Любовь – сущность Христианства - Заключение
Итак, из всего сказанного в нашем сочинении становится ясно, что, с религиозной точки зрения, любовь имеет Божественное происхождение. Она в первоисточнике своем есть жизнь Божества, ибо Бог есть Любовь (1 Ин. 4:16) – Начало всякого бытия и жизни. Сущность любви Божественной составляет энергия и стремление Существа Божия к самораскрытию; любовь в Боге есть закон Божественной жизни. Она является безусловным отрицанием эгоизма и самолюбия и составляет источник нравственного настроения и нравственной жизни. Любовь в Боге насколько свободна, на столько и необходима. Она есть влечение Божественной природы к проявлению Своей внутренней жизни. Любовь – единственное слово, способное выразить всю полноту внутренней и внешней жизни Божества и Его деятельности.
Любовь в Боге не действие одной только свободы, но естественная необходимость и жизнь Его. В общем, любовь – это стремление к тому, чтобы содержание Существа Духа и жизнь Его получили место в жизни иных личностей и тварей ради самообщения в целях развития жизни и получения блаженства. Любовь Божественная в Священном Писании именуется совокупностью совершенств (Кол. 3:14).
«Бог есть любовь и самое ее существо; все Его свойства проявляют ее, а все действия суть ее выражение»,– говорит митр. Филарет Московский. Если Бог есть любовь, это значит, что жизнь Его состоит в стремлении к самопроявлению и самопреданности.
Жизнь Духа Бога любви составляет вечный, неизменный закон жизни для всякого существа, и особенно для разумной свободной твари. Этот закон жизни именуется правдой Божией, а отступление от него – ложью и заблуждением.
Бог-Любовь, в силу стремления к самооткровению и самопреданности, проявил Свою жизнь, свойства и совершенства в создании миров духовного и вещественного со всеми живущими в них существами. С особенною полнотою и ясностью Бог проявил Себя при создании разумных и свободных существ – Ангелов и человека,– в которых вдохнул жизнь любви со всеми ее свойствами и совершенствами, так что эти существа, будучи вещественными, стали образом и подобием Духа Бога по дару жизни, проявляя в своих действиях любовь Божественную и тем содействуя стремлениям Божиим к самопроявлению.
Так, Ангелы и человек должны были пребывать в единстве жизни любви с Богом ради славы Божией и ради собственного блаженства, так как Бог вечно блажен Своею жизнью любви. Ангелам и человеку подобало жить по образу Божию тоже любовью, или стремлением к самооткровению, самопреданности, т.е. к развитию сил, свойств и совершенств своего духа среди созданий Божиих. Через это все должны были наслаждаться любовью и блаженством.
Любовь человеческая есть не только отображение Божества, но и проявление Божественной жизни. Однако первоначально в духовном мире, в среде Ангелов, а затем и в жизни человека совершилось нарушение и извращение закона Божественной любви, стремления к раскрытию в себе проявлений духа. Искажение жизни любви случилось прежде всего с совершеннейшим из Ангелов – Денницей, в котором первоначально зародилось самосознание от почестей, воздаваемых ему низшими Ангелами. Вскоре это уклонение от любви превратилось в честолюбие и самолюбие, ибо все стремления жизни Денница обратил на самого себя, отчего в нем возникла замкнутость вместо желания раскрыться, любовь к себе вместо любви к Богу. Примеру Денницы последовало множество ангелов, и вот единство жизни их с Богом прекратилось, союз любви был расторгнут – в духовном мире образовалась область самолюбия во главе с первоисточником ее, Денницею, ставшим сатаною.
Отпав от Божественной жизни любви, ангелы совершенно утратили любовь и стремление к самоотверженности и служению Богу и ближним своим. Вместо любви сердца их ощутили пустоту и недовольство, породившие жажду чем-нибудь наполнить свое прозябание, ибо жизнь и стремления духа они уже извратили.
Самолюбие есть свойство и проявление жизни совершенно противоположное свойству жизни любви. Поскольку любовь есть совокупность и полнота совершенств (Кол. 3:14), то самолюбие, наоборот – совокупность и источник всякого греха и всех нарушений жизни и любви.
