gototopgototop
Поиск
Авторизация
На сайте:
Нет
Заметки
logo_news.png
Соцсети

Главная МНЕНИЯ Комиссия ЕС подтвердила развязывание войны Грузией в грузино-осетинском конфликте

Комиссия ЕС подтвердила развязывание войны Грузией в грузино-осетинском конфликте

В докладе международной комиссии по расследованию обстоятельств войны на Южном Кавказе в августе 2008 года сделан вывод, что начала боевые действия Грузия, однако этому во многом способствовали вызывающие действия России. Комиссия решила, что первоначальный ответ России на нападение Грузии на российских миротворцев в Южной Осетии был оправдан с точки зрения защиты, однако последующие действия российских войск были чрезмерными.

В подготовленном по итогам 10-месячного расследования докладе говорится: как грузинские, так и российские и южноосетинские войска в ходе конфликта нарушили международное гуманитарное право. По данным комиссии, риск новой конфронтации «остается существенным».

В среду в Брюсселе глава комиссии Хайди Тальявини передала доклад с выводами, подготовленными 30 военными экспертами, историками и правоведами, представителям России, Грузии, Евросоюза, ОБСЕ и ООН. Сама Тальявини считает, что конфликт нельзя рассматривать лишь с точки зрения его политических, юридических и военных аспектов.
«Заинтересованные стороны видели лишь свою правду, и никогда не были готовы взглянуть на правду других», — отмечает дипломат. По ее словам, мирные отношения между странами в будущем невозможны, если не представить нейтрального изложения фактов о войне.
Однако дело не только в обстановке в самом кавказском регионе: Хайди Тальявини подчеркивает, что конфликт имеет прямое отношение к европейской архитектуре безопасности. Как и ожидалось, ни одна из сторон не смогла полностью поддержать положения опубликованного доклада.

Глава МИД Грузии Григол Вашадзе отметил, что в Тбилиси в целом довольны заключениями комиссии, но не согласны с некоторыми выводами, к которым она пришла.
«Какой бы доклад ни выпустила эта комиссия, непреложным фактом остается то, что территория Грузии оккупирована Россией, а не наоборот. Россия избавляется от международного присутствия на этой территории, а не Грузия», — сказал дипломат в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Российское министерство иностранных дел заявило, что «ряд размытых и двусмысленных формулировок, как мы понимаем, отражает по-прежнему остающиеся политизированными подходы стран Евросоюза к событиям августа 2008 года и их последствиям».
«Однако это не может заслонить главный вывод доклада о вине Тбилиси за развязанную агрессию против мирной Южной Осетии, полной нелегитимности действий Грузии», — подчеркивается в комментарии.

Британский МИД отдал должное работе, проделанной командой Тальявини, и пообещал подробно изучить документ.
«Мы призываем все стороны проявить сдержанность в реакциях на доклад и удвоить свои усилия по выработке долговременного и мирного разрешения конфликта», — говорится в сообщении.

В августе 2008-го года в результате 5-ти дней активных боевых действий российские войска полностью вытеснили грузинскую армию с территории отколовшихся от Грузии Южной Осетии и Абхазии, а затем Москва признала независимость этих 2-х образований. Сейчас в самопровозглашенных республиках размещены тысячи российских военнослужащих, созданы мощные военные группировки. На территорию обеих республик не допускаются международные наблюдатели.

На прошлой неделе было объявлено, что наблюдатели ЕС усилили патрулирование вдоль линии разделения в районе Южной Осетии с тем, чтобы не допустить эскалации во время публикации документа. Решение о международном расследовании причин конфликта было принято на встрече министров иностранных дел стран ЕС в Авиньоне в сентябре 2008 г.

Комментируя для Русской службы Би-би-си результаты работы комиссии, шеф-редактор русского издания журнала Foreign Policy Арно Дюбьен назвал доклад «минусом для Саакашвили».
«Для военных экспертов и прежде не возникало вопроса, кто первый начал стрелять, — говорит эксперт. — Другое дело, что Россия виновата во многом, что происходило в предшествующий период. Россия также не выполнила своих обязанностей миротворца. Для примирения нужно время. Больше всех страдают беженцы, и им ждать трудно».

В эфире программы «Вечер на Би-би-си» госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темури Якобашвили заявил, что нужно разместить в Южной Осетии и Абхазии международных наблюдателей, которые охраняли бы беженцев, возвращающихся в свои дома.
«Нет никаких независимых государств, а есть российская оккупация части грузинской территории. Это стопроцентные марионетки Российской Федерации. У нас нет проблем с осетинами и абхазами. Кокойты – еще не осетинский народ», — уверен министр.

