Диагноз по тату. О чём расскажут врачу рисунки на вашем теле?
Психологи и психиатры научились считывать информацию о человеке по его татуировкам, даже самым причудливым. Нательная "живопись" расскажет специалисту о страхах человека, чертах его характера, душевном состоянии, заболеваниях и пристрастии к алкоголю и наркотикам.
Страхи
― Татуировка ― классическое замещение чего-то, чего человеку не хватает, ― говорит семейный психолог Наталья Панфилова. ― Очень часто мужчины слишком мягкие и неуверенные в себе делают агрессивные татуировки: нож, воин, тигр.
Девушки, которым кажется, что им не хватает привлекательности для противоположного пола, украшают себя цветочками, котиками, лепесточками. При этом нередко эффект бывает противоположный.
― У меня была клиентка ― симпатичная, но не уверенная в себе. Она сделала себе татуировку букета на руке, много розочек, ― рассказала Наталья Панфилова. ― Но татуировка ей совсем не шла. У них с мужем начались скандалы, потому что в его картине мира это было что-то невероятное.
Страхи душевнобольных также выражаются в их татуировках. Учёные из Иерусалимского центра доказательной медицины в своей научной работе (журнал "Вестник психиатрии и психологии Чувашии", 2010 г.) исследовали 1 576 татуировок, которые накололи себе 412 больных с психическими расстройствами. Как сказано в исследовании, некоторые больные просили тату-мастеров наколоть им мистические татуировки ― они выполняли роль талисмана-оберега от "злого глаза".
"Так, изображение "маски джокера" на наружной поверхности локтевого сгиба трактовалось больным как нанесение защитного знака", ― пишут учёные.
Стремление причинить себе боль
― Иногда я замечаю, что клиенты делают тату на части тела, где это очень болезненно, ― говорит Наталья Панфилова. ― Например, на стопе. Скорее всего, они хотят специально причинить себе боль. То есть сама татуировка не имеет никакого смысла, имеет смысл действие ― её нанесение.
К похожему выводу пришли учёные из Новосибирского государственного медицинского университета (своё исследование они опубликовали в журнале "Медицина и образование в Сибири" в 2013 г.). Среди 60 человек с татуировками, которые приняли участие в исследовании, у 78% учёные диагностировали пограничное личностное расстройство.
Как говорится в работе, это расстройство есть у 2―3% людей. Для них характерны импульсивность, низкий самоконтроль, эмоциональная неустойчивость, нестабильные связи с реальностью, высокая тревожность и сильный уровень десоциализации.
"Представляет интерес факт, что лица с пограничным личностным расстройством в 90% случаев не испытывают удовлетворённости от конечного результата ― нанесённого рисунка, ― говорится в исследовании. ― Их привлекает сам процесс, связанный с необходимостью терпеть болевые ощущения в процессе нанесения рисунка ("смогу ли я это выдержать?")".
Необходимость терпеть боль ― социально приемлемый способ "самоповреждающего поведения" (другие способы, неприемлемые, ― спровоцировать аварию или совершить суицид).
При этом "из всех предложенных мастером тату-салона вариантов татуировок люди с пограничным личностным расстройством предпочитают надписи или рисунки, связанные с тематикой смерти (черепа, мертвецы, могильные кресты и пр.)".
У 13 человек, у которых не оказалось пограничного личностного расстройства, татуировки были гораздо оптимистичнее ― в основном это были изображения животных или орнаменты.
Исследователи называют разные причины саморазрушающего поведения. Например, в психоанализе, основоположником которого является Зигмунд Фрейд, считается, что изначально агрессия была направлена на другого человека, например на родителя в детстве. Но от родителя зависело благополучие ребёнка, и тот "решил" перенаправить агрессию на самого себя.
Жажда внимания
― Яркие, броские, крупные татуировки могут быть у личностей истероидного типа, ― говорит психиатр, заведующий отделением оказания интенсивной психиатрической помощи Артём Гилёв.
