gototopgototop
Авторизация
На сайте:
Нет
Заметки
logo_news.png
Соцсети
Главная Почему не могу оставаться баптистом

Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом - ЧАСТЬ II. О ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ

Индекс материала
Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом
Предисловие к переработанному изданию
Предисловие
ЧАСТЬ I. О НАШИХ ОБВИНЕНИЯХ ПРАВОСЛАВНЫХ: НАСКОЛЬКО ОНИ ОБОСНОВАННЫ
Глава 1. О вещественных святынях
Глава 2. О Кресте
Глава 3. Об иконопочитании
Глава 4. О молитвенном общении земной и небесной Церкви
Глава 5. О почитании Девы Марии
Глава 6. О спасении
Глава 7. О монашестве
Глава 8. О постах
Глава 9. О молитвах по молитвослову
Глава 10. О православном Храме и Богослужении
ЧАСТЬ II. О ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ
Глава 12. О таинстве Священства
Глава 13. О таинстве Крещения
Глава 14. О таинстве Миропомазания
Глава 15. О Таинстве Причастии
Глава 16. О Таинстве Исповеди
Глава 17. О таинстве Елепомазания
Глава 18. О таинстве Брака
Часть III. О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ И СВЯЩЕННОМ ПРЕДАНИИ
Глава 20. О каноне Библии
Обращаются ли протестанты к Православию? Из писем
Все страницы

 

 

