Немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая - Возрождение духовности в городе Макеевке
«Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские: очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом, и Он примирится с нами!»
(Иоанн Кронштадтский)
Долго на православной земле дьявол руками безбожников гнал православных христиан: громил храмы; расстреливал священников, монахов; ссылал в ссылки; всячески притеснял верующих...
И только, когда грянула война, и вся страна встала на защиту родной земли, когда уже и гонители Церкви, и их сыновья пошли под пули, на фронт, защищая отечество, - вздрогнула безбожная власть и хоть на малое время, но остановила своё богоборчество...
В 1943 году состоялось правительственное совещание, на котором решено было пересмотреть государственную политику в области религии и на котором была отмечена патриотическая деятельность Православной Церкви; упомянуто было даже о том, что с фронта поступает много писем, в которых подчёркивался патриотизм верующих: духовенства и мирян.
Потом пришла победа! Война, страшная, кровавая, унёсшая миллионы жизней, окончилась... Только окончилась ли она для Православия на Святой Руси?!
Иоанн Кронштадтский говорит: «Отчего мир гонит истинную веру, благочестие, правду, которые столь благотворны для людей, внося... взаимную любовь, добрые нравы, мир, тишину, порядок? Оттого, что «мир весь во зле лежит» (1 Ин. 5,19), люди возлюбили злобу, паче благостыни (Пс. 51,5) и князь мира сего, диавол, действующий в сынах противления, ненавидит правду адской ненавистью и гонит её... Всегда злые, развратные люди ненавидели праведных и гнали, и будут ненавидеть и гнать...»
По свидетельству Дарьи Веретейниковой, живущей ныне в городе Константиновке, схимонах Илья собравшимся в его доме верующим людям на их вопрос: «Вот окончилась страшная война... Теперь, отец Илья, жить будет легче?»- ответил так: «Война, как шла, так и будет идти!..»
Игумен Виссарион (Остапенко) в своём стихотворении «Спасенье в Православной Церкви» скорбит о родном народе Святой Руси, который сбивает враг с пути Православия:
Безнравственность царит среди народа,
Забыли люди Бога, Божий дом.
Растёт преступность год от года,
Любви не стало на земле кругом.
Но знай, что нет любви без Бога
И в сердце атеиста её нет,
Лишь в Храм ведёт спасения дорога,
Где есть любовь, и истина, и свет.
Схимонах Илья ещё в 1937 году пророчески предсказал духовное возрождение нашего родного, шахтёрского города Макеевки. Вспомним его пророчество...
«Рабы Божии! Веры не бросайте: молитесь, как молились...
Засияет Макеевка многими храмами! Придет время - в вашем городе будут служит многие храмы: много церквей будет построено в Макеевке маленьких и одна будет большая.
В центре города будет самый большой собор, самый главный в городе; будет собор с золотыми куполами, - в нём восстанет разрушенный теперь Троицкий храм! Его, этот собор Господь благословит, ходите в него - там будет благодать Божия!
Рабы Божий! Придет время - Макеевка прославится как Иерусалим!»
Живы и сейчас те, кто своими ушами слышал эти добрые слова из уст самого Божьего старца; кто пронёс по жизни надежду и веру, что настанет час, когда будет спешить народ православный в храмы Божии навстречу звонам колоколов; когда можно будет безопасно молиться Творцу и славить Его, милосердного Отца-Жизнодавца!..
И нам досталось, по милости Божией, жить в это время и видеть собственными глазами, как сбывается самое важное, самое ценное для многих человеческих душ пророчество прозорливого схимонаха Ильи...
Сейчас мы живём в добрый час духовного возрождения всей Святой Руси Православной. Особенно сильно ощущается духовное пробуждение земли шахтёрской - земли Донбасса!
«Засияет город Макеевка многими храмами!» - произнёс пророческие слова схимонах Илья...
Она уже начинает сиять, вернее, уже сияет многими построенными церквами, куполами своими напоминая пламя свечи Божьей.
Большую, тяжёлую ношу подъял на свои плечи Архипастырь - Высокопреосвященнейший наш Владыка Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион.
Стоит только развернуть любой номер газеты «Донбасс Православный» - и увидишь: Владыка неутомимо служит и служит Господу; своей могучей рукой держит тяжелейший плуг и, не останавливаясь, даже когда устал, распахивает каменистую почву Донбасса, рыхлит её и сеет без устали семена веры Православной, сеет и при хорошей погоде, и бури его не останавливают... Как правильно почитать нам, православным, нашего дорогого Владыку?
