Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ - 17. О страшном суде
(Матфея 25:31-46)
Полную картину последнего Страшного Суда Божия над всем человеческим родом рисует нам словами Самого Господа Иисуса Христа только один Ев. Матфей в непосредственной связи с речами Его о необходимости постоянного духовного бодрствования и готовности встретить Второе Его Пришествие. Описанию Страшного Суда предшествует притча о талантах (Матф. 25:14-30), очень сходная с разобранной уже нами притчей о 10-ти минах, которую передает св. Лука в 19:11-28. Идея этой притчи та, что каждый должен будет дать отчет Богу на Страшном Суде о том, как он использовал полученные им от Бога дарования, как благодатные так и естественные и что доброго приобрел с помощью их.
Повествование о Страшном Суде Господь начинает с уподобления Своего Второго Пришествия торжественным выходом земных царей "во славе своей". "Сядет на престоле славы Своея" - это означает, что Господь явится, как Царь и Судия вселенной. Сопровождать Его будут "вси святии ангели", а встречать все люди, как застигнутые в живых Его пришествием, так и воскрешенные из мертвых, все, когда-либо живущие на земле. Перед пришествием Христовым будет всеобщее воскресение, причем воскреснут усопшие уже в особых преображенных телах, не "душевных", а "духовных", оставшиеся же в живых мгновенно изменятся (1 Кор. 15:25-54; Сол. 4:16-17).
"И разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ" - овцы здесь представляют праведников, т.к. они служат образом невинности и простоты (Иоан. 10:7-14; 15:16-27; Псал. 99:3 и Псал. 73:1), а козлы - осуждаемых, т.к. они служат образом недобрых нравственных качеств (Иезек. 34: 17) и от них нет никакого плода - ни волны, ни молока, ни ягнят, что все приносят овцы. Овцы будут поставлены "одесную", т.к. правая сторона всегда считалась почетной, назначалась людям самым близким, а "козлища" - "ошуюю" - сторона менее почетна, означающая в данном случае место осуждаемых.
"Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира" - удостоившиеся благословения Бога Отца христиане в Новом Завете часто называются наследниками обещанных благ, как истинные чада Божий, которым принадлежат блага, уготованные Богом людям (Рим. 8:17; Гал. 4: б-7; Евр. 1:14). Бог от вечности предвидел дела, а потому от вечности же и определил им соответствующее воздаяние за них: за добрые дела - Царство Небесное, а за злые - мучения.
Как видно из этой картины Страшного Суда, Царство Небесное праведники наследуют за дела любви и милосердия к ближним. О вере здесь не упоминается, ибо она уже предполагается самыми делами любви, которые суть плоды веры (Иоан. 13:35; 1 Кор. 13:1). Равно и молитва и все прочие подвиги веры не упоминаются, потому, что без них невозможна истинная любовь к ближним и искренние, нелицемерные дела милосердия. Говорится только о делах милосердия, потому, что они доказывают истинную веру и благочестие христианина (см. Иак. 2:14-26; 1 Иоан. 4:20- 21; 1 Иоан. 3:15-18). Ответ праведников свидетельствует об их смирении и сознании своего недостоинства. Таков закон нравственного самосовершенствования: чем более человек нравственно усовершается, тем более сознает он ничтожность своих совершенств.
Своих последователей Господь называет "братиями Своими", как близких, как сродных Ему по духу, по расположениям, по страданиям; "меньшими" называет их потому, что они уничижены, что они - нищи, отвержены.
"Идите от Мене проклятии" - проклятые значит - лишенные даров благословения. Они осуждаются на "огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его" - огонь здесь изображает высшую степень мучения, т.к. казнь через сожжение огнем есть самая жестокая казнь.
Этот образ заимствован от огня долины Енномовой к юго-западу от Иерусалима, где совершались во время уклонения евреев в идолопоклонство жертвоприношения Молоху и куда потом свозились нечистоты и трупы казненных и где для очищения этого места постоянно горел огонь, почему это место и получило прозвание долины огненной и стал служить образом вечного мучения грешников. Эти вечные мучения назначены собственно для возмутившихся против Бога злых духов, но поскольку грешники делаются соучастниками этого зла, которое сеет диавол и ангелы его, они осуждаются на те же мучения.
"И идут сии в муку вечную" - мучения грешников, вопреки некоторым лжеучителям, не будут иметь конца, ибо они сами добровольно отвергли любовь Божию. Эти мучения, как многие полагают, будут состоять в страшных, но уже бесплодных терзаниях совести. Некоторое подобие их испытывается уже в земной жизни: таково, напр., состояние безысходной тоски. Столь же вечным и нескончаемым будет блаженство праведников, предначатие коего бывает еще здесь.