От Денницы-сатаны самолюбие перешло в жизнь человеческую, совершенно расстроило ее, извратило и разъединило с жизнью Божества.
Самолюбие развивается в человеке так же, как и в Деннице. Сначала в душе возникает ощущение самодостаточности и исчезает мысль о любви, симпатии и нравственном порядке. Душа устремляет все свое внимание лишь на желание сохранения и услаждения себя. Никакие жизненные порядки, ни правда, ни добро, ни долг, ни подчинение не совместимы с самолюбием, не свойственны самолюбцу. Спутники самолюбия суть личное удовольствие, сердечная холодность, ненависть и вражда; цель жизни самолюбца – наибольшее наслаждение, для которого должно устранять все, что препятствует получению удовольствий.
Закон самолюбия, или жизненного беспорядка, с самых первых дней вступает в борьбу с проявлениями любви. Поэтому человек постоянно находится под влиянием этой силы и лишь с трудом иногда допускает проявление любви к ближнему. Жизнь по принципу самолюбия для человека стала законной, естественной, нормальной; а жизнь любви стала безумной, ненормальной. Самолюбие господствует в сердце человека и в мыслях, тогда как все существо его назначено Богом для пребывания любви.
Любовь стремится к самопроявлению и благотворному влиянию на других, а самолюбие вращается вокруг себя, стремясь подчинить себе все окружающее насилием. Все желают самостоятельности и власти над другими существами, отчего возникают борьба и вражда.
Из самоугождения возникает и развивается чувственность, из чувственности – корысть и стремление к богатству. Корысть влечет за собой жестокость сердца, жадность, грабежи, обман; с нею же связаны тщеславие, суетность, роскошь, праздность и разные требования приличий света.
Из самолюбия и чувственности возникает гордость, стремящаяся действовать самостоятельно и не признающая никакого авторитета; все достоинства, правоту и преимущества она относит к себе и к своим личным заслугам; она уничтожает права других и относится к дюдям с холодностью, неуважением, даже с презрением, иногда доходя до самообожания и поклонения себе. По существу своему самолюбие есть пристрастное самоугождение, неумеренное и незаконное; оно составляет совершенную противоположность любви и носит в себе свои божества, своих идолов и поклоняется им.
В самолюбивом мире святость, или жизнь любви, вызывает негодование и ненависть, ибо мир не выносит света, как больной глаз не выносит лучей солнца. Любовь требует смирения, кротости, терпения, что немыслимо для самолюбца. Истинная любовь слишком высока и свята, чтобы могла быть доступна порочному, самолюбивому сердцу. Самолюбие есть ложь, а потому оно всегда противится истине (см. 2 Тим. 3:8).
Итак, самолюбие – плод самоугождения и удовлетворения страстей. Оно противоречит нравственному закону и общности жизни любви с Богом и ближним. В нем лежит источник зла и тайна всякой вражды. Самолюбие есть смерть духовная. Ибо Господь, желая предотвратить отпадение человека от Божественной жизни, сказал: «В тот день, когда вкусите от него (плода древа познания), смертию умрете» (см. Быт. 2:17). Вкушение запрещенного плода, нарушение воли Божией отторгло человека от единства с Богом, и, следовательно, в тот же момент началось духовное умирание человека. Поэтому святой апостол Иоанн говорит, что пребывающий во грехе (самолюбии) в смерти пребывает (см. 1 Ин. 3:14). Но, наоборот, любовь есть жизнь, и пребывающий в любви в Боге пребывает, и Бог в нем (1 Ин. 4:16), любовь составляет жизнь души: мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев (1 Ин. 3:14). Кто не любит (самолюбец), тот не познал Бога (1 Ин. 4:8). Любовь – это жизнь, ибо она есть рост, развитие духа. И жизнь каждого существа проявляется стремлением к саморазвитию и росту. А поскольку Бог есть единственный в мире Источник жизни для всякого существа, то мы и должны во всех видеть развитие Божественной жизни и силы. В разумных свободных существах, обладающих по Божией милости особой восприимчивостью, жизнь Божественная отражается и проявляется со всеми своими свойствами и совершенствами полностью. А потому существа, не имеющие в своей жизни стремлений к саморазвитию, как бы мертвы.