В I части книги были рассмотрены многие важные и наиболее часто выдвигаемые протестантские обвинения против православных догматов и увидели, что все они безосновательны и противоречивы, и что православные догматы и реалии духовной жизни прочно основаны на Св. Писании, жизни древней Церкви и просто здравом смысле.
Но, кроме того, что реформаторы отвергли крестное знамение, все вещественные святыни, иконы, молитвы святым и за усопших, весь древний чин Богослужения, посты, монашество, учение о необходимости дел для спасения и т.п., они - и это самое главное - отвергли таинства, а без них уже не мыслимо само существование Церкви, так как вся Ее таинственная, духовная жизнь как Тела Христова заключена прежде всего в них.
Что же такое таинство в православном понимании?
По определению таинства есть священнодействия, совершаемые священнослужителями Церкви, которые за видимой своей стороной сообщают верующему особую невидимую и спасительную благодать Божию. Семь Таинств Церкви суть следующие:
1) Священство;
2) Крещение;
3) Миропомазание;
4) Евхаристия;
5) Исповедь;
6) Брак;
7) Елеопомазание.
Православное определение таинств (и их число) в общем-то соответствует католическому[Правда, в католицизме есть одна только видимая сторона таинств, никому не передающая невидимой Божьей благодати, ибо из-за многих своих ересей западная Церковь была в 1054 г. отсечена от Церкви Вселенской и лишилась истинных, благодатных священнослужителей, могущих совершать таинства. Подробнее об этом читать в главе "Почему не католицизм"].
Реформаторы, начав удалять из католицизма все человеческие наслоения, сильно увлеклись и отсекли в Веры Христовой много истинного и Божественного[В начале книги уже была высказана мысль о том, что католичество пошло путём нововведений и прибавлений к Апостольской Вере, - которую доныне содержит Православная Церковь, - человеческих преданий, а протестанты, решив избавиться от преданий человеческих, отвергли вместе с ними много из предания Божественного и Апостольского. При занятиях сравнительным богословием и, в особенности, при изучении отцов Церкви первых веков трудно не согласиться с тем, что православные имеют все основания так думать]. Из семи таинств Церкви решено было оставить только два - Крещение и Причастие, причём реформаторы долго не сходились с собой в этом вопросе. Лютер и Меланхтон одно время называли таинствами Крещение, Евхаристию и Исповедь, хотя первые два считали более важными; Цвингли признавал таинствами Крещение, Евхаристию и Брак, а Кальвин вместо Брака - Священство["Православно-догматическое богословие", том II, с. 315].
Но, конечно, определение и понимание сути таинства реформаторами было сильно искажено и рационализировано. Лютер считал таинства простыми знаками, возбуждающие веру во Христа, а Кальвин и Цвингли - знаками, которые свидетельствуют и удостоверяют участника таинства, - и, что ещё важнее, всю церковь, - в его вере["Православно-догматическое богословие", том II, с. 314]. То есть, крестясь протестант таинственно не погружается во Христа, и участвуя в хлебопреломлении, он не причащается реально самого пречистого Тела и Крови Христовых. Посредством воды и хлеба с вином, которые суть только символы и знаки, протестант только укрепляет свою веру и свидетельствует своей общине и самому себе о том, что он уже соединён (погружён и причащён) со Христом через свою веру. Одним словом, в таинствах у реформаторов нет на самом деле ничего таинственного, а само слово таинство прилагается протестантами к крещению и хлебопреломлению только традиционно и условно, да и то - далеко не всеми протестантами.
Именно по причине явного несоответствия слова "таинство" реформаторскому о них понятию, со временем многие протестанты, в том числе баптисты и большинство других конфессий протестантского толка постсоветского пространства, совсем отказались от его использования, найдя тот предлог, что слово таинство не встречается в Библии. Для постсоветских баптистов это чуждое и враждебное слово, пахнущее какой-то мистикой, обрядностью и человеческим преданием. Но хотя баптисты не считают и не называют главные церковные священнодействия таинствами, они всё равно совершают все их подобия, ибо вся суть и важнейшая задача всякой "христианской" секты (как, впрочем, и всякой лжерелигии) заключается именно в том, чтобы подражать Церкви и подменять Её, то есть быть антицерковью[Греческая приставка анти (анти) значит 1) против и 2) вместо. Как антихрист 1) противится Христу и в то же время 2) подражает Ему и выдаёт себя вместо Христа, так и всякая секта потому антицерковь, что 1) противится Церкви и 2) подражае/strongт Ей, выдавая себя вместо Неё].
Так вот, баптисты (как и все остальные протестанты) совершают все подобия церковных таинств, ибо наши пастора 1) крестят (в подражание таинству крещения); 2) возлагают руки на крещенных (в подражание таинству Духа); 3) совершают хлебопреломление (в подражание таинству Евхаристии); 4) принимают у кафедры покаяние грешников (в подражание таинству исповеди); 5) рукополагают пресвитеров и дьяконов (в подражание таинству священства); 6) бракосочитывают (в подражание таинству брака) и 7) по просьбе верующих молятся о больных[А некоторые протестанты также мажут больных елеем] (в подражание таинству елеопомазания). Итак, у баптистов нет таинств[Хочется заметить, что у Православия и протестантизма есть не мало единых убеждений, и к ним относится и вопрос о наличии в протестантизме таинств. Здесь православные полностью разделяют убеждение протестантов и считают, что в протестантизме действительно нет таинств - истинных и спасительных], но есть почти все символические действия и подобия таинств.
