сопровождается драматичными событиями в жизни потенциального алкоголика и/или наркомана, который все же предпочел вернуться в свою группу потенциальных смертников, каковыми по сути являются наркозависимые, или в лучшем случае заключенных, нежели стать адептом тоталитарного деструктивного культа, то становится понятно, какой ущерб России и ее жителям наносят подобные чуждые нашему общественному строю организации.
Еще один момент, тревожащий не меньше, это то, что 802 человека (21,5%) после прохождения полного курса реабилитации, не меньше 1 года, были направлены в служение. Другими словами, они стали адептами неопротестантизма и сегодня сознательно распространяют свое лжехристианское и асоциальное, противопоставляющее себя обществу, учение по всей стране. Но самое главное, что именно эти люди теперь создают свои «центры духовного восстановления», прикрываяысь благими целями. И большинство из них будет носить уже другие названия – не «Исход», а какой-нибудь «центр здоровой молодежи», но суть от этого не изменится – они стали носителями идей не реабилитации потребителей алкоголя и/или наркотиков, а индоктринации, т.е. вовлечения в свои ряды новых людей, не осознающих, что, получая жизнь в трезвости, без приема каких бы то ни было психоактивных веществ, они приобретают еще более сильную зависимость – психическую, освободиться от которой намного сложнее, без посторонней помощи опытных психотерапевтов, психиатров и психологов практически невозможно. При этом следует отметить, что контроль поведения, мышления, эмоций и информации оказывает колоссальное воздействие на человека и позволяет манипулировать людьми даже с самой устойчивой психикой. Более того, именно такие личности составляют ядро секты и входят в число самых фанатичных и преданных его членов.
Вместе с тем возникает закономерный вопрос: почему не только измученные своим мрачным беспросветным существованием алкоголики и наркоманы, но и умные, образованные, интеллигентные социально адаптированные взрослые люди уходят в секты? Может быть, причину следует искать не только в искусной вербовке и психологическом контроле?
Это нетрудно объяснить. Дело в том, что сегодня мы все больше отдаляемся друг от друга. У нас все меньше точек соприкосновения между собой. Мы утратили ощущение эмоциональной сплоченности, разучились любить душой, а не телом, духовно разобщены, регулярно впадаем в депрессию, даже если не страдаем алкогольной или наркотической зависимостью.
Когда люди принимают решение вступить в харизматическую группу, они временно избавляются от стресса, причем, чем ближе они ощущают себя к группе, тем сильнее эффект облегчения и тем меньше стресс, который они испытывали до вступления в группу. Человек начинает видеть в группе защиту от житейских бурь. При этом группа действует как психологические клещи: с одной стороны, она оказывает сильное давление, а с другой стороны – избавляет от стресса. Например, нормы группового поведения, которым должен следовать член группы, могут спровоцировать у него стресс. Поскольку он привык считать, что его эмоциональное благополучие зависит от близости к группе, ему ясно – только сохраняя верность группе, он сумеет избавиться от стресса. Это, в свою очередь, делает его более послушным групповым требованиям и воле лидера. Отдаляясь от группы, он снова начинает чувствовать себя несчастным и состояние стресса возвращается. Каждый такой эпизод служит эффективным обучающим «экспериментом».
Следует отметить, что избавление от стресса, которое происходит при вступлении в харизматическую группу, порождает некий снобизм по отношению к людям, которые в эту группу не входят и, как следствие, – деление людей на «своих» и «чужих». Это значит, что вступление в коллектив, сопряженное со значительным самопожертвованием, обеспечило их рядом преимуществ, которыми они не намерены делиться с «чужими». Таков способ самозащиты, к которому всегда прибегают современные культовые новообразования. При этом лидеры большинства из них, активно распространяющие свое влияние на территории Российской Федерации, стараются свести все социальные роли, доступные их членам, только к групповым ролям. Как известно, без абстрактного идеала или внешнего врага трудно очертить границы группы, а значит, и без сформированной элементарной структуры организации любое действие импульсивно и поэтому потенциально опасно.
У членов группы зарождается и со временем при участии руководящего звена прогрессирует страх перед миром за ее пределами. Лидеры таких религиозных объединений в процессе управления своими подопечными формируют некие «социальные коконы», которые позволяют трансформировать личности членов за счет принуждения группы к социальной, идеологической и физической изоляции от окружающего их внешнего пространства. Они направляют силу этого страха на формирование «закрытых обществ» с жестким «пограничным контролем», которые требуют от членов исключительной и безраздельной преданности, беспрекословного подчинения их авторитету.