Любовь как стремление к самораскрытию – это то же, что и служение Богу и окружающим. Там, где нет служения любви, нет и жизни. Самолюбие, служение самому себе нельзя назвать жизнью, ибо в нем – замирание духа, самозамкнутость, ожидание лишь служения себе и отсутствие какой бы то ни было деятельности и стремлений. Самолюбие есть отпадение от Божественной жизни любви и пребывание в плотских страстях; оно является враждой против Бога любви, враждой смерти против жизни; оно есть враг всякого порядка, мира и благоустройства жизни государственной, общественной, семейной и даже спокойствия сердца каждого человека.
С религиозной точки зрения, т.е. при рассматривании деятельного отношения человека к Богу и ближнему, любовь есть самый крепкий и единственный союз человека с Богом и ближним. Чем искреннее и глубже любовь человека к Богу и ближнему, тем устойчивее единство их жизни и силы. Это можно постоянно наблюдать в жизни как частной, семейной, так общественной и государственной. Любовь к Богу и ближнему дает государствам силу и могущество, обществам – мир и благоденствие, семействам – счастье и благополучие.
А потому все христианские государства, если они не заражены самолюбием, могущественны, их внутренняя жизнь процветает во всех кругах общества. И наоборот, мусульманско-языческие государства и общества, жизнь которых объединяется лишь насилием, всегда страдают от проявления самолюбия в правителях, от царя до отца семейства, а потому всегда в жизни их отсутствует мир и благоденствие, они всегда пребывают в страхе перед властью людей и смерти.
Что касается отношения к божеству, то все нехристиане боятся гнева и казней со стороны этого самолюбивого своевольного существа, по их мнению с безрассудным произволом правящего вселенной. Не зная Божественной жизни любви, не имея таковой и в себе, но постоянно ища удовлетворения самолюбия, языческие народы своей мерою мерят и божество, придавая ему свойства самолюбивого духа в самой высокой степени. Это величайшее заблуждение всех нехристиан омрачает жизнь их и заставляет их бояться настоящего и будущего. В то же время, пребывая в страхе и чуждаясь любви, народы эти не осуществляют Божественного замысла о человеке как проводнике Божественной жизни любви в окружающий мир. А кроме того, эти народы жизнью своей содействуют развитию самолюбия, т.е. царства сатаны.
Такая жизнь и состояние мусульманских и языческих народов возлагает на нас, христиан, особенно же на миссионеров и духовенство, непременную и священнейшую обязанность проповедовать Божественную жизнь любви в самолюбивой среде отпадших от Бога и тем просвещать их омраченный дух. Миссионеры должны постоянно помнить, что все нехристианские верования и заблуждения народов суть проявления самолюбия дьявольского, а потому каких бы сектантов и язычников они ни встретили, должны проповедовать им жизнь любви как истинную религию – союз жизни человека с Богом. Никто из язычников и сектантов никогда не будет возражать против радости и счастья любви, ибо каждый из них хотя отчасти испытал в жизни силу и значения ее. Равно все вообще и каждый в отдельности ощущали бремя и тяжесть проявлений самолюбия.
Проповедь жизни Божественной любви должны непременно сопровождать дела любви, т.е. самим проповедникам необходимо вести соответствующий образ жизни. Пусть они учат жизни словом и делом, по примеру Христа Спасителя, Который проявлял Свою Божественную жизнь любви словом и делом до самоотверженности.
