Гаагский суд ищет предателей
Ливийская война выводит на чистую воду все моральные и нравственные качества современных властителей мира. Отчаявшись свергнуть Муаммара Каддафи насильственным методом, западные лидеры открыто говорят, что делают ставку на предательство и измены.
Они запускают механизм, который должен вынудить близких людей Каддафи "кинуть" его ради спасения собственной шкуры. Да, на войне всегда использовались изменники. Но впервые предательство перестало быть грязным делом, а обрело респектабельный вид и международную поддержку.
У Гаагского суда появились новые, ранее не свойственные ему функции. Из обычной политической дубинки он превратился в хитроумный пыточный инструмент, призванный вынудить людей к измене и предательству. Именно в таком неприглядном виде предстает европейский трибунал, чей главный прокурор призвал усадить на скамью подсудимых ливийского лидера Муаммара Каддафи.
Не ушедший в отставку, не сбежавший в изгнание, не погибший под натовскими бомбами, полковник натер Западу глаза до кровавых мозолей. Как же бесит европейских демократов и то, что сторонники и приближенные Каддафи не дали деру и остались в беде со своим лидером. Не оставляя попыток физически уничтожить лидера джамахирии, западные политики решили применить иной метод к нему и его окружению. Операция по "принуждению к миру" становится операцией по "принуждению к предательству".
Главный прокурор Гаагского суда Луис Морен-Окампо предложил усадить на скамью подсудимых нескольких высокопоставленных ливийцев, в число которых входит сам Муаммар Каддафи, его сын и возможный преемник Саиф аль-Ислам и ряд других близких к полковнику людей. Всех их обвиняют в совершении "преступлений против человечности". По словам прокурора, суд обладает "неопровержимыми доказательствами" указанных преступлений.
Диву дашься: с какой легкостью некогда уважаемые структуры делаются погремушкой и палкой в руках политиков. Как можно говорить о неких "доказательствах", если с начала военного конфликта в Ливии там не побывало ни одного беспристрастного следователя? Это суд или фарс с заранее выписанным приговором, под который надо подогнать факты, и желательно нужные факты? И разве не Муаммар Каддафи которую неделю подряд зовет, просит, умоляет прислать в Ливию независимую комиссию, международных наблюдателей, да хоть кого-нибудь, чтобы наяву оценили, что творится в стране?
В ответ - ледяное молчание и бомбы, бесконечные бомбы. На последнее обращение НАТО прислало истребители, которые убили маленьких внуков ливийского лидера. Но на скамью подсудимых почему-то хотят посадить именно Каддафи, вместо того, чтобы отправить на нее детоубийц.
Сейчас бомбы шарашат по Мисурате, где под ними бессчетно гибнут мирные жители. На это натовские политики взирают с подлинно буддистским безразличием. И то сказать: население Мисураты не оправдало доверия, позволив вышвырнуть из города повстанцев. Вероятно, "преступления против человечности" могут совершать только люди, противостоящие Западу. Все остальные способны лишь на извинительные оплошности и справедливое возмездие всем подряд.
Но на самом деле, ордер на арест, который требует гаагский прокурор - это больше орудие морального давления, чем реального. Дело в том, что Ливия находится вне юрисдикции Международного уголовного суда: она не только не ратифицировала Римский статут 1998 года о его создании, но даже не подписывала его. И угроза трибунала рассчитана больше не на Каддафи, а на его окружение.
Призрак преследования МУС достаточно серьезен, чтобы еще раз показать окружению Каддафи, насколько опасно продолжать связывать с ним свою судьбу", - в открытую заявила в Совбезе представитель США при ООН Сьюзен Райс.
Иными словами, присные полковника должны отшатнуться от него, как от прокаженного, чтобы, не дай Бог, не пришли за ними. Самому Каддафи явно терять нечего. Какая разница - смерть под бомбами или смерть в петле, которую несомненно обеспечит самый справедливый суд Европы, если полковник все-таки попадет в его распоряжение. А вот высокопоставленные сторонники должны, по мнению цивилизованного Запада, бросить обреченного лидера и бежать, пока петля не закачалась и над ними.