Главная черта такого типа ― эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе.
― Например, у человека яркий цветок на всю спину или тигр на лице, ― говорит Артём Гилёв. ― Также такая татуировка может говорить о том, что у человека биполярное расстройство. Он сделал её в период обострения, а потом вышел из этого состояния и сам от себя в шоке.
Биполярным расстройством страдает 2―4% населения планеты. В жизни больного периоды мании (ощущение собственного величия, поток идей, быстрая речь, сниженная потребность во сне) сменяют периоды депрессии.
Психопатическое стремление к порядку
Как рассказал Артём Гилёв, психопаты эпилептоидного типа (одна из главных черт ― болезненная любовь к порядку во всём) склонны делать татуировки, где видно мельчайшие детали.
― Например, один пациент наколол себе картину из окна, ― рассказал психиатр. ― Выколол все деревья, на каждом ― листочки. Окошко в доме напротив, в окошке человек, кошка.
Очень продуманные татуировки также у шизофреников.
"Так, один из наблюдаемых нами больных перед тем, как сделать себе татуировку в виде дракона, пересмотрел в Интернете и в литературе несколько десятков тысяч (!) изображений этого сказочного персонажа, пока не подыскал рисунок, максимально приближенный к его представлению", ― говорится в исследовании учёных из Иерусалимского центра доказательной медицины.
Сюжеты, подсказанные голосами
По словам Артёма Гилёва, люди с психическими заболеваниями часто делают непонятные окружающим татуировки. Иногда их смысл не может объяснить и сам обладатель. Бывает, что больной просит тату-мастера наколоть сюжет, который подсказывают ему "голоса".
― У меня был пациент, ему голоса приказали наколоть: "Я боюсь букву А".
Иногда изображения на татуировках вполне адекватные, и, только когда больной объясняет, что они означают, становится понятно, что он болен. У одного из пациентов, пишут учёные из Иерусалимского центра доказательной медицины, на голени был "гигантский египетский знак ― анх (T-образный крест, соединённый с овалом на верхней перекладине)". Больной объяснил, что его татуировка означает: "никогда больше не дам себя оперировать". Ему делали болезненные внутривенные вливания, а потом наложили прозрачную повязку, которая фиксировала иглу и напоминала знак анх.
"Выйдя в краткосрочный отпуск, больной сразу же отправился в тату-салон и сделал себе указанную татуировку, утверждая, что, увидев её, "врачи поймут и не будут его больше мучить", ― сказано в исследовании. ― На вопрос, почему он сделал татуировку на ноге, больной заявил, что "всё равно врачи его раздевают".
"Другой больной, диагностированный как параноидный шизофреник, украсил своё тело хаотически вытатуированным алфавитом, чтобы показать, что он "хорошо учился в школе", ― продолжают учёные.
Бывает, что в татуировках больных вообще нет логики. Например, больной с шизотипическим расстройством личности нанёс себе на ягодицу (интимная зона) с целью украшения примитивно-знаковую татуировку, изображающую графический силуэт газонокосильщика", ― говорится в исследовании.
Учёные считают, что "добровольно нанесённые татуировки в ряду других невербальных признаков могут играть существенную роль в диагностике психических и поведенческих расстройств, особенно в случаях, когда обследуемый преднамеренно стремится ввести врача в заблуждение".
Татуировки наркоманов и алкоголиков
Те же учёные исследовали 609 татуировок, которые нанесли себе пациенты с зависимостью от наркотиков и алкоголя (исследование опубликовано в журнале "Наркология" в 2010 г.). У этих татуировок много типичных сюжетов. Они "являются своего рода опознавательным знаком для посвящённых, позволяющим вступать в контакты для приобретения наркотиков".
"К категории общих символов употребления наркотических веществ могут относиться изображения черепа, пронзённого кинжалом или шприцем, а также любые медицинские атрибуты (таблетки, капсулы, ампулы, шприцы и иглы)", ― пишут учёные.
