gototopgototop
Поиск
Авторизация
На сайте:
Нет
Заметки
logo_news.png
Соцсети
Главная Благовест книги Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ДЕЯНИЯ - Глава 7. Суд над архидиаконом Стефаном и его мученическая смерть

Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ДЕЯНИЯ - Глава 7. Суд над архидиаконом Стефаном и его мученическая смерть

Индекс материала
Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ДЕЯНИЯ
Предисловие
ЧАСТЬ I. Церковь Христова из иудеев (главы 1-12) Глава 1. Предисловие к книге Деяний (1:1-3)
Наставления Господа и Вознесение Его (1:4-12)
Избрание Матфея (1:13-26)
Глава 2. Сошествие Святого Духа (2:1-13)
Речь ап. Петра (2:14-42)
Первая христианская община (2:42-47)
Глава 3. Исцеление хромого от рождения (3:1-11)
Речь ап. Петра по поводу исцеления хромого (3:12-26)
Глава 4. Заключение апостолов Петра и Иоанна в темницу (4:1-4)
Допрос апостолов в синедрионе (4:5-22)
Молитва апостолов и ниспослание Св. Духа (4:21-31)
Взаимная любовь среди христиан (4:32-37)
Глава 5. История Анании и Сапфиры (5:1-11)
Новое гонение на апостолов (5:12-42)
Глава 6. Избрание семи диаконов (6:1-6)
Проповедь архидиакона Стефана (6:7-15)
Глава 7. Суд над архидиаконом Стефаном и его мученическая смерть
Глава 8. Гонение на Церковь (8:1-4)
Насаждение Церкви в Самарии, Симон Волхв (8:5-13)
Апостолы Петр и Иоанн в Самарии (8:14-25)
Крещение евнуха (8:26-40)
Глава 9. Обращение гонителя Савла (9:1-25)
Савл в Иерусалиме (9:26-30)
Ап. Петр в Лидде, исцеление Энея (9:31-35)
Воскрешение Тавифы (9:35-43)
Глава 10. Обращение ко Христу Корнилия сотника (10:1-48)
Глава 11. Петр объясняет, почему он крестил язычника (11:1-18)
Распространение христианства вне Палестины (11:19-21)
Посольство Варнавы и Савла в Антиохию (11:22-26)
Помощь христианам в Иудее (11:27-30)
Глава 12. Гонение на Церковь со стороны Ирода Агриппы
ЧАСТЬ II. Церковь Христова среди язычников (главы 13-28) Глава 13. Путешествие Варнавы и Савла на Кипр (13:1-12)
Путешествие в Пергию и Антиохию Писидийскую (13:13-41)
Успех проповеди ап. Павла и гонение со стороны иудеев (13:42-52)
Глава 14. Проповедь в Иконии, Листре и Дервии (14:1-7)
Исцеление хромого в Листре (14:8-18)
Гонение на апостолов (14:19-28)
Глава 15. Апостольский Собор в Иерусалиме (15:1-35)
Второе миссионерское путешествие ап. Павла (15:36-41)
Глава 16. Путешествие в Троаду (16:1-8)
Путешествие в Македонию (16:9-11)
Павел в Филиппах, изгнание прорицательного духа (16:12-18)
Заключение Павла и Силы в темницу (16:19-40)
Глава 17. Павел и Сила в Фессалонике (17:1-9)
Ап. Павел в Афинах и речь его в Ареопаге (17:15-34)
Глава 18. Ап. Павел в Коринфе (18:1-17)
Отплытие через Эфес и начало 3-го путешествия (18:18-23)
Проповедь Аполлоса (18:24-28)
Глава 19. Ап. Павел в Ефесе (19:1-20)
Мятеж в Ефесе против христиан (19:23-40)
Глава 20. Путешествие в Грецию и обратно до Троады (20:1-12)
Дальнейшее путешествие до Милита (20:13-17)
Прощальная речь Павла к пресвитерам Ефесским (20:18-38)
Глава 21. Путешествие Павла от Милита до Кесарии (21:1-9)
Ап. Павлу предсказывают темницу (21:10-14)
Прибытие Павла в Иерусалим и возмущение иудеев (21:15-40)
Глава 22. Речь ап. Павла к народу (22:1-21)
Неистовство толпы и суд перед синедрионом (22:22-30)
Глава 23. Распря между обвинителями Павла (23:1-11)
Умысел иудеев убить Павла (23:12-22)
Отправка Павла в Кесарию (23:23-35)
Глава 24. Ап. Павел пред судом прокуратора Феликса (24:1-9)
Защитительная речь ап. Павла (24:10-23)
Беседа Павла с Феликсом и Друзиллой (24:24-27)
Глава 25. Прокуратор Фест во Иерусалиме и жалоба ему на ап. Павла (25:1-6)
Апостол Павел на суде перед Фестом (25:7-12)
Царь Агриппа 2-й и Вереника слушают ап. Павла (25:13-27)
Ап. Павел рассказывает о своем обращении ко Христу (26:1-29)
Глава 27. Путешествие от Кесарии до Мир Ликийских (27:1-5)
От Мир до Крита и предостережение ап. Павла (27:6-13)
Сильная буря на пути к Мальте и гибель корабля (27:14-44)
Глава 28. События на острове Мелит (28:1-14)
Прибытие в Рим (28:15-16)
Беседы Павла с римскими иудеями и заключение книги Деяний (28:17-31)
Все страницы