Что же касается того, что в Библии нет слова "таинство", то здесь баптисты не правы. Дело в том, что русские слова таинство и тайна однокоренные и передаются одним греческим словом мистирион, тайна (мистирион)[Отсюда наши слова мистерии, мистика, мистический, которые протестанты, как правило, знают только в отрицательном смысле], которое вмещает в себя оба эти понятия и многократно встречается в греческом оригинале Нового Завета.
Тайна значит то, что кем-то от кого-то скрывается. В таком смысле слово мистирион, тайна использует ап. Павел, когда неоднократно пишет про тайну язычников: "тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его" (Кол. 1:26); "тайны, о которой от вечных времен было умолчано" (Рим.14:24; см. также Рим. 11:25; Кол. 1:27; 4:3; Еф. 3:3,4; 6:19). Тайна, скрываемая от ветхозаветних евреев и открытая ап. Павлу, заключалась в том, что язычники и евреи по Божьему промыслу должны были составить один народ Божий, одну Церковь; что всякий верующий и принимающий Христа духовно становится иудеем и наследником всех Божьих обетований для Израиля (см. Рим. 2:28,29). И хотя на эту тайну тонко указывали пророки Ветхого Завета, тем не менее, она была сокрыта от еврейства и даже другие Апостолы не сразу её уразумели, что видно из Деяний Апостольских[Подробнее об этом читать в главе о миропомазании]. Также, ап. Павел пишет о "тайне беззакония" (2 Фес. 2:7), имея в виду скрываемый от непосвященных заговор, составленный после вознесения Христова некоторыми иудеями-отступниками о том, чтобы привести к власти над всей землёй антихриста. И. Христос использовал слово мистирион, тайна в таком же смысле, когда говорил Своим ученикам о том, что "вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано" (Мф. 13:11); то есть, вам тайны Царствия Божия Я открываю, а от других - утаиваю.
Слово же таинство значит не то, что сокрыто, но то, что известно, но до конца не понятно и не исследимо из-за глубокого смысла самой мистерии. И в таком смысле ап. Павел использует слово мистирион, тайна в 1 Тим. 3:16: "И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти…". То, что И. Христос есть Бог не скрывается, а проповедуется Церковью всему миру открыто, но это всё равно тайна, таинство, ибо мы до конца не можем понять, как "человек Христос Иисус" (1 Тим. 2:3) был одновременно Самим Богом; как Бог стал человеком? О em такой же великой тайне говорит ап. Павел и в Еф. 5:30-32: "потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви". Опять же, в том, что Церковь есть Тело Христово нет тайны в смысле секрета, но сама тайна эта весьма глубока и не поддаётся исследованию, ибо как можно понять, что человек, тварное и грешное существо, может быть одним целым до полного единства с Самим Богом? Мысль эта захватывает дух и всю сущность человека, но понять её до конца он не может, ибо она есть великая тайна (мистерия) христианства.
Но чаще всего слово мистирион, тайна имеет в Новом Завете оба указанных значения. Ап. Павел пишет: "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны…, а не имею любви, - то я ничто" (1 Кор. 13:2). Здесь под тайнами имеется в виду и знание всех тайн, и познание всех таинств, то есть всех сокровенных глубин христианской веры, и что как одно, так и другое бесполезно для человека без любви. Также: "кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом" (1 Кор. 14:2). Говорящий на незнакомом языке говорил и тайны, br /так как его никто не понимал, и часто говорил, безусловно, о вещах глубоких и таинственных.
Нужно также заметить, что даже когда слово мистирион, тайна используется в смысле тайны, то в этой тайне всегда есть и таинство. Тайна язычников есть и таинство, ибо во Христе язычники таинственно и непостижимо становятся евреями. К тайнам же Царствия Божия также относится не только неизвестное непосвящённым, но и все таинственные и до конца непостижимые догматы христианской веры. В тайне беззакония также есть очень много таинственного. И так во всех случаях. Потому, собственно говоря, в греческом языке понятия тайна и таинство и обозначаются одним словом. Греческая Православная Церковь семь своих таинств называет именно словом мистирион, тайна. Русская же Церковь для большей ясности разделяет понятия тайна и таинство, называя таинствами чаще всего именно семь важнейших совершаемых Ею священнодействий, то есть Вашими молитвамицерковные таинства, хотя нередко Евхаристия, например, называется тайнами Христовыми.
Семь главных церковных священнодействий потому называются в Православии мистериями, что полностью соответствуют данному понятию. Таинства Церкви являются и тайной для внешних, к которым допускаются только верные и посвященные, и таинством, так как в каждом из них есть нечто таинственное и до конца непостижимое, в чём мы убедимся при рассмотрении каждого таинства в отдельности.
