Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ - 15. Притча о заблудшей овце, о вразумлении заблуждающихся и о значении суда церкви
(Матф. 18:10-20 и Луки 15:3-7)
В этой притче рисуется картина беспредельной любви и милосердия Божия к падшему человеку. "Блюдите, да не презрите единаго от малых сих" - не презирайте, почти то же, что "не соблазняйте, т.е. не считайте их настолько ничтожными, чтобы соблазнить их ничего не значило, "малых сих", т.е. тех, которые сами себя умалили, Царствия ради Небесного, - истинных христиан. Каждый из таковых имеет от Бога своего Ангела-хранителя; поэтому, если Сам Бог так о них печется, то вправе ли люди презирать их?
"Прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшее" - это новое побуждение не презирать малых сих, ибо Сам Господь пришел на землю для их спасения. Чтобы нагляднее показать, как дорого в очах Божиих спасение человека, Господь сравнивает Себя с пастырем, который, оставив целое стадо, т.е. бесчисленные сонмы Ангелов, пошел искать одну заблудшую овцу, т.е. падшего человека.
Смысл притчи, как объясняет бл. Феофилакт, в том, "что Бог печется об обращении грешников, и радуется о них более, нежели об утвердившихся в добродетели".
Далее следует наставление Господа, как должно исправлять ближнего, имеющее тесную связь с запрещением соблазнять его. Если противно любви соблазнять ближнего, вовлекая его в грех, то не менее противно любви оставлять его во грехе, не заботиться об его исправлении, когда он грешит. Но это надо делать осторожно, с братской любовью: сначала надо обличить его и наедине, и если он сознается в своем грехе и осудит себя, то "приобрел еси брата твоего", приобрел вновь того, кто отпал было через грех, перестав быть членом Царствия Христова. Если же он не послушает твоего братского обличения и увещания, упорствуя во грехе, то нужно взять с собой еще одного или 2-х, которые могли бы быть свидетелями поведения брата, упорствующего в своем грехе и могли бы сильнее повлиять на него и побудить его раскаяться (законом Моисеевым требовалось во всяком судебном деле наличие 2-х или 3-х свидетелей - Втор. 19:15). Если же и их не послушает, "повеждь Церкви".
Здесь под "Церковью" разумеется, конечно, не все общество верующих, а те, кто поставлены во главе Церкви, ее священноначалие, ее пастыри, которым дана власть вязать и решить. "Аще же и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь", т.е., если он настолько закоснел во грехе, что не считается с авторитетом пастырей Церкви, то пусть он будет отлучен от общения с тобой, как язычники и мытари от общения с иудеями, считавшими их людьми крайне развращенными.
Смысл изречения таков: человека, не признающего авторитета Церкви, не считай более своим братом, прекрати с ним христиански-братское общение, чтобы не заразиться его болезнью.
Таковые упорные грешники, отвергающие авторитет церковного священноначалия, совершенно извергаются из Церкви, пример чему дает нам св. ап. Павел в 1 Коринф. 5 гл. На этих словах Господа и основывается с апостольских времен практикуемое Церковью отлучение, называемое "анафемой", в полном согласии с 1 Коринф. 16:22.
"Анафема" не есть "проклятие", как многие думают в наше время, осуждая за это Церковь, как якобы допускающую этим акт, противный христианской любви. "Анафема" это крайняя вразумительная мера для упорных грешников, не поддающихся исправлению и для предостережения от следования им других. Право на это Дано церковному священноначалию Самим Господом, сказавшим: "Аминь бо глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небеси". То, что обещано было прежде Петру (16:19), теперь обещается всем Апостолам. Апостолы же передали эту власть вязать и решить грехи своим преемникам - пастырям Церкви, ими поставленным для продолжения их дела на земле. Но и во всяком другом случае, когда Апостолы Христовы соединятся в единодушной молитве по поводу какой бы то ни было нужды, Господь обещает исполнять их желания, ибо "идеже еста два или трие собрани во Имя Мое, ту есмь посреде их".