Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ДЕЯНИЯ - Успех проповеди ап. Павла и гонение со стороны иудеев (13:42-52)
Проповедь Ап. Павла произвела, видимо, сильное впечатление на прозелитов (которых Дееписатель называет "язычниками"), т.к. при выходе Апостолов из синагоги (как видно, еще до формального роспуска собрания, что разрешалось для пришельцев-гостей), они просили их говорить о том же в следующую субботу. Впрочем, в большинстве древних рукописей этого слова "язычники" нет, так что можно полагать, что и иудеи также участвовали в этой просьбе, как это можно заключить из следующего стиха 43, где говорится, что "многие Иудеи последовали" за Павлом и Варнавой. Очевидно, сердца их коснулась благодать Божья.
В следующую субботу почти весь город собрался слушать "Слово Божие". Дееписатель не передает этой второй речи св. Павла, а приводит лишь заключительные слова ее в 46 ст., вызванные тем, что Иудеи, по зависти к великому успеху проповедника, начали противоречить ему и злословить, сопротивляясь тому, что говорил Павел. Присутствие стольких язычников оскорбляло иудеев, ибо они не допускали мысли, чтобы язычники могли участвовать в мессианском спасении. Тогда Павел и Варнава открыто объявили, что без сомнения, Евангелие должно быть возвещено прежде всего иудеям, но т.к. они отвергают его и сами себя делают недостойными, то было совершенно справедливо обратить проповедь к язычникам, как это было предречено еще пр. Исаией: "Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли" (49:6). Эти слова доставили великую радость язычникам, которые во множестве уверовали во Христа - не все, правда, но те, которые были "предопределены к вечной жизни" - предопределены, не в смысле безусловного, конечно, предопределения, а те, кого Господь избрал, по предведению доброго направления их воли.
Из Антиохии Слово Божье распространилось "по всей стране", т.е. по Писидии. Это вызвало ожесточение среди иудеев, которые возбудили против Павла и Варнавы некоторых почетных женщин, язычниц по рождению, принявших Иудейство, а эти по неразумной ревности к своей новой вере, сумели воздвигнуть такое гонение на Апостолов, что им пришлось по заповеди Христовой, отрясши прах от ног своих, уйти от этих упорствовавших в неверии людей. Так, здесь в первый раз иудейство соединилось с язычеством в гонении на христианство. Апостолы пошли в Иконию, главный город области, называвшейся Ликаония, на восток от Писидии. В Антиохии же новообращенные ими ученики "исполнялись радости и Духа Святого", что показывает, что они, твердо уверовав, нисколько не пали духом от гонения, постигшего их учителей.
"Такова сила Евангелия", говорит бл. Феофилакт, "учителей гнали, а ученики радовались".