Те, кто употребляет опиаты, часто накалывают изображения цветка или коробочки мака.
"Среди них нередки следующие сюжеты: цветок мака, обвитый змеёй, мак, стебель которого представлен инъекционной иглой, цветок мака, обвитый колючей проволокой, головка мака с вытекающей каплей сока ("слезой"), ― сказано в исследовании. ― Сюда же относятся изображения гнома или старушки, которые держат в руках цветы или головки мака. Изображение пожилого человека можно трактовать как изображение лица, которое выращивает опийный мак на продажу".
Люди, которые употребляют гашиш, нередко делают наколки с изображением полумесяца в сочетании с тремя звёздочками ("фирменный знак" фабричного пакистанского гашиша). Также могут быть многофигурные композиции на восточные темы (мужчина, который курит кальян, в окружении танцовщиц, джин, вылетающий из кувшина).
Изображение пауков и паутины на пальцах рук означает ловкость и изворотливость, умение выкрутиться из трудных ситуаций.
Иногда накалывают цифры. Например, 5 ― это экстази, 8 ― героин, 12 ― марихуана (берётся первая буква в названии наркотика и ставится её порядковый номер в английском алфавите).
"Отражением желаемого состояния при наркотической интоксикации являются сюжеты, связанные с изображениями шприца с крыльями бабочки (лёгкость, эйфория), джина, покидающего кувшин ("душа, вырвавшаяся на свободу"), пробитый шприцем или кинжалом череп свидетельствует об остроте и тотальности переживаний, возникших на фоне приёма наркотиков", ― говорится в исследовании.
Нередко татуировки колют на локтевых сгибах: так можно скрыть следы инъекций.
У алкоголиков свои типичные сюжеты. Часто они накалывают изображение из 3-х составных элементов. Центральный ― один из типичных алкогольных атрибутов (бутылка, рюмка, стакан), 2 краевых ― карты, женские фигуры и лица. Под рисунком, как правило, располагается надпись: "Вот что нас губит!"
Как отражение своеобразного алкогольного юмора бывают надписи: "Почему нет водки на Луне?", "За здоровье жмурика!", "За дам!", "За вас!"
"Знания о глубинном психосоциальном смысле татуировок могут помочь врачам в клинической практике", ― заключают учёные.
Олимпийские спортсмены часто покрывают свои тела символами, которые означают стремление к победе.
Христианское отношение к татуировкам
Священное Писание Ветхого Завета содержит ряд указаний, запрещающих нанесение татуировок: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш)» (Лев. 19:28).
«Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своём» (Лев.21:5).
«Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем» (Втор.14:1).
Хотя данные указания касаются запрета в связи со смертями ближних, из этого не следует автоматически, что по иным поводам нарезы и татуировки законом приветствовались. Заметим, что в то время татуировки на телах язычников нередко носили религиозный характер.
Прп. Ефрем Сирин, писал «Повелевает и постановляет законом на телах своих не делать едкими составами неизгладимых начертаний, подобно тому, как делают Египтяне, на телах своих начертывая неизгладимые изображения богов своих».
В целом на данный момент можно говорить о том, что татуировка, даже имеющая христианский религиозный смысл, в рамках православной традиции не приветствуется. Современные пастыри (в частности, о. Евгений Мурзин и о. Феодор (Прокопов) предлагают православным христианам руководствоваться принципом «Всё мне позволительно, но не всё полезно» (1Кор.6:12; 10:23) и выдвигают ряд рациональных аргументов против нанесения на свое тело тату («Родителям и детям о татуировках».
Одновременно с этим следует отметить, что в инославном христианстве, у коптов в Египте, существует традиция нанесения татуировок с изображением креста, как символа принадлежности к христианству. Происхождение этой традиции связывают с историей коптского христианства в условиях господства ислама.