На протестантское же возражение насчёт того, что слово "таинство" не встречается в Новом Завете в словосочетании с православными таинствами, - то есть, в Евангелии нет, например, выражений "таинство крещения" или "таинство Евхаристии", - хорошо отвечает Димитрий Чуйков: "это не столь важно, так как, например, слово "Троица" в Священных Писаниях вообще нигде не встречается, тогда как смыслом, который это слово выражает, пронизано все Библейское учение, и большинство сектантов, слава Богу, соглашается и с идеей Троицы и с техническим термином, который выражает эту идею (то есть со словом "троица"[Например, в нашем сборнике "Песнь Возрождения" под номером 1549 находится псалом (который мне в своё время очень нравился и который мы исполняли своей "группой прославления" на собраниях баптистов в г. Артёмовске), в котором есть такие слова: "Отец, и Сын, и Дух Святой - Святая Троица… Тебя мы славим в этот час Святая Троица"]), выработанным Православной Церковью в ходе развития осмысления Ею Божественного Предания. Слово "таинство" есть подобный технический термин, который Церковь употребляет для описания известных священнодействий, заповеданных Христом. И как большинство "христианских" деноминаций не отвергло Православного Троического Богословия и самого слова "троица", - и это при том, что в Библии такого слова нет, - так следовало бы сектантам не отвергать и Православный термин "таинство", тем более что слово "таинство" встречается в Библии, а главное, конечно, не отвергать самого Боговдохновенного учения о семи Таинствах Святой Апостольской Церкви"[Димитрий Чуйков, "Как отличить истинную Церковь от лжецерквей, изд. Артёмовск, 2008 г., с. 43, 44].
К тому же, когда ап. Павел пишет: "Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих" (1 Кор. 4:1), то под этими Божьими тайнами здесь должно разуметь прежде всего церковные таинства, домостроителями которых являлись Апостолы в преимущественном смысле.
Кроме того, в Библии есть великолепное по своей красоте, поэтичности и точности пророчество о семи таинствах Церкви: "Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: "кто не разумен, обратись сюда!" и скудоумному она сказала: "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино мною растворенное; оставьте неразумие и живите, и ходите путем разума"" (Пр. 9:1-6). Димитрий Чуйков разъясняет эти слова так: "Этот Ветхозаветный отрывок содержит замечательное пророчество о семи Церковных Таинствах, и выделяет из них наиглавнейшее - Евхаристию.
- "Премудрость", то есть - Бог; "построила себе дом", то есть - Христос основал Свою Церковь; "вытесала семь столбов его", то есть - Христос основал Свою Церковь на семи Таинствах; "заколола жертву", то есть - Бог Отец принес Сына Своего в искупительную жертву (Христос был пронзён на кресте копьем: см. Ин. XIX,34; ср. также 1 Кор. 5,7); "растворила вино своё" - вино растворяется (разбавляется) водой; "вино" в стихе 2 есть Кровь Христа, а "вода" - жидкость, истекшая из прободённого бока Христа вслед за Его Кровью (см. Ин. XIX,34); Кровью Христа мы искуплены от рабства греха, а вода, истекшая из пронзенного Христа, есть символ нашего очищения от греха. Как неразбавленное водою, то есть крепкое вино, пьянит человека, и потому может повредить ему, так и вкушение Крови Христовой может оказаться губительно для не очищенного в воде крещения Духом Святым. Поэтому слова "растворила вино свое", прикровенно указывают на учреждение Христом всех 7-ми Таинств: во-первых, самой Евхаристии, так как "вино" есть Кровь Христа; затем Крещения, в котором человек омывается святой Христовой водой от своих грехов; Миропомазания, в котором крещенному даруется освящающая его благодать Духа Святого; Покаяния, очищающего от греха; Елеопомазания, в котором помазуемому также прощаются грехи; Священства, благодаря которому Божии поставленники получают власть прощать грехи, то есть очищать скудоумных; и Брака, которое помогает человеку сохранить себя чистым от любодеяний. Итак, слова "растворила вино свое" нужно понимать в том смысле, что Христос сделал все необходимое для того, чтобы приступающий к Страшным Его Дарам вечной жизни причастился Крови и Плоти Христа не в осуждение себе, а в оправдание. - "Приготовила у себя трапезу", то есть - Христос учредил у Себя в Церкви Таинство Причащения; "послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских", то есть - Христос послал Своих Апостолов, пророков, благовестников, учителей, людей мудрых и книжных (ср., например, Мф. XXIII,34) на провозглашение во всеуслышание ("с возвышенностей городских") Евангелия; "кто неразумен обратись сюда", то есть - кто грешен, обратись к Евангелию, к Церкви, или иначе: покайся, слыша Евангельский призыв, и приди в Церковь. - "Скудоумный", как и "неразумен", значит - грешный; "идите ешьте хлеб мой" - то же, что: "приимите, ядите: сие есть Тело Мое" (Мф. XXVI,26); "и пейте вино мною расстворенное" - то же, что: "И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов" (Мф. XXVI,27,28); "оставьте неразумие", то есть - раскайтесь во грехах; "и живите", то есть - вечно есть подобный технический термин, который Церковь употребляет для описания известных священнодействий, заповеданных Христом. И как большинство й жизнью Божиего Царства, вкушая от Чаши Жизни; "и ходите путем разума", то есть - живите жизнью Святой, Соборной, Апостольской, Православной Церкви Христа, участвуя в Ее семи Таинствах, и повинуйтесь Ее священноначалию, в котором преимущественно обитает Премудрость Божия"[Димитрий Чуйков, "Как отличить истинную Церковь от лжецерквей, изд. Артёмовск, 2008 г., с. 39-41].
Не согласиться с таким толкованием можно только по предвзятости. Важно также заметить, что само число таинств, семь, имеет большое значение, ибо 7 - Божественное число, что хорошо понятно по книге Откровение.