За кого ж их держат, этих людей, если считают, что они способны драпануть от «призрака»? Разве это дети, боящиеся привидения? И можно ли напугать МУСом тех, кто которую ночь проводит под бомбежками? Но насколько же показательно заявление Райс, не постеснявшейся признаться, что судом можно просто... попользоваться, чтобы припугнуть.
А может быть, Райс рассчитывает, что кто-то из близких людей Каддафи предпочтет банально продать его Западу, чтобы купить себе жизнь и благополучие? В конце концов, да учредите тогда уже орден тридцати сребренников и пообещайте его тому, кто выдаст полковника! Право слово, это логичное продолжение объявленной политики.
Зато повстанцы выразили полное и горячее желание сотрудничать с МУС. Собственно, ничего другого ждать от них не приходится. Пожалуй, это самая грязная подоплека ливийской войны - история о том, как благородные революционеры призывали натовские бомбы на головы своих же сограждан и мечтали иностранными руками свергнуть лидера страны.
"Мы очень счастливы и ждем следующего шага. Нам хотелось бы, чтобы американцы сделали то же самое с Каддафи", - заявил представитель оппозиционных сил повстанческий полковник Ахмед Бани после того, как мир узнал о смерти бен Ладена. Так и хочется зло поинтересоваться: а голову принести на блюдечке с голубой каемочкой или обойдетесь без каемочки?
Что за странная картина вырисовывается: кровавый людоед и тиран окружен верными соратниками и просит справедливого расследования, а говорящие за весь народ повстанцы настолько не уверены в своих силах, что требуют помощи извне и бессудной казни диктатора. Так на чьей стороне большинство? С кем воля ливийского народа? И как назвать тех, кто радуется бомбам, под которыми гибнут невинные люди, маленькие дети?
Впрочем, стремление решить "проблему Каддафи" чужими руками есть не только у записных революционеров.
"Америка должна что-то сделать, чтобы убить этого человека, потому что он убивает весь ливийский народ», - говорит Суад, ливийская домохозяйка в консервативном одеянии, до того, как появились новости о смерти лидера "Аль-Каиды" от рук группы американских "морских котиков" в Пакистане. "Все здесь устали от Каддафи", - говорит Суад, стоя в группе придерживающихся той же точки зрения женщин в лагере на тысячу беженцев, организованном Объединенными Арабскими Эмиратами. "Когда Каддафи умрет? Почему американцы не убьют его? Вы должны убить его".
"Убейте, убейте Каддафи», - добавляет Самира, другая ливийская женщина с большим кольцом и в хиджабе. "Ливийцы боятся его - почему?", - спрашивает Суад. "Каддафи хочет убить всех ливийцев". ("Christian Science Monitor", США, перевод ИноСМИ)
Прямо не знаешь, плакать или смеяться надо этими строчками. Так и подмывает спросить: чем же сорок лет своего правления занимался этот "убивец всех человеков", якобы жаждущий уничтожить ливийцев? Вынашивал коварные планы, как заставить их всех помереть от старости, что ли?
Но на самом деле, это не смешно. Во все времена призыв на территорию своей страны иностранных войск назывался просто и незамысловато - предательство. И карался смертью. Теперь же это печатают без малейшего стеснения. Вместе с новостями, как благородные повстанцы, не чинясь, просят у западных спонсоров два-три миллиарда долларов - на "неотложные нужды". Именно так выразился представитель оппозиции Махмуд Шамам, заявив, что повстанческому Переходному совету жизненно необходимо получить указанную финансовую помощь.
Что ж, остается из последних сил верить, что в конце концов мир все-таки осознает всю гнусность откровенной торговли родиной и кровью соотечественников. И продажная революция захлебнется собственной грязью.
"NewsInfo", Дарья Сивашенкова