Таким образом, фобии (страхи), генерируемые подобными группами, отнимают у их участников свободу выбора. В членах секты воспитывается паническая реакция на мысль об уходе из нее – учащенное сердцебиение, жар, усиленное потоотделение, выраженное желание избежать создания условий для своего изгнания из коллектива. Им внушают, что если они уйдут, то навредят этим поступком всему человечеству, останутся беззащитными перед лицом ужасных опасностей; они могут сойти с ума, быть убиты, снова станут зависимы от приема алкоголя и/или наркотиков, не смогут выжить вне группы и будут помышлять о самоубийстве. Легенды о таких случаях постоянно рассказывают членам секты, как на лекциях, так и посредством распространения управляемых слухов внутри общины. В результате жертва подобной обработки сознания не способна представить себе, что может чувствовать себя в безопасности вне принявшей ее группы. И ради того, чтобы остаться среди своих единомышленников, человек готов пойти практически на все.
Кроме того, специалистам известно, что в отличие от обычных общественных организаций, где у каждого человека есть выбор уйти или остаться, в деструктивном тоталитарном культе законных оснований для выхода нет. Членам такой группы внушают, что на уход из нее толкает только слабость духа, незрелость, глупость, невменяемость, искушение, гордыня, нетерпимость, греховность и так далее. И если все же человек покидает группу раньше установленного ему срока, чувство вины и стыда за невыполнение обязательств, данных им, как ему кажется, самому Богу в лице лидеров неопятидесятнической группы, чаще всего приводит его к погибели. Нормальные же, не деструктивные группы относятся к своим членам как к взрослым людям, которые могут сами решать, что для них хорошо, а что – плохо. И хотя любая организация стремится поддерживать целостность своих рядов, «добропорядочные» группы не делают этого посредством внушения своим членам чувства страха или вины. Так поступают только деструктивные культы. Для воспитания конформизма и уступчивости членов группы они обучают всегда и во всем винить только себя. Им помогают ощутить историческую вину, личную вину, вину за совершение первородного греха, социальную вину, вину перед группой, перед руководством. Они всегда виноваты в том, что «не сделали», «не справились», «не смогли», «не предусмотрели», «не так подумали» и т.д. Они настолько приучены винить себя во всех грехах, что с благодарностью реагируют на критику лидера в их адрес.
В самом деле, если член секты способен иметь только позитивные мысли о своем членстве в ней, значит, он надежно пойман в ее сети. Если доктрина секты безупречна, и ее лидер тоже, значит, любая возникающая проблема – ошибка этого члена секты. Он учится во всем винить себя и работать еще интенсивнее, своим физическим усердием отрабатывая свою мнимую духовную слабость. Членов подобных общин часто намеренно поддерживают в состоянии эмоционального дисбаланса, произвольно чередуя похвалы и порицания. Это злоупотребление методами модификации поведения – поощрением и наказанием – укрепляет чувство зависимости и беззащитности. Сегодня вас могут послать проводить пресс-конференцию перед телекамерами в костюме и галстуке, а завтра вы уже будете заниматься тяжелым ручным трудом в наказание за вымышленные или резко преувеличенные лидерами секты прегрешения.
В настоящее время, когда алкоголизм и употребление психотропных веществ стали поистине предметом внимания всей нации и представителей Правительства Российской Федерации, необходимо, чтобы специалисты в области психического здоровья обратили внимание и на бывших членов современных религиозных новообразований (тоталитарных сект). Люди, у которых до автоматизма выработана привычка к длительным (многочасовым) служениям и ритуальным песнопениям под громкую ритмичную и мелодичную музыку, циклично заменяемую на тихую и спокойную (что усиливает внушаемость адептов), дополненную вдохновенными проповедями с цитированием фрагментов из Библии, испытывают выраженную психическую и психологическую зависимость от практики контроля над их сознанием. Подобное воздействие на мозг ведет к образованию в нем таких химических соединений, которые не только приводят к расстройству внимания, но и вызывают резко выраженное измененное состояние сознания.
Далее попробуем с точки зрения психофармакологии и нейрофизиологии разобраться в причинах столь резко выраженного запечатления этой специфической неприемлемой в нормальном обществе идеологии тоталитарных деструктивных культов в сознании людей, заинтересовавшихся их псевдологическими построениями.