Пусть послужит к нашему назиданию маленький рассказ из книги преп. Силуана Афонского:
По сельской дороге проезжал архиерей Божий. Ехал он без сопровождения, сидя в коляске вдвоём с возницей. Проходил рядом, той же дорогой, в это время простой мирянин православный.
Увидев Божьего служителя, селянин остановился, снял шапку и, низко поклонившись, стоял, пока архиерей не проехал. Добрая, чистая душа этого православного русского человека испытывала благоговение и страх Божий перед столь высоким духовным лицом.
И только, когда коляска уже стала удаляться, осмелился христианин поднять голову и посмотреть вслед удаляющемуся архиерею; взглянул и обомлел: архиерей - весь окружён огненным сиянием!
Стоял добрый христианин и смотрел на удаляющуюся коляску с архиереем в огненном сиянии - с радостным ликованием, потому, что свет той Божественной благодати, что окружал архиерея, коснулся и его чистого сердца!
Почтил благоговейно мирянин архиерея Божьего - а Господь сподобил за это его самого видения благодатного...
«Слушающий вас - Меня слушает, и отвергающийся вас - Меня отвергается; а отвергающийся Меня - отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10,16).
Возрождается духовность на Святой Руси; поистине духовную весну переживает труженик-Донбасс; радуются, ликуют христианские души, видя, как строют люди добрые духовные здравницы для человеческих душ.
«Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; ...время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни...» (Еккл. 3,1-5).
Христос - Спаситель наш всепрощающий, в который раз уже распинаемый обезумевшими богоборцами, опять в безмерной любви Своей протянул нам Свою Божественную руку...
«...и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28,20).
4 ноября 1993 г., в день Казанской иконы Божией Матери из Казанского храма двинулся по главным улицам города Макеевки Крестный ход.
Шли христиане, простые православные, с иконами, хоругвями; шли священники в светлых облачениях... Шёл Крестный ход и нёс Крест, чтобы воздвигнуть его на месте будущего, самого главного храма города - Свято-Георгиевского собора. Солнечным светом и теплом лета сиял тот ноябрьский день, видимо, Крестный ход благословил Сам Господь...
Шёл Крестный ход через толпу, занятую повседневной суетой; привыкшую жить без Бога; куда-то постоянно спешащую; кого-то обвиняющую в своих бедах, в своей безрадостной жизни...
И вдруг впервые за столько лет по улицам города идут священнослужители и льётся пение церковное, молитвенное, славящее Господа...
Приостановил город своё движение, удивился необычному явлению и притих: стоял на тротуарах народ, впервые за много лет без опаски осеняя себя крестным знамением и вытирая слезы... Это были слезы человеческих душ, истосковавшихся по святыне...
С того памятного дня - 4 ноября 1993 г., когда Православная Церковь чтит Казанский образ Божией Матери, началось строительство огромного и красивейшего Свято-Георгиевского собора... да и вообще - духовное возрождение г. Макеевки.
На сессии городского Совета народных депутатов, которая обсуждала вопрос о строительстве храма в честь 50-летия Победы над фашистской Германией, А.С. Шульга, бывший тогда управляющим трестом «Макеевшахтострой», предложил построить собор коллективом шахтостроителей. А.С. Шульга встретился в Киеве с профессором архитектуры Д.Н. Яблонским; проект собора в Византийском стиле был утверждён правящим епископом и художественным Советом Епархии - и строительство, угодное Господу, началось...
Начинается строительство новых храмов и по всему городу; то в одном месте затепливается, как Божия свеча, новый храм, то в другом.
Оживают, поновляются, реставрируются старые, поруганные когда-то храмы Божий; появляются и совсем новые духовные здравницы на тех местах, где никогда народ и не слышал звона колокольного, где земля не освящалась молитвою, а людские души - крещением, исповедью, причастием...
В Свято-Георгиевском соборе уже совершаются богослужения.
Его размеры - внушительны: площадь - 30 метров на 40; высота с крестом - около 50 метров; хор располагается на 10-метровой высоте, а над ним - 12-метровое пространство, купола и небеса. Красив и величествен Свято-Георгиевский собор!
