Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ДЕЯНИЯ - Речь ап. Петра по поводу исцеления хромого (3:12-26)
Воспользовавшись громадным стечением народа и его изумлением перед совершившимся чудом, св. Ап. Петр обратился к нему с речью. Эта речь распадается на 2 части: в первой части св. Ап. Петр указывает народу истинного Виновника совершения этого чуда и цель его совершения, поясняя, что не они, Апостолы, совершили это чудо, но Бог для прославления Господа Иисуса, отвергнутого и умерщвленного Израилем; во второй части увещевает народ покаяться и обратиться ко Христу, чтобы получить оставление грехов и стать участником в обетованных пророками мессианских благословениях.
И в этой речи св. Ап. Петра, как и в первой его речи, главное место занимают свидетельства из Ветхого Завета, которыми Апостол доказывает мессианское достоинство Иисуса Христа.
"Что дивитесь сему?" - св. Апостол как будто порицает удивление народа. Это потому, что народ, быть может, смотрел на апостолов, как на людей, наделенных какой-либо магической силой, или как на обладающих каким-нибудь особенным благочестием. Апостол отклоняет оба этих возможных предположения, желая подчеркнуть, что чудо совершено отнюдь не их собственной силой: он хочет представить единственно Христа, действующим через них. Как раньше Сам Господь все Свои дела относил ко Отцу Своему Небесному, так и Апостолы относят их теперь к Господу Иисусу Христу и Богу Отцу.
"Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали", вот истинная причина чуда: Бог этим чудом прославил Иисуса Христа, Которого вы предали на смерть. Апостол намеренно подчеркивает их вину, чтобы призвать их к покаянию.
"Просили даровать вам человека убийцу", т.е. разбойника Варавву, "а Начальника жизни", т.е. Господа Иисуса Христа, "убили".
"Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели" - но Бог воскресил Его из мертвых и теперь прославил Его исцелением во Имя Его этого хромого.
"И ради веры во Имя Его" - вера во Имя Господа Иисуса и была силой, которая дала исцеление хромому. Это выражение можно толковать трояким образом:
1) Исцеление произошло ради веры Апостолов,
2) Исцеление совершилось для того, чтобы свидетелей чуда привести к вере во Христа и
3) Ради веры хромого призвание Имени Иисусова исцелило его.
Представив слушателям их вину в отношении к Мессии, Апостол, желая склонить их к покаянию, смягчает тяжесть их вины, представляя дело убиения Иисуса, как дело неведения - "сделали это по неведению".
С другой стороны, Апостол указывает, что дело это было предопределено в совете Божием.
"Если бы он обратил речь в обвинение", говорит св. Златоуст, "он сделал бы их более упорными", а так он внушает им возможность получить прощение соделанного ими греха через покаяние:
"Итак покайтесь и обратитесь...", "да придут времена отрады..." т.е. наступит то царство Мессии, о котором предсказывали ветхозаветные пророки.
"И да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа" - здесь речь о втором пришествии Христовом при кончине мира.
"Которого небо должно было принять" - выражение это означает пребывание Господа Иисуса Христа с прославленной плотью на небесах со времени вознесения до дня второго пришествия, которое названо по русски "временем совершения всего", а по гречески: "апокатастасис", что, собственно, значит: восстановление, в смысле восстановления правильных, истинных отношений, нарушенных чем-либо. Здесь имеется в виду то, что иудеи отвергли своего Мессию и тем разорвали завет свой с Богом, но, по пророческому созерцанию св. Ап. Павла (Рим. 11), в конце времен обратятся к вере во Христа, и "Бог помилует народ свой", как предсказывали об этом ветхозаветные пророки. Побуждая иудеев к покаянию, св. Петр приводит им особенно сильное пророчество Моисея:
"Господь Бог ваш воздвигнет вам Пророка, - "слушайтесь Его во всем..." Это пророчество Моисея (Второзак. 18:18-19) вся древность, как иудейская, так и христианская, всегда относила к Мессии.
"Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог...", вам, следовательно, принадлежат все эти обетования относительно царства Мессии и исполнение пророчеств о Нем. В этом св. Апостол поставляет последнее и сильнейшее побуждение к покаянию.
"И в семени твоем благословятся все племена земные" - это обетование Божие праотцу Иудеев Аврааму (Быт. 12:3; 18:18) должно исполниться: Мессия дарован не одним евреям, но всем народам земли. Однако, к евреям Бог "первее" послал "Отрока Своего Иисуса", и в этом новое побуждение к покаянию. Во всей этой речи св. Ап. Петра, как и в первой его речи, мы видим старание св. Апостола показать своим слушателям, что христианство, проповедуемое им, отнюдь не находится в противоречии с ветхозаветным законом, а есть его продолжение и достойное завершение.
Примечательна здесь осторожность и любовь Апостола к врагам Иисусовым: он говорит им правду, но спокойно, без раздражения, без горечи, стремясь расположить их к сожалению о соделанном преступлении и покаянию.