В свою очередь, член комитета российской Госдумы по международным делам Иван Саввиди предложил создать российско-грузинскую комиссию при ПАСЕ и вести переговоры, пока не будет найден компромисс.
«Надо также пригласить в Страсбург представителей этих стран [Южной Осетии и Абхазии]. Они не субъекты Российской Федерации, там есть реальная власть. Саакашвили – не созидатель, а разрушитель, но лидеры приходят и уходят», — заключил депутат.

Тезисы доклада международной комиссии по расследованию обстоятельств войны на Южном Кавказе в августе 2008 года

  • Боевые действия начались с масштабной грузинской операции против города Цхинвали и прилегающих территорий в ночь с 7 на 8 августа 2008 года, которой предшествовал массированный артиллерийский обстрел.
  • Комиссия не может считать достаточно доказанным утверждение Грузии о вторжении значительных российских сил в Южную Осетию до 8 августа.
  • Массовое предоставление российского гражданства жителям Грузии и раздача российских паспортов на грузинской территории, включая отколовшиеся провинции, без согласия правительства Грузии шла вразрез с принципами добрососедства, являлась откровенным вызовом суверенитету Грузии и вмешательством в ее внутренние дела.
  • Обвинения в геноциде, выдвигавшиеся против Грузии со стороны России и Южной Осетии, в последние месяцы идут на спад по причине отсутствия доказательств намерения Грузии совершить геноцид. Число погибших и пострадавших с юго-осетинской стороны оказалось значительно ниже, чем утверждалось вначале. Российские представители говорили о примерно 2 000 погибших мирных жителях Южной Осетии, но в результате эта цифра сократилась до 162.
  • Возникает вопрос, являлось ли применение Грузией силы в Южной Осетии оправданным с точки зрения международного права? По нашему мнению, ответить на него следует отрицательно.
  • В то же время, все операции юго-осетинских сил, за исключением непосредственно направленных на отражение нападения грузинской армии, в особенности акты насилия в отношении этнических грузин в Южной Осетии и за ее пределами, были нарушением международного гуманитарного права и прав человека. Также незаконными являлись все действия юго-осетинских сил против грузинской армии, предпринятые после 12 августа 2008 года, когда было заключено соглашение о прекращении огня.
  • Следующий вопрос состоит в том, являлось ли оправданным применение грузинской армией силы в отношении российских миротворцев на грузинской территории (в Южной Осетии)? Ответ, опять-таки, отрицательный.
  • Не приходится сомневаться в том, что Россия имела право отразить нападение на своих миротворцев средствами, пропорциональными угрозе. Таким образом, на первом этапе конфликта применение Россией силы в целях обороны следует признать законным.
  • Вместе с тем, с учетом масштабов изначальной грузинской атаки, необходимость и оправданность дальнейших действий России вызывают сомнения. Представляется, что большая часть этих действий вышла далеко за рамки необходимой обороны. Перенос боевых действий вглубь территории Грузии явился нарушением международного права, и на данном этапе грузинские войска действовали, осуществляя право на самооборону в соответствии со статей 51 Устава ООН.
  • В оправдание своих действий Россия ссылалась на необходимость защиты своих граждан, проживавших в Южной Осетии, в соответствии со статей 61(2) Конституции РФ.
  • Начиная с 1945 года, многие государства вели боевые действия под предлогом защиты своих граждан за рубежом, и в ряде случаев законность этих действий вызывала споры. Определенного международного закона по данному поводу не существует. Однако присутствует общее понимание, что подобные операции должны быть ограниченными по времени и масштабам, и иметь целью прежде всего спасение и эвакуацию людей. В данном случае, Россия далеко вышла за эти рамки.
  • Миссией установлено, что в ходе конфликта все стороны - грузинская армия, российская армия и юго-осетинские силы - нарушали международное гуманитарное право и права человека. Многочисленные нарушения были совершены юго-осетинскими ополченцами, разного рода добровольцами и наемниками, а также просто отдельными вооруженными лицами. Установить виновных в каждом отдельном случае весьма сложно, еще и потому, что российская и грузинская армии использовали в основном одинаковое вооружение. Отдельные нарушения имеют признаки военных преступлений.
  • После тщательного изучения фактов в свете действующих законов, комиссия находит необоснованными обвинения Грузии в геноциде.
  • Комиссия также полагает, что анализ причин конфликта нельзя сводить к событиям августа 2008 года.
  • Также следует принять во внимание предшествовавшие обстоятельства: годы провокаций, взаимных обвинений, военного и политического давления и актов насилия как в зоне конфликта, так и вне ее, равно как и нарастание напряженности в последние месяцы и недели перед началом войны.
  • Нельзя забывать как о давлении великой державы на маленького непокорного соседа, так и о склонности этого маленького соседа реагировать чересчур бурно и действовать в критический момент, не думая о последствиях, хотя это и можно объяснить его страхом потерять существенную часть своей территории в результате ползучей аннексии.

The Epoch Times по материалам BBC

 

 

 
Календарь

Погода
Cчетчик

Яндекс.Метрика