gototopgototop
Авторизация
На сайте:
Нет
Заметки
logo_news.png
Соцсети
Главная Почему не могу оставаться баптистом

Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом - Глава 17. О таинстве Елепомазания

Индекс материала
Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом
Предисловие к переработанному изданию
Предисловие
ЧАСТЬ I. О НАШИХ ОБВИНЕНИЯХ ПРАВОСЛАВНЫХ: НАСКОЛЬКО ОНИ ОБОСНОВАННЫ
Глава 1. О вещественных святынях
Глава 2. О Кресте
Глава 3. Об иконопочитании
Глава 4. О молитвенном общении земной и небесной Церкви
Глава 5. О почитании Девы Марии
Глава 6. О спасении
Глава 7. О монашестве
Глава 8. О постах
Глава 9. О молитвах по молитвослову
Глава 10. О православном Храме и Богослужении
ЧАСТЬ II. О ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ
Глава 12. О таинстве Священства
Глава 13. О таинстве Крещения
Глава 14. О таинстве Миропомазания
Глава 15. О Таинстве Причастии
Глава 16. О Таинстве Исповеди
Глава 17. О таинстве Елепомазания
Глава 18. О таинстве Брака
Часть III. О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ И СВЯЩЕННОМ ПРЕДАНИИ
Глава 20. О каноне Библии
Обращаются ли протестанты к Православию? Из писем
Все страницы

 

 

В православно-протестантском противостоянии вопрос о елеопомазании или же соборовании[Елеопомазание называется соборованием потому что, как правило, совершается собором священников, как сказано "да призовёт пресвитеров Церкви"] находится на периферии - он никогда не привлекал к себе такого внимания, как вопросы крещения, детокрещения, Евхаристии, иконопочитания, поклонения и молитв святым, поклонения мощам и под.
Тем не менее, и здесь есть очевидное несогласие между сторонами, поскольку большинство протестантов не просто не признают Елеопомазания Таинством (в чём нет ничего особенного, поскольку они пять из семи таинств Церкви отвергают, да и оставшиеся два также, чаще всего, не считают strongи не называют таинствами, о чём говорилось во введение ко II части), но и не совершают какого бы то ни было помазания елеем в каком бы то ни было качестве[Показательно, что Алистер Мак-Грат, упомянув о соборовании и понимая, что многие протестанты ничего об этом не знают, вынужден в скобках объяснять, что это вообще такое: ""соборование" - это практика помазания тяжело больных освящённым оливковым маслом" ("Введение в христианское богословие", с. 436)]. Следовательно, моя задача показать библейские и исторические основания для совершения елеопомазания, и объяснить, почему оно считается Таинством.
Помазанию больных елеем, соединённым с молитвой, положительно заповедует Священное Писание: "Болен кто из вас? Пусть позовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, - и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5:14-15). В православном определении таинств (которое приводилось во введении), говорилось, что к ним относятся только те священнодействия, которые установлены Господом. И хотя совершать помазание елеем заповедует нам ап. Иаков, а не Христос, тем не менее, нет ни малейшего сомнения в Божественном происхождении этой заповеди, ибо Апостолы ничего не проповедовали и не устанавливали от себя, а только то, чему научились от Христа и Духа Святого (см. Мф. 28:20; Ин. 16:13; Гал. 1:11-12). И начали Апостолы совершать помазание маслом больных для исцеления ещё при жизни Христа, что видно из Мк. 6:12-13: "Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли".
Почему же протестанты не исполняют конкретную заповедь Апостола, которую он передал для всей Церкви, что подчёркивается ещё и тем, что послание его называется соборным, то есть для всех церквей? На это протестанты говорят либо 1) что данная заповедь носит характер не повеления, а совета, либо же 2) что ап. Иаков здесь просто призывал больных не отвергать медицинскую помощь и прибегать к лечению. О елее же он написал только потому, что мазать больного елеем было обычным средством лечения в то время. Нам же необходимо прибегать к современным средствам лечения, не обязательно к помазанию елеем.
Нелепость таких объяснений очевидна. Относительно первой точки зрения нужно сказать, что ап. Иаков выражает здесь не свой личный совет, а повеление: "пусть призовёт". Хотя верно то, что не всякий больной непременно обязан призывать к себе пресвитеров для помазания елеем, но здесь даётся такая возможность, и в Церкви всегда этой возможностью пользовались и пользуются многие больные. Большинство же протестантских деноминаций совершенно не практикует елеопомазания, и у них никогда ни один больной за столетия их существования не призывал к себе пресвитеров для помазания елеем.
То есть, если даже протестанты считают помазание елеем не заповедью, а советом и возможностью (как они понимают пост, что это дело лично каждого), то почему они никогда не елеопомазываются (как они, хотя и не часто, но всё же постятся)? Значит, протестанты не принимают данную заповедь ап. Иакова даже как совет, и совершенно игнорируют эти слова. Ясно, что не такого отношения к своим словам ожидал Апостол (и Сам Господь), когда писал эти слова.
Не менее неразумно и второе объяснение. Если суть данной заповеди в том, что в болезни необходимо не пренебрегать лечением, то для чего помазывать елеем нужно церковным пресвитерам - ведь это могут сделать и многие другие? Кроме того, здесь у ап. Иакова помазание елеем тесно связанно с молитвой веры и прощением грехов.
Таким образом, совершенно очевидно, что речь идёт не об обыкновенном лечении, а об особом церковном священнодействии, как пишет Димитрий Чуйков: "Помазание елеем, как известно, и в Новозаветные времена, и гораздо раньше, широко применялось в иудаизме для лечения самых различных заболеваний. Но при желании, не трудно понять, что Христос - не мирской целитель-учитель, и Апостолы Его - ученики особые; и для обычного целебного помазания елеем, конечно, нашлись бы в Иудее и другие; и от простого помазания не было бы столь громких исцелений. К тому же елей, сам по себе, не может исцелять от всех болезней; Апостолы же через елеопомазание исцеляли "всякую болезнь и всякую немощь" (Мф. X,1) - как и повелел им Христос…"["Как отличить истинную Церковь от лжецерквей", с. 46].
Важно, что и в данном вопросе, как и в других, мы находим подтверждения тому, что Церковь с древности совершала таинство Елеопомазания.
Ориген (II-III вв.) перечислив различные средства к прощению грехов - крещение, мученичество, пламенная любовь к Богу и пр., продолжает: "есть ещё седьмое, впрочем тяжкое и трудное, отпущение грехов чрез покаяние, когда грешник омывает слезами ложе свое (Пс. 6:7), и бывают ему слёзы хлебом день и ночь (Пс. 41:4), и когда он не стыдится исповедать свой грех пред священником Господним и просить у него врачевства…". И добавляет: "в сём исполняется и то, что сказал апостол Иаков: "болен кто из вас? Пусть позовет пресвитеров Церкви и да возложат на него руки[Заменив этими словами слова Апостола: "и пусть помолятся над ним", Ориген видимо указывает на один из обрядов, доселе соблюдаемых при елеопомазании, возложении рук священнических на болящего (см. чин Елеосвящения). Прим. митр. Макария], помазавши его елеем во имя Господне, - и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему"[Цит. по: "Православно-догматическое богословие", том II, сс. 467-468].
То, что Ориген об Исповеди и Елеопомазании говорит нераздельно, указывает на древнюю практику Церкви, соблюдаемую и поныне, соединять таинства Исповеди и Елеопомазания.  Св. Иоанн Златоуст (IV в.) сравнивая плотских родителей с отцами духовными, то есть священниками, пишет: "эти не могут защитить своих детей и от телесной смерти, даже не всегда могут изгнать из тела их вторгнувшуюся болезнь: те, напротив, часто спасали болезненные души, долженствовавшие погибнуть, то подвергая их кроткому наказанию, то удерживая при самом начале от падения, не только учением и наставлением, но и помощью молитв. Ибо они имеют власть отпущать грехи не только тогда, когда возрождают нас (т.е. в крещении), но и после, как сказано: "Болен кто из вас? Пусть позовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, - и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему""[Цит. по: "Православно-догматическое богословие", том II, с. 468].
Св. Кирилл Иерусалимский (IV в.): "Когда у тебя подвергнется болезни какая либо часть тела, и если ты веришь в сии слова: Господь Саваоф и другие, усвояемые Божественным Писанием Богу, как свойственные Его природе: тогда ты произноси эти слова, воссылая за себя молитвы. Ты поступишь гораздо лучше, нежели они (т.е. обращающиеся к волхвованию): ибо будешь воздавать славу не духам нечистым, но Богу. При этом напоминаю тебе ещё слова Божественного Писания: "Болен кто из вас? Пусть позовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне…""[Цит. по: "Православно-догматическое богословие", том II, сс. 468-469].  Важно заметить, что св. Кирилл не устанавливает, а только напоминает о возможности призвать в болезни пресвитеров для совершения елеопомазания, что говорит о том, что это таинство было известно и совершалось в Церкви и раньше.
Относит же Церковь Елеопомазание к Таинствам потому, что оно имеет все признаки Таинства, ибо оно
1) установлено Господом;
2) совершается священнослужителями Церкви и
3) "за видимой своей стороной (то есть, посредством помазания елеем с молитвой) сообщают верующему особую невидимую и спасительную благодать Божию", то есть, благодать исцеления и прощения грехов;
4) является важным священнодействием.