 

 

"Так ли это?" - спросил первосвященник Стефана: признает ли себя Стефан виновным в возведенном на него обвинении. В ответ на этот вопрос Стефан произнес длинную защитительную речь, в которой сделал краткий обзор истории еврейского народа от Авраама до Соломона и в заключение произнес ряд обличительных слов против своих неправедных судей.
Главная цель этой речи - обратить против еврейского народа предъявленное ему обвинение в нечестии.
Сущность всей речи заключается в стихах 51-53: Стефан как бы так хочет сказать - не как хулитель Бога, закона и храма предстою я здесь обвиняемый, но как жертва вашего противления Богу и Мессии, противления, которое вы наследовали от отцов ваших. Я верую в истинного Бога и свято чту Его закон, но вы всегда противились Богу и Его закону, а потому и судите меня.
Чтобы яснее представить все это, Стефан заставляет говорить за себя историю и притом со всем спокойствием и обстоятельностью. Он начинает с родоначальника евреев Авраама, переходит далее к его ближайшим потомкам, праотцам еврейского народа, и уже здесь показывает их противление Богу в истории праведного Иосифа, который, однако, по промыслу Божию, оказался спасителем всего рода.
С целью оправдаться от обвинения в хуле на Моисея, Стефан особенно подробно останавливается на истории этого великого законодателя евреев, подчеркивая свое глубокое к нему уважение и вместе с тем указывая в истории его часто повторявшиеся выражения противления народа ему (ст. 27 до 39).
От скинии завета Стефан переходит к устроению Соломоном храма. Подтвердив свое воззрение на храм изречением пророка (Исаии 66:1-2) [Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим], Стефан переходит к смелому изобличению своих неправедных судей, указывая им их тягчайший грех против Мессии и Бога. Члены синедриона раздражились этим обличением до последней степени, а когда Стефан сказал им о своем видении прославленного Господа, в крайнем озлоблении против него побили его камнями. - Вся эта величественная речь, вероятно, была воспроизведена каким-либо тайным приверженцем христианства, вроде Никодима или Гамалиила, а потому и смогла быть записанной Дееписателем.
"Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран" - здесь как будто противоречие повествованию кн. Бытия, ибо по кн. Бытия 11:31:32 [И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. И было дней жизни Фарры [в Харранской земле] двести пять лет, и умер Фарра в Харране]; 12:1 [И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе], Господь явился Аврааму уже в Харране. Но по свидетельству Филона и Флавия, иудеи, на основании предания, веровали, что первое явление Бога Аврааму было еще в Уре Халдейском, до переселения в Харран, что именно вследствие этого явления, отец Авраама Фарра вместе со всем семейством отправился из Ура в Ханаан, но по дороге в Харран умер, и тогда Господь вновь явился там Аврааму, повторив данное еще в Уре повеление отправиться в землю Ханаанскую. Это предание имеет подтверждение себе дальше в кн. Бытия 15:7, где Господь говорит: "Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского". Это же подтверждается и местом книги Неемии 9:7 [Ты Сам, Господи Боже, избрал Аврама, и вывел его из Ура Халдейского, и дал ему имя Авраама].
"И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги" - хотя Авраам и пришел в Ханаанскую землю, или Палестину, по повелению Божьему, но он не имел там наследственной поземельной собственности. Это видно и из того, что он должен был купить поле и пещеру у туземцев для погребения Сарры (Быт. 23 гл.). Стефан указывает, что дарование Аврааму, как потомства, так и земли Обетованной находилось всецело только в воле Божьей. Рабство Египетское продолжалось точно 430 лет, - Стефан же только округляет это число. Выражение "дал ему завет обрезания" употреблено с тем, дабы показать, что заключение завета было свободным действием Бога, даром Его Аврааму и его потомству, что Бог не связывается этим заветом, но и после него творит только Ему угодное. "Патриархами" называются далее дети Иакова, как родоначальники 12-ти колен Израилевых.
