Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ДЕЯНИЯ - Беседы Павла с римскими иудеями и заключение книги Деяний (28:17-31)
Через 3 дня после своего прибытия в Рим, Павел созвал знатнейших иудеев Рима и рассказал им, что никогда ничего не сделав ни против своего народа, ни против обычаев, какие он хранил от своих отцов, он был схвачен в Иерусалиме и предан на суд римскому правителю в Кесарии. Тот правитель, исследовав его дело, хотел освободить его, но т.к. иудеи воспротивились этому, то Павлу ничего не оставалось, как потребовать суда Кесарева, хотя у него и нет никакого намерения в чем-либо обвинять свой народ. Следуя своему обычаю, Апостол таким образом и в Риме начал свою проповедь с иудеев, причем, не имея возможности, как узник, посетить их синагогу, пригласил их сам к себе и начал с самооправдания, дабы объяснить им причину своих уз.
"Ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами" - так начал Апостол свою проповедь. Это объяснение послужило поводом к началу его проповеди о Христе.
Иудеи отвечали Павлу, что они не получали никаких писем о нем и никто не делал им также и устно неблагоприятного отзыва о нем. Но о христианстве они слышали, как "о ереси", о которой везде спорят, и хотели бы сами слышать об этом учении от него.
В назначенный самими иудеями день уже не только знатнейшие, но и очень многие пришли к Апостолу, желая его послушать, и он с утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, т.е. учение христианское, приводя им пророчества о Христе Иисусе, как о Мессии из закона Моисеева и пророческих ветхозаветных книг. Следствием беседы было то, что одни убеждались его словами, а другие не верили. Они уходили, ведя спор между собой, и Павел напомнил им в момент их ухода грозные слова Исаии пророка, предсказавшего ожесточение и неверие Израиля в 6 главе ст. 9 и 10 [И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их], заключив их тем, что спасение Божье будет предложено язычникам: они и услышат.
Заканчивается книга Деяний Апостольских свидетельством о том, что св. Павел целых 2 года жил в Риме на своем иждивении, принимая всех приходящих к нему, "проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно".
2 года, очевидно, до освобождения от уз, а содержали Апостола, надо полагать, заботившиеся о нем римские христиане. Отсюда Апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам, Ефесянам, Колоссянам, Филимону и Евреям.
Неожиданное окончание книги Деяний в самый интересный момент прибытия св. Павла на суд Кесарев убедительно свидетельствует о ее подлинности и о том, что она написана именно в это время и до вторых уз Ап. Павла и его мученической кончины в 67 году.