Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ДЕЯНИЯ - ЧАСТЬ I. Церковь Христова из иудеев (главы 1-12) Глава 1. Предисловие к книге Деяний (1:1-3)
В предисловии автор обращается к некоему Феофилу и при этом указывает на свою "первую книгу" в которой написал "о всем, что Иисус делал и чему учил от начала". Совершенно очевидно, что здесь речь идет о третьем нашем каноническом Евангелии, которое написано Лукой для того же "достопочтенного Феофила". Св. Лука указывает на внутреннюю органическую связь между своим Евангелием и этой второй книгой, которая должна служить как бы продолжением первой.
О "всем", конечно, только относительно, ибо св. Иоанн считает даже невозможным описать все (Иоан. 21:25). "Все" здесь сказано в смысле: "все необходимое" для того, чтобы можно было познакомиться с жизнью, деятельностью и учением Господа Иисуса Христа и уверовать в Него, как Сына Божия.
"Что Иисус делал и чему учил от начала" - эти слова и по-русски правильнее было бы перевести: "что начал делать и чему начал учить Иисус". Дееписатель хотел этим выразить то, что в Своей земной жизни Господь только начал творить и учить, а будет это продолжать через Апостолов (деяния которых в предлагаемой им книге будут описываться) и, само собой разумеется, через их преемников до скончания века (Матф. 28:20).
"До того дня, в который Он вознесся." - Вознесение Господне указывается здесь, как поворотный пункт: это - конец Евангельской и начало Апостольской истории. До этого момента имела место видимая деятельность Господа на земле, с сего же момента начинается Его невидимая деятельность.
"Дав Святым Духом повеления Апостолам" - важность этого поворотного пункта истории спасения человечества в том, что Господь вознесся, оставив Своим Ученикам заповедь - завещание, как выражение Его последней воли о распространении и утверждении Его учения во всем мире.
"Духом Святым" - Господь Иисус Христос все творил "Духом Святым", ибо, по выражению бл. Феофилакта, "где творит Сын, содействует и соприсутствует Дух, как единосущный". Это завещание дано не всем, а только тем, "которых Он избрал" - избрал на это великое дело.
"Которым и явил Себя живым" - для того, чтобы Апостолы могли свидетельствовать о Нем во всем мире, Господь явил им Себя живым после страданий и смерти Своей и уверил их в истине Своего воскресения, в продолжение 40-ка дней являясь им.
Книга Деяний, таким образом дополняет Евангелие, указывая, что, хотя Господь и не пребывал со Своими учениками непрестанно после воскресения Своего, но многократно являлся им и лишь через 40 дней вознесся от них на небо. В течение этого срока Он учил их тайнам Царствия Божия, надо полагать, устроению этого Царствия, или Церкви Христовой, на земле, дабы подготовить их к предстоящей им Апостольской деятельности.