"По зависти, продали Иосифа" - не без особенного намерения указывает Стефан на эту черту зависти: он желает указать, что это же злое чувство было причиной распятия Господа Иисуса Христа, прообразом Которого явился проданный братьями Иосиф. Дальнейшее повествование Стефана об Иосифе целиком основывается на свидетельствах книги Бытия, так же как и повествование о Моисее из книги Исход.
О том, что Моисей "научен был всей премудрости египетской", ничего не говорится в свящ. книгах Ветхого Завета, но об этом говорит предание, записанное Филоном, да и нет ничего удивительного, что Моисей, воспитывавшийся в качестве сына дочерью фараона, получил самое высшее и многостороннее египетское образование. Это образование состояло тогда, главным образом, в изучении естественных наук и магии, астрономии, медицины и математики. Вся эта внешняя мудрость должна была стать у Моисея орудием в деле его великого служения истине Божьей.
Выражение "и был силен в словах" не противоречит свидетельству Моисея о себе, что он неречистый и косноязычный (Исх. 4:10) [И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен]. Может быть, он был заика, но это не препятствовало его речи отличаться той внутренней силой, которая выражает собой сильный дух человека.
Указание Стефана, что Моисею было 40 лет, когда он вступился за обижаемого еврея, основано на предании, что 120-летняя жизнь Моисея разделяется на 3 периода по 40 лет каждый: 40 лет при дворе фараона, 40 лет в стране Мадиамской (Исх. 7:7) [Моисей был восьмидесяти, а Аарон [брат его] восьмидесяти трех лет, когда стали говорить они к фараону] и 40 лет в пустыне с евреями по дороге в Обетованную землю.
Убийство Моисеем египтянина Стефан представляет, как предзнаменование освобождения всего народа от рабства египтян, чего евреи не поняли по недостатку веры в Бога.
Далее о бегстве Моисея в страну Мадиамскую и о явлении ему Бога через 40 лет в купине неопалимой Стефан рассказывает, следуя повествованию кн. Исход. Как и Моисей, он называет явившегося в купине "Ангел Господень" (Исх.3:2) под которым древние всегда понимали "Великого Совета Ангела", (Исаия по переводу 70-ти) Слово Божье, или Второе Лицо Пресвятой Троицы.
Далее Стефан начинает сильными чертами изображать величие Моисея, как избавителя, чудотворца, пророка, законодателя и посредника между Богом и еврейским народом, указывая при этом на непослушание, которое проявлял еврейский народ по отношению к Моисею и Богу. Факт, что один из дравшихся евреев грубо оттолкнул Моисея с укорительными словами: "кто тебя поставил начальником и судьей над нами?" Стефан обобщает, относя его к целому народу в том смысле, что слова одного были выражением неблагонадежного и жестоковыйного направления духа целого народа. Сего, отвергнутого народом, Бог, однако, поставил не только начальником и судьей, но и избавителем. Стефан представляет здесь Моисея прообразом Мессии, Которого также отвергли евреи.
Стефан приводит далее пророчество Моисея, в котором он указывает на имеющего придти Мессию, прообразом Которого он является (Второзак. 18:15) [Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте]. Вспоминая Синайское законодательство, Стефан говорит, что Моисей получил заповеди Божии через Ангела, говорившего с ним. В книге Исход изречение закона Моисею приписывается Самому Господу, но Флавий приписывает это Ангелу, что согласно и со словами св. Ап. Павла в Гал. 3:19 [Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника] и в Евр. 2:2 [Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние]. Может быть, здесь имеется в виду опять "Ангел Господень", т.е. Второе лицо Пресвятой Троицы. Ложные свидетели утверждали, что Стефан не перестает говорить хульные слова на закон, - Стефан же здесь восхваляет закон, называя его "живыми словами" - такими, в которых заключается действующая живая сила.