Всегда ли при Елеопомазании происходит исцеление? Нет, ибо если бы человек всегда получал в сём Таинстве исцеление, то он бы вообще не умирал, а промысел Божий заключается не в этом. Кроме того, Церковь хорошо знает, что Господь многих спасает именно скорбями и болезнями. Многие люди, пока они здоровы, склонны забывать Бога, строить суетные планы на жизнь и не думать о вечности. Но как только у них случится болезнь, так сразу им мир становится далёк, и они обращаются к Богу, к вере, к молитве, и в итоге спасаются. Поэтому, таковым людям, ради их же спасения, Бог и не подаёт в Елеопомазании исцеления, хотя часто даруется значительное облегчение, о чём свидетельствуют многие, испытавшие это на себе. Иногда же для исцеления есть воля Божия, но для этого у больного или священников не достаёт веры, ибо исцеление в этом таинстве происходит не без "молитвы веры". Но бывают и случаи полных, чудесных исцелений.
Поскольку баптисты почти не верят в современные чудеса, то когда я стал православным, меня очень интересовал вопрос, неужели при Елеопомазании действительно происходят исцеления? Я расспрашивал об этом многих священников и прихожан, и они мне засвидетельствовали о наличии многих случаев таковых исцелений. Став же священником, я и сам неоднократно был свидетелем значительных облегчений болезней участников Елеопомазания.
Итак, несомненно, что помазание елеем больных повелел совершать Сам Господь, что и исполняет Церковь с самой древности и поныне.
Посему, баптисты и другие протестанты, не совершающие елеопомазания, явно противоречат Библии, отвергая Божественную заповедь, в чём обличают даже их собратия, например, некоторые харизматы и отделённые баптисты, практикующие помазание елеем[Об истинной причине такого разногласия в среде протестантов говорилось в предыдущей главе (§ 125-127)].

 



 
Икона дня

Погода
Курс валют
Поиск
Теги


счетчики

Rambler's Top100