Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ - 12. Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном - Господь ставит дитя в пример ученикам
(Мф. 18:1-5; Мрк. 9:33-37; Лук. 9:46-48)
После чудесной уплаты пошлины в Капернауме, ученики, спорившие между собою о том, кто из них больше, т.е. кто из них будет первенствовать по власти и чести в том царстве Мессии, открытия которого они скоро ожидали, приступили ко Иисусу, "глаголюще: кто убо болий есть в Царствии Небеснем?". Ответ Господа прямо и решительно направлен против всякого стремления среди учеников Его к первенству: "Аще кто хощет старей быти, да будет всех менший, и всем слуга".
"Не стремитесь к первенству в Моей Церкви", как бы так говорит им Господь: "ибо с первенством соединены будут и наибольшие труды и наибольшее самоотречение, а отнюдь не докой и слава, как вы думаете". Призвав затем дитя, которое по свидетельству Никифора, стало впоследствии священномучеником Игнатием Богоносцем, Епископом Антиохийским, Господь поставил его посреди учеников и указывая на него сказал: "Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное", т.е. если вы не оставите своих ложных мнений о царстве Мессии и не оставите ваших тщеславных надежд на получение первых мест в этом царстве, то не войдете в него. Дети простосердечны, у них нет предвзятых мыслей о возвышении или приобретении, они робки и смиренны, у них нет еще зависти и тщеславия и желания первенствовать - этим качествам их и надо подражать тем, кто хочет войти в Царствие Небесное.
"Иже убо смирится, яко отроча сие, той есть болий во Царствии Небеснем" - кто смирит себя, сознает себя недостойным Царства Небесного, будет считать себя ниже других, тот только и окажется большим.
Итак, кто отрешится от своего воображаемого величия, кто обратится от честолюбия и гордости к смиренномудрию и кротости и станет таким же малым, как это малое дитя, тот и будет иметь больше значения в Царствии Небесном.
Одновременно Господь преподал ученикам Своим и урок о взаимоотношениях между членами Царства Христова: "Иже аще приимет отроча таково во имя Мое, Мене приемлет", т.е. всякий кто с любовью будет относиться к таким малым детям или вообще людям кротким и смиренным, похожим на детей, во Имя Христо, т.е. во исполнение Моей заповеди о любви ко всем слабым и уничиженным, тот сделает это как бы Мне Самому. Здесь речь Господа, излагаемая Ев. Матфеем без перерыва, по Ев. Марку и Луке, была прервана словами Ап. Иоанна о человеке, изгонявшем бесов именем Христовым.