Он собирает в себе множество народа. Всё в нём, да и вокруг него сияет порядком, чистотой, великолепием!
Вокруг красавца-собора раскинулась, постелившись ковром из специальной плитки, уютная, с фонарями, скамейками под кронами деревьев - Соборная площадь.
Зажжённый светильник всегда ставится так, чтобы свет его был виден всем...
Пятью огромными куполами возвысился красавец-собор над г. Макеевкой: теперь он, светлый, сильный, дорогой всему городу, печётся о духовном здоровье человеков; будит спящие ещё в безверии души, чтобы они «в воскресные дни и в другие праздники Господни дома не сидели!» -зовёт и зовёт их бархатным голосом своих колоколов.
Архимандрит Варнава, - в тот памятный день Казанской иконы Божией Матери (1993 г.), когда по г. Макеевке прошли Крестным ходом священники в ризах небесно-голубого цвета, в который всегда облачается священство в праздники Царицы Небесной, - смиренно принял на свои плечи ответственность за создание Свято-Георгиевского собора, став его настоятелем...
Служители Божии (монахи, священники, епископы...) много трудятся на ниве Божьей. Насколько тернист и труден, насколько тяжёл их путь - знает лишь Бог!
Нашему же пониманию доступно только очевидное... И судить о делах людей духовных, Божьих, - все равно, что пытаться определить истинную величину айсберга по той малой части, что плавает на поверхности воды.
А потому пусть говорит о своём настоятеле сам богатырь и красавец собор Святого Георгия Победоносца, в который архимандрит Варнава вложил свою любовь ко Господу и ближним.
Как относиться нам к священнику? - Благоговейно!
«И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк. 8,41), - это сказал Сам Господь!
Иоанн Златоуст говорит: «Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога. «Кто принимает вас, - сказал Господь, - Меня принимает» (Мф. 10,40);
Разве ты не знаешь, что такое священник? Он - ангел Господа. Разве свое говорит он? Если ты его презираешь, то презираешь не его, а рукоположившего его Бога. А откуда, скажешь, известно, что Бог рукоположил его? — Но если ты не имеешь убеждений в этом, то суетна твоя надежда, ибо, если Бог ничего не совершает чрез него, то ты ни крещения не имеешь, ни Тайн не причащаешься, ни благословения не получаешь, и следовательно, ты не христианин».
Сбываются пророческие слова монаха-схимника Ильи, сильного верой молитвенника, горевшего неиссякаемой лампадой любви ко Господу и человекам во время холода и мрака, и зажёгшего этим Святым огнём любви и веры многие души: «Придет время - в вашем городе будут служить Господу многие храмы!»
Пришло доброе время - в нашем городе служат уже всё новые и новые храмы! И даже - благодарение милосердному Богу! - впервые в городе появился и живёт женский монастырь.
В районе Черёмушек уже сияет золотым куполом Свято-Серафимовский храм. А рядом, при детской больнице, действует часовня Святого Пантелеймона Целителя.
Построена кладбищенская Свято-Владимирская часовня в посёлке Буроз.
Кроме того, в городе служат храмы:
Храм Святых Антония и Феодосия. Горняцкий район (Капитальная).
Храм Апостола Андрея Первозванного. Горняцкий район (Холодная балка).
Храм Свято-Казанский. Кировский район (Новые планы).
Свято-Введенский храм. Червоногвардейский район.
Храм Св. Николая Чудотворца в посёлке Григорьевка.
Кирилло-Мефодиевский храм. Червоногвардейский район (ДонГАСА).
Храм Святого Воскресения Христова. Червоногвардейский район (посёлок Орджоникидзе).
Свято-Троицкий храм. Поселок Калиново-Восточный.
Храм Иконы Пресвятой Богородицы «Целительницы». Советский район, посёлок Ханженково - Северный.
Храм Свято-Иоанновский. Микрорайон Зелёный.
Свято-Николаевский храм. Посёлок Ясиновка.
Храм Рождества Богородицы. Центрально-Городской район (Бажанова).
В посёлке Грузско-Ломовка, на территории бывшей психиатрической лечебницы теперь основался Свято-Касперовский женский монастырь.
На крови мучеников стоит Церковь Христова.
И здесь жили страдальцы, может, потому в Касперовском монастыре так тихо и покойно душе, так легко и отрадно молиться Господу?!