Неопятидесятничество: вирус в христианстве - • Секты и проблема наркозависимости:
полную версию читайте по адресу http://www.k-istine.ru/drag/drag_ioffe.htm)
Проблема наркозависимости, а также сопутствующие ей проблемы созависимости и ВИЧ-инфекции, в 90-е годы прошлого века приобрели в России характер эпидемии. В эти же годы из-за рубежа к нам хлынул поток проповедников так называемых новых религиозных движений, большинство из которых представляют собой деструктивные культы или, по другой терминологии, тоталитарные секты. Да и в самой России под предлогом религиозной свободы расцвели пышным цветом доморощенные сектантские организации. Все эти новообразования стремятся получить официальное признание, заявить себя традиционными конфессиями, заработать положительный имидж на социально значимых проблемах. В рамках данной статьи попытаемся высказать нашу точку зрения на проблему в целом и дать анализ некоторых известных нам деструктивных культов, пытающихся заявлять себя борцами с наркозависимостью.
Уровень нравственного здоровья общества, как основной фактор, напрямую влияющий на ситуацию в сфере наркопотребления, а также алкоголизма, преступности и т.п. наверняка никем не подвергается сомнению. Но общественная нравственность – это та система ценностей и человеческих отношений, которая строится на основе доминирующей в обществе культуры. Наша отечественная культура более 1 000 лет вырастала на основе Православия, которое было не только культурообразующей, но и государствообразующей религией. 70-летние гонения, репрессии и жесточайшие ограничения советского времени целенаправленно вытравливали из общественного сознания христианские ценности. И, несмотря на это, по опросам социологов, от 60 до 80 % россиян сегодня относят себя к православным, и авторитет Русской Православной Церкви необычайно высок у самых разных категорий населения. Однако, по оценкам Церкви, реально практикующих свою веру православных христиан среди россиян от 2 до 7 %. Этот разброс данных можно объяснить потенциальным желанием большинства наших соотечественников соответствовать высокому христианскому нравственному идеалу и реальным отсутствием духовной, а порой, и элементарной человеческой культуры в жизни нашего общества.
Для науки прикладным применением является техника, т.е. реализация теоретических разработок в практике технологических решений. Таким же образом, нравственность является приложением религиозных ценностей в повседневной жизни. Если принять эту точку зрения, то большинство негативных социальных явлений в нашей действительности непосредственно связаны с утратой обществом православной духовной основы.
Церковь, даже в самые тяжелые годы, никогда не была безучастна к жизни страны и понимает вызовы нынешнего времени, что отражено в Основах Социальной Концепции РПЦ, принятой на архиерейском Соборе в августе 2000 года, где намечены основные направления взаимодействия Церкви с государством и обществом. В частности, там, где речь идет о проблеме наркомании, Церковь настаивает на духовной (демонической) природе этого угрожающего явления, и духовный аспект проблемы считает основным.
Содержание всей направленной к человеку церковной деятельности, т.е. миссия служения Церкви в мире, предполагает просвещение, духовное и телесное исцеление, спасение каждого человека и, следовательно, общества, как совокупности личностей. Таким образом, социальная деятельность Церкви – это профилактическая работа по искоренению общественных язв. У Церкви имеется богатейший опыт организации обществ трезвости, разного рода православных братств и сестричеств, чьи труды направлены на дела милосердия и духовного просвещения.
У Православной Церкви и в современных условиях уже есть определенный опыт работы с наркозависимыми. Например, в Санкт-Петербургской епархии успешно действует реабилитационный центр в пос. Саперное под окормлением прот. Сергия Белькова, некоторые монастыри принимают наркозависимых реабилитантов, в Александро-Невской Лавре действует епархиальный центр «Воскресение», где ведут прием врачи-специалисты, а священнослужители еженедельно проводят молебны и собеседования, в нескольких приходских храмах регулярно служатся молебны о страждущих недугом наркомании и ведется целенаправленная работа с ними и их родственниками. Примером взаимодействия Церкви с общественной организацией является реабилитационный центр «Мельница» РОО «Возвращение». Сотрудники Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии и епархиального Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму неоднократно выступали с предложениями объединить усилия Церкви и общества в сфере профилактики и реабилитации наркозависимости. Опыт Церкви убедительно показывает, что комплексный подход, учитывающий духовную основу проблемы, наряду с медицинскими, социальными, юридическими и психологическими аспектами, дает максимально эффективные результаты.