В 50-х годах прошлого века молодой английский психиатр Хамфри Осмонд (Humphry Osmond), впоследствии приглашенный для продолжения своих научных изысканий в США и Канаду, обратил внимание на близкое по химическому составу сходство мескалина (одного из самых мощных галлюциногенов – веществ, способных в микродозах вызывать сильные галлюцинаторные переживания) и адреналина – гормона, выбрасываемого в кровь при любом стрессе. Дальнейшие исследования показали, что и лизергиновая кислота (как и ее производное – диэтиламид лизергиновой кислоты, ДЛК или в английской аббревиатуре LSD) – крайне мощный галлюциноген, получаемый из спорыньи, – имеет с ними общие структурные биохимические связи. Позже было открыто, что адренохром, продукт распада адреналина, в повышенных концентрациях вызывает ряд симптомов, наблюдаемых при отравлении мескалином.
Другими словами, каждый из нас способен производить химическое вещество, микроскопические дозы которого, как показано в современных исследованиях, приводят к глубоким изменениям в сознании. И именно это вещество в гораздо большей концентрации преобразуется в организме из адреналина в процессе активного участия в собраниях неопятидесятников-харизматов с музыкальным сопровождением. Специально для достижения данного эффекта на таких мероприятиях используется набор инструментов для рок-музыки: ритм-секция с большим количеством ударных инструментов, электрогитары, синтезаторы, аппаратура, дополнительно усиливающая звуковое сопровождение со специальными электронными акустическим эффектами. Исследователи генерируемых в процессе собраний психических состояний отмечают, что некоторые из таких изменений сходны с теми, что имеют место при остром психотическом возбуждении, фиксируемом у пациентов психиатрических клиник.
Таким образом, под воздействием подобных мелодичных громких ритмичных звуков, чередующихся со спокойными расслабляющими музыкальными аккордами, у посетителей столь своеобразных мероприятий возникает ощущение, сходное, в частности, с тем, которое испытывает потребитель наркотиков, принимая дозу синтетического галлюциногена. Известно, что на такое действо лидеры неопятидесятнических харизматических групп стремятся собрать максимально возможное количество людей, обязуя каждого более опытного члена новообразованного культа в следующий раз привести по 2 «свежих» человека. В итоге на сознание всех присутствующих на массовом мероприятии накладывается также и еще одна дополнительная нагрузка, обусловленная таким известным понятием как «психология толпы».
Итальянский социолог и криминолог Шипио Сигеле (Scipio Sighele) в конце XIX века одним из первых объяснил данное явление. Он постарался осмыслить механизмы преобразования индивидуального сознания в групповое и массовое. По его мнению, опубликованному в книге «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии (La folla criminale, 1909)», объединение индивидов в общность – партию, секту, толпу и т.п. – приводит к несоответствию между добропорядочной моралью отдельного человека и откровенно порочной, клановой моралью группы. В книге он подробно изложил свои мысли, в частности то, что процессы общественного упадка Италии тех времен нашли свое выражение в феномене толпы.
Проще говоря, подобные религиозные организации, применяющие в своей практике управляемый контроль над сознанием личности, делают из своих членов подобие тех же асоциальных элементов, по сути – наркоманов. Именно по этой причине многие люди, в прошлом имевшие опыт злоупотребления психоактивными веществами и впоследствии ставшие членами секты, в которой практикуются многочасовые медитации, эмоционально насыщенные прославления Бога и тому подобное, освобождаются от наркотической зависимости. Как, впрочем, и некогда полноценные члены общества, не имеющие в прошлом подобных проблем, начинают противопоставлять свою группу остальному обществу и приобретают стойкую выраженную зависимость от пребывания в ней.
Таким образом, последователи некоторых современных нетрадиционных религиозных учений, находясь в состоянии специфического трансового состояния, погружения в свой внутренний мир переживаний, становятся более внушаемыми и восприимчивыми к их теоретическому обоснованию. Критическая оценка ситуации у них в такие моменты максимально подавлена. Кроме того, этот период времени обычно сопровождается очень приятными ощущениями и эпизодическим возбуждением с последующим полным расслаблением, поэтому люди стремятся как можно чаще повторять этот необычный для них опыт, приходя вновь и вновь на такие собрания, часто именуемые «восхвалениями» или «служениями».