Проповедь Божественной любви собственной жизнью – самая верная и надежная, она не может остаться безуспешной. Попытка донести веру во Христа только словом часто бывает малополезной, даже бессмысленной; она будет проповеданием только знания, а не жизни, что подтверждается почти постоянными отпадениями от Православия и русских людей, и инородцев, не живших никогда Божественною жизнью любви, единством жизни со Христом и христианами. Всякое же проявление самолюбия в жизни духовенства и миссионеров, как равно и всех христиан, безусловно, вредит делу распространения христианства в среде не знающих Христа народов, ибо жизнь всегда проповедуется жизнью, а любовь любовью – это безусловная истина, бесчисленными фактами подтверждена. Наши православные миссионеры и духовенство, а равно и все ревнители христианской богочеловеческой жизни любви, должны постоянно помнить об этом.
Как мы уже знаем, по Божественному замыслу жизнь любви Божественной должна проявляться в мире видимом преимущественно в жизни и через жизнь человека. Если по великой милости Божией мы сподобились прежде многих других народов искоренить свою самолюбивую языческую жизнь жизнью любви Христа Спасителя, то мы нравственно обязаны продолжать это развитие жизни более и более и нести ее в среду жизни народов, еще не знающих Христа и духовно погибающих в жизни плотской, предающихся страстям мира сего.
Как мы уже видели, к области самолюбия, или отчуждения от Божественной жизни, относятся все народы мира, не признающие Христа Спасителя воплотившейся Божественной жизнью любви и потому не обновляющие своего греховного существования святостью Богочеловеческого бытия Его.
К области же Божественной жизни любви принадлежат христиане, к которым можно причислить ветхозаветных патриархов, праотцев и всех иудеев, ожидавших Мессию Христа и верою в Него состоявших в союзе жизни с Богом, Который по любви к роду человеческому обещал послать в мир Свою жизнь любви, воплотившуюся в лице Мессии Христа. Все христиане вообще состоят в области живой любви Божественной, но только не все в одинаковой степени воспринимают ее и воплощают ее в себе. Божественная жизнь любви воспринимается преимущественно людьми с более чистым сердцем. А христиане с чувственным, плотяным сердцем, не отрекшиеся до конца от самолюбия, к любви Божественной бывают менее восприимчивы. Таковыми остаются католики, протестанты, старообрядцы и различные сектанты, стремящиеся служить своему честолюбию и плоти более, чем Богу и ближнему по образу служения Христа Спасителя.
Все народы мира, и особенно христиане всех вероисповедных общин, стремятся через веру достигнуть спасения. Но в чем состоит их спасение и от чего спасает нас Христос, едва ли многие сознают. Большинство христиан под спасением разумеют избавление от вечных мук в аду и достижение блаженства во царствии Божием, находящемся будто на небе. Но Господь Спаситель говорит: царствие Божие внутри вас (Лк. 17:21). А если так, то все христиане и все человечество должно стремиться воцарить Господа в своих сердцах для достижения своего личного блаженства. А так как Господь Бог есть Любовь и жизнь Его есть жизнь любви, то и спасения, царства Божия человек может достигнуть только проявлением в своей личной жизни Божественной любви, т.е. Самого Бога.
Для достижения такого вселения Бога в сердце у человека не было возможности и сил. Потому явился в мир Господь Иисус Христос, дабы Своею благодатною помощью спасти его, научить жить Божественной любовью, чем вселить Бога в сердце и возвратиться в прежнее блаженное житие, от которого он отпал в лице своих прародителей. Первозданные отпали от жизни любви, состоящей в самоотверженности и служении Богу и ближнему, в самолюбие, состоящее в замкнутости на себе и служении лишь себе, отчего и появились в жизни человека все беспорядки, грехи и страдания.
Чтобы восстать от падения и возобновить союз жизни с Богом, человек должен отречься от своего самолюбия и возгреть в сердце своем любовь; должен перестать служить себе и снова начать жизнь любви, или служение Богу и ближнему, сообразно с учением Христа и Его Богочеловеческой жизнью, давшей нам образец жизни, утраченной первозданными. Иисус Христос Своим воплощением снова привил человечеству Свою Божественную живую любовь и дал полную возможность приобщиться к ней каждому желающему и стремящемуся ко спасению, или восстановлению первоначального общения с Богом. Средством к этому и главным условием служит прежде всего крепкая вера в Иисуса Христа; затем – любовь к Нему и самоотвержение; и наконец, обращение к Его благодатной помощию, подаваемой верующим в Таинствах Церкви.
