Глаза над Макеевкой
Это явление, длившееся около получаса, наблюдали жители нескольких микрорайонов и поселков нашего города ("Центральный", "Восточный", "Зеленый", "Капитальная" и проч.) во время грозы.
Многие свидетели снимали видеоролики на мобильные телефоны. Люди разных профессий, разных мировозрений (от невежд и экстрасенсов - и до эрудитов и ученых) давали оценки этому явлению, но что на самом деле может означать столь необычное событие?
Комментарий Андрея Кириллова, сотрудника Института физики горных процессов Национальной Академии наук Украины: «Ничего особенного тут нет. Просто во время грозы в воздушных массах развиваются так называемые неустойчивости и завихрения. Кроме того, густой облачный покров закрывает от нашего взгляда солнечный свет. Лучи, пробиваясь сквозь облака, дают на них проекцию, которая имеет бубликоподобную форму. И появляются как бы глаза на небе. Во время грозы в облаках сосредоточиваются заряженные частицы. Разнообразные магнитные поля образуют вертикальное движение воздуха, и при попадании туда солнечных лучей мы видим «нос». Примеров в истории, когда происходили такие явления, очень много, - cамый яркий из них - ситуация, когда наблюдали «лицо» на поверхности Марса».
Комментарий Михаила Беро, главного психотерапевта Донецкой области: «Не более чем обыкновенная иллюзия. Т.е. ошибочное восприятие реально существующих фактов. Кто-то может разглядеть в небе глаза, кто-то уши, но это не значит, что они там есть. Увиденное человеком целиком зависит от его собственной психики. Могу сказать точно: у меня пациентов, которые что-то наблюдали в небе, нет».
Вот как прокомментировали это явление священнослужители:
Отец Панкратий (Нелюбов), настоятель Свято–Казанского храма, благочинный Макеевского округа Донецкой епархии УПЦ МП:
«В Церкви существует термин, которым объясняют появившиеся глаза в небе - «Недреманное око». Это редкая, древняя икона - изображается Спас Эммануил на смертном одре с открытыми глазами. Склонившиеся над ним Богоматерь и ангелы с орудиями страстей человеческих».
Такое явление можно трактовать как чудо Господне, и отнестись к нему нужно серьезно. Таким образом, Всевышний просит людей покаяться, задуматься о своем поведении. Ведь будет еще один приход Христа на землю. Только в этот раз он придет не как искупитель грехов, а как судья.
Грех сегодня везде. Люди даже не задумываются о том, что они творят, они забыли заповеди Божьи. Грех сегодня становится нормой жизни. Таким образом, люди убивают Христа».
Отец Георгий (Гуляев), настоятель Свято-Игнатьевского храма, пресс-секретарь Донецкой епархии УПЦ МП:
«Есть в народе хорошая пословица: «Если что-то кажется, то креститься надо». И это чистая правда, ведь все чудеса и явления могут исходить как от Бога, так и от лукавого. А перекрестившись, человек отгоняет от себя бесов.
Я смотрел видеозапись и согласен с учеными, что это просто такое физическое явление. «Глаза» мне показались даже немного страшноватыми.
Другое дело, если очевидцы происшествия извлекут какую-то пользу, задумаются о своей жизни, обратятся к Богу. Тогда это, несомненно, хорошее явление.
В любом случае, когда происходит действительно важное и чудесное, созывается специальная духовная комиссия, которая и решает, что это было. В данной ситуации комиссию не собирали».
Для справки. Икона "Недреманное око"
Сложная и многозначная символика иконы — «Спас Недреманное Око» — доступна для понимания человека хорошо знакомого с текстами церковных песнопений. Но ее художественная выразительность позволяет воспринять богословский смысл и через поэтический контекст.
Спас Недреманное Око — особый иконографический тип, представляющий Христа в виде отрока, возлежащего на ложе с открытыми глазами. Ему предстоят Богородица и Ангел, над ложем — летящий ангел с орудиями страстей. В качестве фона чаще всего используется цветущий сад.
Райский сад, в котором на красном ложе покоится юный Христос, являет образ мира, преображенного крестной жертвой Спасителя, а он — его недремлющий страж. Ложе здесь имеет тот же смысл, что и престол, на котором восседает София. Он символизирует и смертный одр, и трон «сына Давидова» — Царя Вселенной, грядущего воссесть на него после Страшного суда и установления Царства Божиего на Земле.
Икона
Спас Недреманное Око. Середина XVI в. Иконография складывается на основе некоторых ветхозаветных пророчеств, сравнивающих Христа со львом (Быт XLIX, 8-9, Откр. 5,5 и др.).
Льву приписывался ряд фантастических свойств (среди которых сон с открытыми глазами), символически истолковывавшихся, как прообразы спасительной смерти и Воскресения Христа.