На сегодняшний день социальная опасность данных поименно известных экспертам организаций, является доказанным фактом. Другим подтверждением подобных оценочных характеристик является то, что некоторые бывшие члены тоталитарных деструктивных культов, применявшие в прошлом подобные методики изменения сознания в течение ряда лет, сообщали в первое время ухода из группы о большом количестве вредных побочных эффектов, таких, как сильные головные боли, мышечные спазмы, расстройства умственной деятельности – памяти, концентрации, способности принимать решения. Т.е., последствия пребывания в таких организациях оказались достаточно серьезными, в итоге это приводило к нарушению психического и соматического здоровья этих людей.
Когда лидеры сект говорят общественности, что члены их организаций могут уйти в любой момент и что двери секты открыты, они пытаются создать впечатление, что у их «подопечных» есть свобода выбора и это их добровольное решение – оставаться в секте. На самом же деле у ее членов нет реального выбора, потому что им была внушена фобия в отношении внешнего мира. Внушенная фобия уничтожает саму психологическую возможность выбора ухода из группы, даже если человек несчастлив в группе или просто хочет заняться чем-то другим. Они считают, что для них не существует иных путей успешно развиваться духовно, интеллектуально или эмоционально. Посредством такого применения контроля над сознанием люди превращаются в рабов. Хотя члены сект часто говорят: «Покажи мне путь лучше моего, и я по нему пойду», – в действительности у них нет ни времени, ни способности логически рассуждать, чтобы доказать это утверждение самим себе. Они заперты в своеобразной психологической тюрьме.
При этом известно, что в таких общинах их рядовые члены, как правило, выполняют тяжелую физическую работу, оказывая всяческие услуги проживающему рядом населению. Деньги за ее выполнение при этом получает только руководящее звено, а труженикам достается лишь скудная пища, кровать, да ежедневная, временами и ночная порция бесконечных молитв и свидетельств спасения исключительно внутри этой специфической религиозной группы.
Также нельзя забывать, что родственники, благодарные за отсутствие рядом с собой чрезвычайно неприятной проблемы в лице потребляющего наркотики или злоупотребляющего алкоголем ребенка, мужа или жены, передают лидерам этих общин щедрое вознаграждение за их труды, и нередко в конце концов сами уходят в бесплатное служение к лидерам той организации, в которой пребывает близкий им человек, отдав им в бесплатное пользование свое имущество. Впоследствии, пребывая в состоянии иллюзорной радости за нахождение, как им внушили, спасительного пути и таких же единомышленников, эти люди безоговорочно рвут все свои прежние социальные связи, окончательно превращаясь в армию марионеток, исполнителей чужой воли, требующей только слепого подчинения. И когда придет время, они выполнят любой приказ. Пока оно не настало, но если ничего не предпринимать и дальше, оно обязательно придет. И тогда процесс дестабилизации российской популяции может стать необратимым…
Безусловно, необходимо сделать еще немало серьезных шагов для того, чтобы остановить распространение деструктивных религиозных новообразований, возникших при поддержке их зарубежных головных офисов, расположенных в подавляющем большинстве на территории Соединенных Штатов Америки, и в последние годы в огромном количестве размножающихся на территории Российской Федерации. Посредством ответственного лидерства традиционные религиозные и патриотически настроенные общественные организации исключительно российского происхождения обязаны приложить значительные усилия к тому, чтобы самостоятельно наполнить смыслом бытия сознание нашего народа, не дать ему забыть о причастности каждого из нас к судьбе своего Отечества. Это возможно только лишь при поддержке здоровых инициатив на уровне государства, при участии всех его структур в данном процессе.
Только такой путь способен привести к возникновению сплоченных групп людей, работающих ради конструктивных целей и во имя искреннего созидания единства и благополучия всего российского сообщества, но не какой-то завезенной извне технологии манипуляции сознанием русского человека, возникшей вне исторически сложившейся для нашей территории культурной и религиозной традиции.
Таким образом будут удовлетворены потребности подавляющего большинства людей, населяющих Россию, в ощущении того, что они являются частью здорового и крепкого государства, все силы которого направлены на поддержку в своих гражданах созидающей традиционной духовной составляющей, наиболее близкой их естеству и происхождению. Именно эти шаги способны окончательно укрепить фундамент национального единства и ускорить возрождение былого величия российского государства и вместе с тем не позволят представителям современных религиозных новообразований христианского толка и чужеродного происхождения осуществить свои далекие от интересов нашего народа и правительства замыслы, какими бы благими идеями и псевдонимами они не прикрывались.
