gototopgototop
Авторизация
На сайте:
Нет
Заметки
logo_news.png
Соцсети
Главная Почему не могу оставаться баптистом

Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом - Глава 18. О таинстве Брака

Индекс материала
Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом
Предисловие к переработанному изданию
Предисловие
ЧАСТЬ I. О НАШИХ ОБВИНЕНИЯХ ПРАВОСЛАВНЫХ: НАСКОЛЬКО ОНИ ОБОСНОВАННЫ
Глава 1. О вещественных святынях
Глава 2. О Кресте
Глава 3. Об иконопочитании
Глава 4. О молитвенном общении земной и небесной Церкви
Глава 5. О почитании Девы Марии
Глава 6. О спасении
Глава 7. О монашестве
Глава 8. О постах
Глава 9. О молитвах по молитвослову
Глава 10. О православном Храме и Богослужении
ЧАСТЬ II. О ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ
Глава 12. О таинстве Священства
Глава 13. О таинстве Крещения
Глава 14. О таинстве Миропомазания
Глава 15. О Таинстве Причастии
Глава 16. О Таинстве Исповеди
Глава 17. О таинстве Елепомазания
Глава 18. О таинстве Брака
Часть III. О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ И СВЯЩЕННОМ ПРЕДАНИИ
Глава 20. О каноне Библии
Обращаются ли протестанты к Православию? Из писем
Все страницы

 

 