Таинства Христовой Церкви служат для верующего проводником Божественной жизни любви со всеми ее силами и предоставляют ему полную возможность пользоваться ими во исцеление своей психофизической природы, самолюбием отравленной и извращенной, и тем восстановить в себе единство жизни любви с Богом, т.е. возвратиться в то состояние, в котором был человек до отпадения от Бога.
Таким образом, Божественная любовь сама готова восстановить союз жизни Бога с человеком, если человек примет ее и будет стараться вести жизнь по примеру жизни Христа Спасителя. Союз любви Христос предлагает всему человечеству, чем дает возможность восстать от падения и вступить снова в союз с Богом. Теперь спасение от погибели в разъединении с Богом зависит вполне от воли самого человека, ибо он, безусловно, спасется, если не откажется от благодатных даров Божественной любви и будет пользоваться ими для оживления своей омертвелой самолюбивой души.
Нам уже известно, как и в чем Сам Иисус Христос проявлял Божественную живую любовь: в первую очередь – делами любви и милосердия, явленными Им во время всей земной жизни Его, и особенно чудотворениями.
Могущество Божественных сил любви Христовой переходит и в человека, чем и объясняются дары и силы чудотворений угодников Божиих, данные по обетованию Христа, сказавшего: Верующий в Меня дела, которые Я творю, сотворит и больше того сотворит (Ин. 14:12), потому что верою вселится Христос в сердца (Еф. 3:17) и потому что все возможно верующему (Мк. 9:2.3). Ибо Христос есть Бог всемогущий, Владыка всякой силы и Источник жизни. Этим же объясняются дары чудотворений угодников Божиих и по смерти их, через священные остатки плоти их, именуемые мощами.
Эти чудотворения мы можем наблюдать даже и теперь, в настоящее время, в лице старца Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского. И источником дара исцелений служит жизнь святых, исполненная Божественной любви при полном отсутствии в них самолюбия. Истинного христианина, живущего Богочеловеческой жизнью Христа, почти нельзя и разъединить с Божеством, ибо в чистом сердце и в жизни проявляется Сам Бог, Который живет в человеке, по слову Христа Спасителя: Тот, кто любит Меня, слово Мое соблюдает, и Отец Мой возлюбит его и к нему придем и обитель у него сотворим (Ин. 14:23).
И вот, пребыванием Бога в сердцах праведников, исполненных живой любви, объясняется так называемая прозорливость их. Итак, в христианах наглядно может быть видна цель создания Богом человека, а именно: вселение Бога в сердце и проявление сил, свойств и совершенств Бога в жизни человека, как мы уже объяснили.
Как солнце не может не отражать образа своего и не сиять в чистых предметах, так и Бог непрестанно отражает и не может не отражать образ и подобие Свое в чистом сердце и в богобоязненной жизни человека, для того и созданного Богом. Чистота же сердца сохраняется только при условии пребывания в любви, чуждой самолюбия, омрачающего душу. Самолюбие, безусловно, лишает человека возможности принимать в себя и отражать в жизни Божественную любовь – Самого Бога с Его силами и свойствами.
Вот потому-то закона жизни мы не видим в среде языческих народов. Там нет ни чудотворцев, ни нетленных мощей, и силы Божественные не проявляются в жизни их чудесами. Язычники остаются совершенно чуждыми союза с Богом, но живут лишь ощущениями плоти, ее чувствами и страстями, подобно неразумным животным и даже хуже их, ибо животные руководствуются законами естества, а язычники и этот естественный закон извращают в себе своим омраченным умом.
Правда, и нехристианам удается иногда увидеть проявления чудодейственных сил естественной природы – слабые подобия духовных сил, которые на самом деле являются силой демонов, действующей в людях для соблазна и разъединения человека с Богом.