P.S.: Мы увидели с Вами, дорогие читатели, как происходит реабилитация нарко– и алкогользависимых в неопятидесятнических, харизматических центрах. Итог, прямо скажем скажем, по крайней мере, неутешительный, если не сказать – плачевный. И дело даже не в том, что большинство реабилитантов становится вновь зависимыми, а в том, что они, как правило, не возвращаются в социум и в семьи, а остаются в замкнутом сектантском пространстве.
Занимаясь длительное время усиленно реабилитацией зависимых лиц, я также нередко сталкивался с наркозависимыми, вышедших из неопятидесятнических и других сектантских центрах. В 2007 году в Белгородском наркодиспансере мне пришлось беседовать с одним из руководителей баптистского реабилитационного центра. Он, достигнув там довольно высокого положения, вновь вернулся к употреблению наркотиков и сбежал оттуда, попал на лечение в упомянутый диспансер. В разговоре со мной он признался, что процент выздоравливающих и ведущих трезвый образ жизни после выхода из центра составляет 8–9. Он видел многих ребят и девчат, прошедших реабилитацию в православных центрах и удивился, что они уже много лет ведут нормальный здоровый образ жизни. Он захотел вновь вернуться к Православию и в православном центре пройти реабилитацию от наркозависимости.
Говорить о точных цифрах излеченных от нарко– и алкогользависимости в сектантских новообразованиях вообще невозможно, также как и об официальных методиках реабилитации, так как вся информация об этом закрыта и никак не просачивается в качестве официальных даннах. Нам приходится судить об этом лишь по неофициальным данным – по рассказам самих бывших сектантов и по рассказам сбежавших от них реабилитантов. Нам удалось раздобыть секретные сведения, о чем пишет в своей статье Николай Каклюгин. Эти данные нас повергли в шок: ведь только 2.6% реабилитируемых вернулись в социум. В нашем и других православных душепопечительских центрах этот показатель составляет от 60 до 85–90%! Судите сами, чьи методики лучше.
Недавно в нашем центре проходил реабилитацию в связи с наркозависимостью oдин преcвитер из харизматического центра в Краснодарского края. Его рассказ о жизни и реабилитации зависимых лиц меня потряс. Он полностью совпал с тем, что рассказывает об этом протоиерей Александр Новопашин и врач Николай Каклюгин. Другие ребята и девчата из харизматических центров рассказывали мне, что из заставляли снимать и выбрасывать нательные крестики, иконки, всячески хулили Православную Церковь, святых, надсмеивались над Причастием из одной Чаши, не позволяли встречаться со своими родными – православными христианами. Все это я слышал неоднократно. Особенно потряс меня рассказ одного молодого человека. Назовем его Игорь, который смог сбежать из испанского неопятидесятнического центра в Россию без денег и документов. Игоря, – православного христианина, родители и сектанты обманным путем заманили в реабилитационный центр в Испанию. Располагался Центр на одном из островов. Там они целыми днями работали на апельсиновых плантациях. Их не кормили. Из жалости к ним их подкармливали местные жители. Игорю велели снять нательный крестик, но он категорически отказался. Тогда решили содрать с него крестик силой. Но он, оказавшись крепким и сильным парнем, не поддался и крестик остался с ним. Его морили голодом, заставляли других ребят плеваться на него, сажали его в «карцер». Он все это выдержал и решил во что бы то ни стало, сбежать оттуда. Однажды он бросился в море, вплавь добрался до другого острова, обокрал там один магазин и на появившиеся деньги добрался до Мадрида, там обратился в Российское Посольство и ему помогли вернуться на Родину. Первое, что он сделал, вернувшись в Москву, пришел в наш Центр, покаялся и причастился. Теперь это совершенно здоровый человек, ведущий трезвый образ жизни, занимается собственным бизнесом, женился, родили ребенка, ходит в Православный храм, молится дома. Его жизнь нормализовалась.
Итак, мы познакомились по статьям протоиерея Александра Новопашина и врача Николая Каклюгина с тем, как происходит реабилитация зависимых лиц в харизматических сектах. Ну а теперь давайте выслушаем и другую сторону – самих харизматов. Давайте предоставим слово самим неопятидесятникам. Как они сами представляют свое служение людям и Богу? Наверное, по их словам, все прекрасно у них.
Игумен Анатолий (Берестов)