Далее Стефан укоряет евреев за непослушание их Моисею, напоминает о том, как они жалели об оставлении Египта, как сделали себе золотого тельца, в чем видно влияние египетского язычества, обоготворявшего быка Аписа. Стефан ссылаясь на пророка Амоса (5:25-26) [Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя], укоряет затем евреев, что во время сорокалетнего странствования по пустыне они служили "воинству небесному", т.е. поклонялись солнцу, луне и звездам. Он прямо называет имена языческих Божеств, которым поклонялись в пустыне евреи, отступая от служения истинному Богу. Это - Молох - сирский и ханаанский идол, под именем которого обоготворялось солнце, как плодотворное начало жизни на земле, и Ремфан, или Рефан - коптское название обоготворявшейся арабами, финикиянами и египтянами планеты Сатурн, как символа времени.
Далее Стефан оправдывает себя от обвинения в том, что он не переставал говорить хульные слова на "святое место сие", т.е. на храм. Он говорит о святости скинии, а затем о построении Соломоном храма.
"Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет", говорит далее Стефан и приводит слова пр. Исаии (66:1 [Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?] и далее) о том, что Бог вездесущ и не ограничивается храмом. Этим пророческим изречением Стефан разбивает заблуждение отживающего иудейства, будто Иерусалимский храм есть единственно-возможное место истинного Богопочитания. Это то же, что сказал Христос самарянке: "Поверь Мне, что наступит время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу" (Иоан. 4:21-23).
Вслед за тем с 51 стиха Стефан изменяет тон защищающегося на тон обвиняющего своих неправедных судей: с одушевлением пророка он указывает этим представителям еврейского народа на их нечестие, выразившееся в том, что они сделались предателями и убийцами пришедшего к ним Праведного, предвозвещенного пророками, т.е. Мессии. Он называет их, как это делали и древние пророки, "жестоковыйными", т.е. непокорными, упорными и своевольными, а также людьми с необрезанным сердцем и ушами. Это было особенно обидно, ибо иудеи тщеславились своим обрезанием, а в понятии необрезания заключалось понятие нечистоты и язычества. Стефан напоминает им о том, как они всегда противились Духу Святому, что выражалось в постоянном избиении евреями посланных к ним Богом пророков, и укоряет их в неисполнении закона.
"Рвались сердцами своими" от гнева и "скрежетали на него зубами" они, слушая столь сильные обличения. Стефан же, объятый Духом Святым, возводит очи свои к небу и видит "славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога", о чем сейчас же и говорит вслух, как смелый исповедник, называя Иисуса тем именем, которое Он Сам любил употреблять, - "Сыном Человеческим", в согласии с общеизвестным пророчеством Даниила 7:13-14 [Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится].
Это довело ярость присутствующих до последней степени. Они увидели в этом Богохульство, и, затыкая уши свои, чтобы не слушать его, устремились на исповедника и, выведя за город, стали побивать его камнями.
Убийство архидиакона Стефана было своеволием возмущенных фанатиков, т.к. мы не видим, чтобы синедрионом формально был произнесен смертный приговор, на который требовалось к тому же утверждение римских властей. Синедрион, однако, несомненно сочувствовал этому и наверное даже подстрекал фанатиков. Римский гарнизон, обычно небольшой в Иерусалиме, вероятно не мог справиться с внезапно вспыхнувшим сильным возмущением, прокураторы же, как правило, жили в Кесарии, и нужно было время, чтобы известить их и получить подкрепление для усмирения возмущения.
"Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла" - свидетели, по закону, должны были первыми бросить камни в обвиненного ими в преступлении, а чтобы широкие восточные одежды не мешали, их снимали. Савл впоследствии стал великим Апостолом языков - Павлом.
"И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего". - Побиваемый Стефан вознес Богу двоякую молитву - о себе и о своих убийцах. Это - те же молитвы, которые принес Своему Небесному Отцу и Распятый Христос на кресте.
"И, сказав сие, почил" - кончину первомученика Дееписатель сравнивает с отходом ко сну.

 



 
Календарь

Погода
Cчетчик

Яндекс.Метрика