Нам могут сказать, что и языческие народы проявляют в жизни своей стремление приблизиться к Богу и даже уподобиться Ему, например, буддисты. Но те же буддисты, как мы знаем, отвергают самое бытие Божие. Вообще все язычники, в том числе и именуемые мусульманами, не имеют понятия о Боге, а потому и приблизиться к Нему не могут, тем более – стать подобными Ему. Самолюбивая жизнь язычества не только не приближает человека к Богу, но совершенно удаляет от Него. Ибо нельзя видеть солнца, когда смотришь в землю, и нельзя познать Бога, когда служишь плоти и смотришь только на нее.
В христианской жизни человек достигает образа и подобия Божия или таковые в себе восстановляет не самолюбивым стремлением к самообожествлению, сгубившим первого человека, но лишь раскрытием и развитием в себе Божественной живой любви, чуждой всякого эгоизма, любви до самозабвения и полного самоотречения.
Божественная жизнь любви в христианине чужда какого бы то ни было эгоизма и самости; она есть служение Богу и ближнему; она есть единство жизни человека с Богом и лишь по этой причине уподобляет его Богу и сообщает ему силы и свойства Божества. Богоподобие достигается христианином не ломкой и разрушением своего психофизического существа, но сохранением и развитием в себе Богодарованных свойств и совершенств живой любви, дающей блаженство. Христианин своего величия достигает смирением, духовного богатства – нищетою, мудрости и славы – кротостью.
После всего этого какое же значение в жизни христианина имеют молитвы, песнопения, богослужение, Таинства и разные обряды? Уж не излишни ли они для человека, живущего любовью, как ныне многие думают и говорят? Нет, все молитвословия, богослужения, Таинства и обряды с почитанием святых икон, креста и крестного знамения – это воплощение любви христиан к Богу и совершенной преданности Ему.
Все эти внешние явления отражают нашу внутреннюю жизнь и любовь к Богу, нашу восприимчивость, веру в Его благодатную силу и дарования, в возможность обновления нашей самолюбивой, греховной жизни. В них наглядно выражается союз любви человека с Богом. В Таинствах и обрядах христианской Церкви видно отеческое отношение Бога к людям – детям Его по благодати. В Таинствах и обрядах христиане приемлют от Господа спасительные дарования во освящение своей жизни, а в молитвословиях и песнопениях проявляют свою сыновнюю любовь к Нему, возносят Ему хвалу.
Христианин с любовью почитает святые иконы, изображающие лики Христа Спасителя, Пречистой Его Матери и всех угодников Его в непрестанное памятование о них. Он изучает жития их в назидание себе; почитает и крест Христов как видимый знак проявления наивысшей любви Бога Создателя, претерпевшего страдания и смерть на Кресте. Все молитвенные и обрядовые чиноположения Христовой Церкви суть проявления любви и отражение единства жизни человека со Христом, со Отцом Его и Св. Духом.
Таким образом, с религиозной точки зрения, любовь есть Божественная жизнь, которую Бог дал человеку изначально. После отпадения человека Бог обновил ее через Христа, и теперь человек должен пребывать в ней вечно. Любовь составляет образ и подобие Божие в человеке, ибо Бог есть Любовь. Любовь – та стихия жизни, которой живут и Ангелы небесные. Весь смысл и значение жизни разумных свободных существ заключается в жизни любви, в которой сосредоточены все нравственные совершенства, от которой рождается счастье и блаженство всякого живого существа.
Любовь Божественная создала вселенную и всякое живущее в ней существо – Ангелов и человека. Любовь Божественная в лице Иисуса Христа явилась в мире обновителем жизни человека и спасителем его от страданий и вечной погибели. Она восстанавливает человека в союз и единство жизни с Богом. Она же продолжает дело спасения человечества посредством Церкви Христовой и Таинств ее; она встречает рождающегося в мир человека и напутствует умирающего в загробную жизнь, не оставляя его и в вечности своими молитвенными, исполненными любви воспоминаниями. А потому любовь есть жизнь и спасение человека, и вечное блаженство его в союзе и единстве жизни с Богом.
Наоборот, с жизненной точки зрения, самолюбие есть жизнь сатаны и смерть духа человеческого; оно расторгает союз жизни человека с Богом и ближним и порождает страдания и болезнь духа. Оно отравляет жизнь человеческую и лишает ее блаженства.