Теперь, если мы зададимся вопросом о свидетельствах от противного, то обнаружим, что практически все лжерелигии, культы и сатанинские секты имеют свои посвящения, таинства и мистерии, в которых учувствуют только посвящённые. Здесь дьявол опять самым очевидным образом показывает и доказывает, что истинная Церковь, которой он противостоит, имеет таинства.
Перед тем, как приступить к рассмотрению каждого таинства в отдельности, хочу поведать моему читателю о том решающем значении, которое имело православное учение о таинствах в моём в своё время решении оставить баптизм.
Узнав ответы, которые даёт православная апологетика на все главные протестантские возражения, я не мог отрицать разумность и твёрдую библейскую, а также историческую обоснованность православного богословия. Мои ум, совесть, чувства, душа и всё естество свидетельствовали мне, что Православие содержит великую Истину! Естественно, передо мной возник и всё больше стал приобретать значимость и остроту вопрос: "могу ли я теперь оставаться баптистом и вообще протестантом"? Или, другими словами, настолько ли важна православная истина, и настолько ли велики и пагубны заблуждения протестантов, чтобы мне идти на полный и такой болезненный во многих отношениях разуклонением от простоты во Христерыв со всеми моими единоверцами, родными и друзьями, подвергая их смущению, страданию и некоторому даже позору, который, как я знал, будет наиболее неприятен моему отцу-пастору[Впоследствии мне баптисты часто говорили, что я предал свою семью и опозорил отца]?
Вопрос действительно был судьбоносный, от решения которого, я понимал, зависела вся моя жизнь, в том числе и вечная жизнь. Я долго обдумывал и взвешивал, как говориться, все pro et contra. Я прокручивал в голове одну за одной все спорные темы с целью ответить на один этот вопрос: является ли данная православная истина и данное протестантское заблуждение настолько важными, чтобы мне разрывать с баптизмом?
Когда я анализировал вопросы о крестном знамении, об иконах, о молитвах святым и Ангелам, о Богородице, о постах и монашестве, то есть спорные вопросы, поднятые в первой части книги, то не из-за одного из них я не готов был разрушить свою жизнь. Я рассуждал, что все эти вопросы не могут лишить меня спасения и что они не являются самой сердцевиной нашего с православными разделения. Я считал, что теоретически я могу принять православное понимание вышеперечисленных вопросов и оставаться в среде протестантов. Не стоило только всем рассказывать о своих взглядах, так как меня бы не поняли, но в своей комнате тайно (ср. Мф. 6:6) молиться Богу пред иконами, обращаться по желанию к святым и к Богородице, признавая Её приснодевой и Богоматерью, использовать молитвослов, осенять себя крестным знамением, поститься и т.д.
Я думал, что если мои братья протестанты не доросли[Так я думал в то время по своей еще наивности. Я не понимал ещё того, что протестанты не просто не доросли до Православия, а что они духовные непримиримые враги Православия, что они совершенно другого духа. Они не просто не имеют святынь, икон и т.д., а активно хулят, поносят и отвергают истину. Сейчас бы для того, чтобы оставить баптизм, мне вполне бы хватило одного того факта, что все протестанты, например, иконоборцы!] до этого понимания, то это еще не повод полностью порывать с ними. К немощным в вере нужно относиться со снисхождением и не губить их своим знанием, как учит ап. Павел (см. 1 Кор. 8:9-12). Да и если я и не буду ничего этого делать, то разве это влияет на спасение? Разве нельзя спастись без икон, святынь, молитв ко святым, крестного знамения и молитвослова? Можно, размышлял я. Всю красоту и величественность православного Богословия, музыки и храмовой архитектуры, убранства и Богослужения также не мог я посчитать достаточной причиной для полного разрыва с баптизмом. Ко всему этому можно было как-то приобщаться и не разрывая с баптизмом; даже посещать православные службы. Но когда я начинал размышлять о таинствах, то я понимал, что без них, по крайней мере, без первых четырёх самых главных, никак нельзя обойтись и спастись, и что именно здесь находиться наибольшая глубина пропасти, разделяющая Православие и протестантизм.
То есть, когда я понял и принял православное учение о таинствах (которое тождественно учению Библии и вере Церкви первых веков), то совесть моя уже категорически отвергала все судорожные попытки моего разума как-то оправдать своё дальнейшее нахождение в баптизме. То есть, думая о важнейших таинствах я уже не мог сказать себе, что можно спастись без них. Я ясно понимал, что если я в действительности не крещён во Христа, если я не получил дара Духа Святого, если я не причащаюсь Тела и Крови Христовых, если наши баптистские пасторы не имеют законной преемственности и благодати, то как же я спасусь?
Итак, я хочу рассказать о том, что я понял о таинствах, изучая Православие, и почему они так важны.

 



 
Икона дня

Погода
Курс валют
Поиск
Теги


счетчики

Rambler's Top100