Новые религиозные образования всячески раздувают на публике свои достижения в области помощи наркозависимым. Нам приходилось неоднократно просматривать их рекламные материалы, но реально оценить эффективность их методик не представляется возможным, т.к. они не допускают к внутригрупповым технологиям независимых специалистов. При этом они также говорят о духовной природе наркомании, но предлагают для исцеления собственные духовные практики. Необходимо, в связи с этим, отметить, что, с точки зрения христианства, духовность может быть и божественной, и демонической. Например, сатанисты тоже говорят о духовности, только для них – это взаимодействие с миром падших духов. В Православии существует также понятие «прелести», т.е. духовного заблуждения, когда под видом внешне благочестивых упражнений человек впадает в такое состояние гордыни и самообмана, что считает себя святым, а свои действия – непогрешимыми. Поэтому все разговоры о «духовности» той или иной религиозной группы следует рассматривать, исходя из контекста вероучения и практики конкретной организации.
Часто приходится слышать мнение: важен результат, а кто его добился – православные, католики, протестанты или кто-то другой, не существенно. Все это, дескать, ваша межконфессиональная конкуренция, а главное, чтобы наркоманов становилось меньше. Что можно ответить на подобные заявления? Попробуем начать с главного.
Что представляет собой химическая зависимость и насколько она сродни зависимости психологической? Если мы будем логичны и последовательны, то к зависимости от химических веществ можно отнести и зависимость от вполне легальных, назначаемых врачом медикаментов: снотворных, успокаивающих или болеутоляющих лекарств, от многих патентованных средств и таблеток для похудания.
К химзависимости наверняка относится алкоголизм, никотинизм (пристрастие к курению), зависимость от стимулирующих веществ (в том числе от кофе и чая), а также зависимость от пищи (имеются в виду искажения в отношении к еде: например, обжорство или, наоборот, почти полный отказ от пищи из-за страха располнеть).
Все эти виды зависимости давно уже относятся к наркомании (в широком смысле) в тех странах, где разработаны подходы к лечению подобных заболеваний. Более того, те же подходы для лечения «классических» наркоманов, та же концепция «зависимости, как болезни» применяются и к таким видам зависимостей, как нездоровая зависимость от других людей, зависимость от сексуальных отношений, зависимость от работы, от азартных игр, компьютеров, неконтролируемой траты денег и пр.
В каком-то смысле, люди используют, как наркотик различные средства, меняющие их эмоциональное состояние, способствующие облегчению душевной боли, отвлечению или уходу от внутренних проблем. Таким средством может стать какое-то химическое наркотическое вещество, но может стать и что-то другое. Например, азарт, секс, власть и деньги. В наркотик могут превратиться отношения с другим человеком, работа, и даже превратно понятая религия (1, с. 43–46). Все эти виды зависимости лишь кажутся разными. На деле же они почти не отличаются по своей сути, причинам возникновения и последствиям. Следовательно, не так уж сильно отличаются и страдающие этими болезнями люди. Иными словами, нет каких-то принципиальных различий между человеком, употребляющим нелегальные наркотики, и человеком, вовлеченным в деструктивную религиозную организацию.
Все эти виды зависимости несут в себе грозную опасность, как для самого человека – для его физического, психического и духовного здоровья, так и для общества в целом. Приведет ли подмена одной зависимости на другую к положительным результатам? Разумеется – нет.
По принятым в международной практике критериям, деструктивным культом называется такое религиозное объединение, которое использует обман при вовлечении и контроль сознания своих адептов без их на то согласия. Обман при вовлечении состоит в конфессиональной анонимности или псевдонимности, в обещании непременных чудес и исцелений, в недоказуемом утверждении высокой духовности или строгой научности своего метода. Контроль сознания заключается в использовании определенных психотехник, известных как «промывание мозгов», и выражается в контроле поведения, контроле информации, контроле мышления и контроле эмоций. Именно эти психотехники формируют психологическую зависимость, и для преодоления этой зависимости человеку, по тем или иным причинам вышедшему из организации, необходим достаточно длительный реабилитационный курс, сравнимый с реабилитацией наркомана, прекратившего употреблять наркотики.
Опираясь на эти общие положения, попробуем рассмотреть деятельность 3-х конкретных организаций, выбранных нами, исходя из следующих критериев:
Во-первых, они активно позиционируют себя борцами с наркоманией (в Санкт-Петербурге они участвуют во всех публичных городских антинаркотических мероприятиях);
Во-вторых, эти организации по оценкам подавляющего большинства отечественных и зарубежных специалистов являются деструктивными культами;
В-третьих, они представляют основные направления спектра современного сектантского движения: псевдобиблейское – «Новая Жизнь», неоиндуистское – «Брахма Кумарис», оккультно-психологическое – «Саентология».
Мы не претендуем на исчерпывающее исследование, но хотим показать характерные черты деструктивности этих культов и их методики контроля сознания.