Самолюбие – источник всякого зла и образ сатаны. Оно предает человека в рабство плотским страстям, омрачает его ум и не дает ему возможности увидеть день Господень (Деян 2:20) и принесенное в мир Христом спасение в жизни любви.
Самолюбие, т.е. служение себе вместо служения Богу и ближнему, составляет основу язычества всех его видов и проявлений. Самолюбие явилось причиной разделения народов и появления в мире множества ложных верований и вероисповедных заблуждений. Оно вкрадывается в жизнь христиан и омрачает их радостную жизнь любви к Богу и ближнему, производя разделение и вражду. Оно производит войны между народами и царствами, раздоры между обществами, семействами и беспокойство в сердцах людей.
Самолюбие разъединяет царей с подданными, правителей с подчиненными, старших с младшими, родителей с детьми, учащих с учащимися, богатых с бедными, хозяев с наемниками и служащими. И так без конца, до полной смуты в жизни.
К великому сожалению, несмотря на таковое вредоносное влияние самолюбия на жизнь человеческую, оно получило, к стыду нашему, даже особые права и привилегии в жизни, именуясь благородным, будто бы для жизни необходимым. А в силу этого, бремя самолюбия носится многими с наслаждением. И даже люди, исполненные любви, нередко превращаются в самолюбцев, особенно при получении каких-либо преимуществ, например, богатства и почетных должностей. Оно нередко овладевает даже представителями жизни Христовой и превращает их в самолюбивых деспотов, а между тем сами они почти не замечают на себе бремени эгоизма, достойного всякого порицания и презрения, ибо самолюбие, заражая, ослепляет.
Причиною такого жизненного беспорядка в мире является воспитавший в себе самолюбие сатана, который расстраивает жизнь человеческую, разрушая Божественную жизнь любви, долженствующую проявляться в действиях разумных и свободных существ для личного же блага их.
Область самолюбия, включающая в себя язычество и мусульманство, есть враждебная Богу и человеку стихия. До настоящего времени к ней принадлежат и хулят Бога многие люди и в нашем отечестве, к стыду нашему продолжающие свою искаженную жизнь вне истинной любви. А потому непременной обязанностью всех христиан является просвещение верой во Христа всех язычников и обновление их существования живой любовью Бога во славу Божию и во спасение погибающих в плотских страстях, в разъединении с Богом. Всеми силами мы обязаны стремиться возвратить блуждающих на истинный путь жизни, на служение Богу для спасения их.
Настоящее сочинение призвано оказать посильную помощь христианским миссионерам в проповеди христианства языческим народам, не познавшим Богочеловеческой жизни любви Христа и продолжающим пребывать вне Божественной жизни, ослепленным самолюбием и служащим своим страстям в полном убеждении, что они служат Богу.
В последнее время хотя жизнь языческих народов, благодаря контактам с христианами, несколько улучшается, подпадая под влияние любви, но мрак самолюбия покрывает их, и они еще не видят Богочеловеческой жизни в христианстве и потому чуждаются его. Между прочим, немало содействует этому наше так называемое интеллигентское общество и современное образование, предающее человечество служению себе, самоугождению и, стало быть, тому же язычеству, развивающемуся в ущерб истинному христианству.
Каждый христианин должен стремиться к искоренению в своей душе самолюбия и к развитию в ней любви. Необходимо заботиться о нравственном воспитании молодого поколения в учебных заведениях, а духовенству о проповеди любви к Богу и ближнему.
Особенно серьезное внимание правительства и общества должно быть обращено на вредоносную религию – мусульманство, которое омрачает умы и ожесточает сердца своих последователей. Проповедуемое исламом язычество есть самое опасное для жизни как по богохульству, так и по распространению им в мире злобы и вражды, ибо в нем нет ни малейшего понятия о Боге любви и о братстве всего человечества. Оно проповедует только любовь к себе, служение плотским страстям в ущерб славе Божией и спасению человечества.
Конец и Богу слава!