Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ - 8. Притча о злых виноградарях
(Матфея 21:33-46; Марка 12:1-12; Луки 20:9-19)
Притчу эту передают нам все 3 синоптика совершенно одинаково. Некоторый хозяин, под которым разумеется Господь Бог, устроил "виноградник", под которым надо понимать ветхозаветную церковь. Обнес его "оградой", под которой толкователи понимают закон Моисеев и все вообще учреждения, назначенные для того, чтобы предохранять избранный народ Божий Иудеев от влияния язычества; выкопал в нем "точило" - бассейн или яма, в которой выжимался сок, построил "башню", назначавшуюся для сторожей, которые охраняли виноградник от воров и животных. Под "точилом" и "башней" свв. отцы разумеют алтарь и храм. Сделав все нужное для благоустроения виноградника, хозяин "отдал его виноградарям", как было в обычае, с тем, чтобы они уродившиеся плоды сполна и в известном условленном количестве доставляли хозяину. Под "виноградарями" разумеются иудейские народные начальники, по преимуществу первосвященники и члены синедриона. Затем хозяин отлучился: это значит, что Господь вверил им всю полноту власти над еврейским народом, с тем, чтобы они потом представили ему плоды своего управления - показали бы, что они воспитали народ так, как следовало, в духе закона Божия.
Через некоторое время хозяин послал своих "слуг", под которыми надо понимать пророков. Но злые виноградари, "емше рабов Его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша" - так поступали начальники иудейского народа с посланниками Божиими пророками. Они управляли народом, не заботясь о его духовном совершенствовании, а преследуя только свою личную корысть и интересы, и потому жестоко избивали пророков Божиих, напоминавших им об их обязанностях. Об этом свидетельствует вся ветхозаветная священная история (Иерем. 44:4-б; 2 Пар. 24:20-21; 36:16; Нем. 9:26 и др.).
Наконец, хозяин послал к ним "сына своего" (по Марку, единственного и возлюбленного); последним чрезвычайным посланником Божиим к Иудейскому народу был Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос. "Сей есть наследник", сказали злые виноградари: "приидите, убием Его, и удержим достояние Его". Господь Иисус Христос называется "наследником" в том смысле, что все предано Ему Отцем Его (Матф. 11:27). Первосвященники и старейшины Иудейские решили убить Его, чтобы не лишиться своей власти над еврейским народом ("Емше Его изведоша вон из винограда, и убиша" - так начальники Иудейские убили Господа Иисуса Христа, выведши Его из Иерусалима, который был священным средоточием ветхозаветной церкви, за стенами его.
Закончив притчу, Господь пожелал, чтобы слушатели сами произнесли над собою приговор, Что они действительно и сделали, по св. Матфею, а по св. Марку, Господь, с Своей стороны, подтвердил правильность этого приговора. А по св. Луке, Первосвященники и старейшины, уразумев, что этот приговор они изрекли сами над собой, затем сказали: "Да не будет", этого с нами. Под "пришествием" хозяина надо понимать здесь не Второе Пришествие Христово, ибо далее говорится о том, что Он, т.е. Бог, "виноград предаст иным делателем" (следовательно, земная жизнь людей еще будет продолжаться), а разрушение Иерусалима, отмену первосвященнического служения и власти синедриона, и значения книжников и фарисеев. Тогда призваны будут на дело обработки виноградника Божия "иные делатели" - Апостолы и их преемники, пастыри Христовой Церкви.
В заключение притчи Христос применяет к себе 22-23 стихи 117 псалма, называя Себя Камнем, который отвергли строители, т.е. вожди Иудейского народа, но Который сделался "Главою угла" - стал краеугольным камнем величественного здания новозаветной Церкви. Пришествие в мир Самого Сына Божия было "от Господа" и "есть дивно" в очах человеческих, с точки зрения человеческой. Называя Себя камнем, Господь указывает на 2 вида людей, которые не уверуют в Него и которые подвергнутся за это наказанию: одни, для которых Он будет Камнем претыкания, т.е. соблазна, другие, которые, оставаясь нераскаянными, ожесточенно восстали против Господа и начали бороться против распространения Его Царства. Вина вторых тяжелее. Преткнувшегося о камень и разбившегося можно восстановить и исцелить, сотрение же выражает окончательную гибель, которая и постигнет всех ожесточенных противников Христовых.
В результате такого непокорства Иудеев, назначенных первоначально быть избранным народом Божиим, "Отъимется от них царствие Божие, и дастся языку творящему плоды Его", т.е. новому народу Божию - всем будущим членам Царства Божия, или Церкви Христовой, которые представляются здесь, как один народ - новый Израиль. Поняв весь глубокий смысл притчи до конца "первосвященники и фарисеи... старались схватить Его, но побоялись народа", т.е. возможности народного возмущения, которое могло бы быть вызвано в защиту Господа, почитавшегося пророком.