Вопрос брака, как и елеопомазания, в православно-протестантском диспуте отнюдь не имеет такой остроты, как другие вопросы. Тем не менее, и здесь есть что сказать.
Протестанты не согласны с православными прежде всего в том, что брак нужно считать Таинством. Один баптистский пастор говорил мне, что брак у них не считается таинством, так как он не имеет прямой связи со Христом, как крещение и хлебопреломление. На самом же деле, брак имеет самую прямую связь с Господом, ибо он есть прообраз брака Жениха Христа и Невесты Церкви: "наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя" (Откр. 19:7). В Еф. 5:31-32 христианский брак напрямую связывается с браком Христа и Церкви, причём брак буквально называется тайной (таинством), по греч. таинство, мистирион - мистирион: "Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви". Посему, своей брачной жизнью христианские муж и жена должны пророчествовать и самим делом проповедовать об отношениях Христа и Церкви: как Христос любит Церковь, так муж должен любить жену (Еф. 5:25); как Церковь повинуется Христу, так жена должна повиноваться мужу (Еф. 5:24). Вот эти святейшие отношения муж и жена и призваны явить Церкви, ангелам и миру. И поскольку задача эта весьма сложная и человеку не посильная, то для этого в Таинстве Брака и подаётся брачующимся особая благодать.
Таинством называли брак не только ап. Павел, но и церковные писатели - Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин. Так, первый пишет: "Диавол, стараясь извратить истину, подражает в языческих мистериях самим даже божественным таинствам: он и крестит некоторых, как своих последователей, обещая им очищение грехов через купель, и запечатлевает потом на челе воинов своих, и торжественно совершает приношение хлеба…, и даже поставляет верховного жреца при браке". Очевидно, что поставляя брак на ряду с Крещением, Миропомазанием и Евхаристией, Тертуллиан относит брак к "божественным таинствам". Второй, имея в виду срамные песни и пляски, бывающие при некоторых браках, говорит: "Зачем бесчестишь всенародно честное таинство брака?". Третий утверждал: "В Церкви предлагается не только союз брачный, но и таинство", а также: "В нашем (христианском) браке более имеет силы святость таинства, нежели плодородие матери"[Все цит. по: "Православно-догматическое богословие", том II, сс. 482-483].
Кроме того, христианский брак считается таинством, поскольку он относится к нему по самому определению, ибо он:
1) является весьма важным священнодействием;
2) совершается священнослужителями Церкви - епископами и пресвитерами;
3) имеет внешнюю, видимую сторону, посредством которой приступающим к таинству сообщается особая невидимая, освящающая и благословляющая, благодать Божия. К видимой стороне Таинства относится: возложение на главы жениха и невесты венцов, одевание обручальных колец, троекратное хождение вокруг аналоя с иконой (что символизирует, как и кольца, вечность и нерасторжимость брачного союза), троекратное поочерёдное испитие брачующимися одной чаши вина, что указывает на то, что теперь супруги будут делить между собой одну долю на двоих, как радость, так и горе - и другие священнодействия;
4) установлен Богом. Господь освятил брак ещё при сотворении мира (Быт. 1:27-28; 2:22-24), и затем неоднократно подтверждал святость брака (Быт. 9:1,7; Лев. 20:10; Втор. 7:14; 22:22; 28:11; Мф. 19:4-6). Но до рождения Церкви брак, хотя и освященный Богом, естественно, не мог быть ещё emцерковным Таинством, и не имел той святости и того высокого назначения, каковое он получил в Церкви - только здесь муж и жена стали венчаться во образ Христа и Церкви. И хотя в Евангелии нет прямого предписания освящать брак, тем не менее, протестанты, в общем, не будут спорить с тем, что Церковь всегда особым образом благословляла своих чад, вступающих в брак.
Здесь можно привести высказывание св. Игнатия Богоносца: "подобает женящимся и выходящим замуж, чтобы союз их совершался по благословению епископа, - да будет брак о Господе, а не по вожделению"[Послание к Поликарпу, гл. 5]. Напомню, что св. Игнатий был учеником Иоанна Богослова, от которого он и научился вере. Поэтому, нет сомнения, что благословлять брак повелел Апостолам Сам Господь.
О священническом благословении брака говорят также: св. Амвросий: "…брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим…".
Св. Василий Великий: "сие иго (брачное общение) возложенное с благословением, да будет единением для вас".
Св. Григорий Богослов: "…ты чист и по вступлении в брак. Я на себя беру ответственность; я (епископ) сочетатель, я невестоводитель".
Св. Иоанн Златоуст утверждает, что для заключения брака нужно "позвать священников, и через молитвы и благословения заключить союз супружества, чтобы умножалась любовь жениха и сохранялось целомудрие невесты.., чтобы они, соединяемые благодатью Божьей, провождали жизнь приятную".
Собор карфагенский (398 г.): "Жених и невеста… должны быть благословляемы от священника"[Все цит. по: "Православно-догматическое богословие", том II, сс. 481-482].
Итак, посредством таинства Брака вступающим в супружество передаётся особая Божья благодать и благословение. И протестанты с этим, по сути, согласны, хотя и не считают брак Таинством.
Но в связи с этим возникает вопрос: если посредством молитвы пастыря Церкви подаётся особое Божье благословение, которое никто, кроме Церкви, даровать не может (в это веруют протестанты), то почему протестанты не благословляют тех, кто к ним приходит из мира, кто заключил брак без церковного благословения? Ведь если их члены заключат брак без церковного благословения, то их отлучат - так высоко протестанты ценят благословение брака церковью. Но если оно так важно, то почему же они, повторю, не благословляют супругов, пришедших к ним из мира? Разве им не нужно благословение церкви? Здесь у протестантов явное недомыслие. Православная же Церковь, если супруги поженились без венчания, но потом воцерковляются и начинают приступать к Таинствам Исповеди и Причастия, непimg src=ременно венчает их, даже если они прожили в браке и 30 лет.
Здесь хочу прояснить одну важную деталь (больше для православных) в отношении к невенчанным бракам. Убеждая супругов повенчаться, православные часто говорят, что "невенчанный брак как блуд". Эта формулировка истинна, если её правильно понимать, что венчанный брак своей святостью так возвышается над браком невенчанным, как возвышается обычный человеческий брак над блудом. И так действительно можно говорить супруг) возложенное с благословением, да будет единением для васам для побуждения их повенчаться скорейшим образом. Но, к сожалению, некоторые по неразумию делают из этого выражения слишком далеко идущие выводы, что невенчанный брак действительно, на самом деле является тем же, что блуд. А из этого делается следующий вывод, что жену в таком браке можно (или даже нужно) оставить, как оставляют блудницу, и жениться на другой. Это совершенно неверно, и является большим искажением мысли, вложенной в выражение "невенчанный брак как блуд". То, что и невенчанный брак есть истинный и законный брак пред Богом не трудно понять из Священного Писания.
Во-первых, до явления в мире Церкви и таинства Брака брак существовал, и Бог благословил его. Люди, не только иудеи, но и язычники женились, и если человек брал себе жену по обычаю своего народа и честно жил с ней, храня ей верность, то это было совсем не то же самое, что общение с блудницами.
Во-вторых, в Писании часто говорится о прелюбодеянии, например: "кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Мф. 5:32). Прелюбодеяние это не блуд. Блуд это вступление в половые связи лиц, не связанных браком. Прелюбодеяние же есть ничто иное, как супружеская измена. Запрещалось же прелюбодеяние и в Ветхом Завете, и в Новом ещё до установления таинства Брака. Посему, если вне Церкви есть прелюбодеяние, то вне Церкви есть и брак.
И наконец, в-третьих, ап. Павел пишет: "если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее" (1 Кор. 7:12). Поскольку жена неверующая, то она и не крещена, и с нею верующий, естественно, не венчался. Тем не менее, Апостол повелевает не оставлять её и жить с нею, чего он никак не мог бы сказать, если бы считал невенчанный брак блудом в абсолютном смысле, ибо как он мог призывать жить в блуде? Из сего очевидно, что и невенчанный брак есть брак, а не блуд, но в Таинстве Церкви обычный брак получает особое Божье предназначение, смысл и благословение, и освящается во образ Христа и Церкви.
Итак, Брак по праву считается Таинством, и невенчанные браки хотя и не нужно считать блудом, то их непременно нужно освящать церковным благословением, и почему протестанты, считающие себя Церковью, этого не делают - не понятно.

 



 
Икона дня

Погода
Курс валют
Поиск
Теги


счетчики

Rambler's Top100