Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ДЕЯНИЯ - Глава 22. Речь ап. Павла к народу (22:1-21)
"Мужи братия и отцы", начал Павел. "Мужи братия" - это обращение ко всем собравшимся; "отцы" - почтительное обращение к высшим по положению и старшим по летам.
"Выслушайте теперь мое оправдание перед вами" - выслушайте мое оправдание против обвинений, возведенных на меня некоторыми из вас - малоазийскими иудеями. Когда услышали, что он говорит по-еврейски, то удвоили тишину и спокойствие. Павел подробно рассказал о своем происхождении и воспитании, дабы показать, что он - подлинный иудей и ревнитель закона. Он рассказал, что был воспитан во всей строгости Моисеева закона "при ногах" знаменитейшего фарисейского учителя Гамалиила и со всей страстностью ("даже до смерти" - сколько было сил) преследовал христиан ("сей путь", т.е.: последователей сего пути), что может засвидетельствовать и первосвященник, который тогда был еще жив, хотя и смещен с должности, и старейшины.
Затем Павел рассказал, как он был обращен ко Христу на пути в Дамаск. Рассказ этот совершенно сходен с рассказом Дееписателя в 9 гл. 3-8 ст. Лишь немногие особенные черты события выставляет здесь Павел. Так он отмечает, что яркий свет с неба осиял его "около полудня" - явление чрезвычайное, явно чудесное, что Господь назвал себя не просто "Иисусом", но: "Иисусом Назореем", что бывшие с ним "свет видели, но голоса не слыхали": следовательно, это не обман, не субъективная галлюцинация Павла. В том, что они голоса не слыхали, нет противоречия с повествованием Дееписателя, ибо это надо понимать так, что они, хотя слышали звук голоса, но не понимали, что говорится.
Из 2-х повествований создается цельная, более полная картина: откровение было только одному Павлу, а спутники его видели и слышали только, так сказать, отблеск и отголосок этого откровения.
Далее св. Павел поведал о своем чудесном прозрении и крещении от Анании, причем подчеркнул, что Анания был "муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске", т.е. не какой-нибудь неизвестный человек, а одобряемый всеми Иудеями, как ревнитель закона.
К повествованию о своем обращении Апостол присовокупил повествование о явлении ему Господа в Иерусалиме, о котором не упоминает Дееписатель, ни сам Павел в других своих речах и посланиях. Это случилось тогда, когда Павел возвратился в Иерусалим, проведя долгое время в Аравии, куда он отправился из Дамаска, после своего обращения. Апостол обращает внимание на то, что это явление ему Господа имело место в Иерусалимском храме во время его молитвы там, и, следовательно, он и по обращении в христианство, не разрывал связи с храмом и его законным богослужением. Здесь же Павел подчеркнул, что он не враг иудейского народа, ибо когда Господь повелевал ему удалиться из Иерусалима, он противостоял этому, желая проповедовать именно в Иерусалиме, где прежде гнал христиан. Только вторичное настойчивое повеление Господа заставило его покинуть Иерусалим.