Воинский долг ценою в жизнь
За девятилетнюю историю войны в Афганистане «службу» в этой горной стране прошло поколение солдат Советской Армии. Из макеевских призывников «там» побывали более тысячи человек. Молодые ребята шли в Афган по приказу Родины, выполняя свой долг, и уклониться от этого ада или не повиноваться командованию у них и мысли не было. Одним из таких солдат был Евгений Ильяной, макеевчанин, попавший на войну в 1983 году.
Будучи десантником он прослужил в Афганистане больше года, вплоть до серьезного ранения, которое не только не позволило ему продолжить службу, но и поставило крест на карьере военного. В канун знаменательной даты, дня вывода советских войск из Афганистана, корреспондент «МР» встретился с Евгением Юрьевичем и попросил рассказать о своей судьбе в истории той, по мнению многих, никому не нужной войны.
Так получилось, что судьба Евгения Ильяного, была предопределена тем, что его отец и дед были военными. Как признается бывший десантник, родители ни о чем другом даже и не думали, кроме того, чтобы сын продолжил военные традиции семьи. Поэтому после восьмого класса юного Женю отправили в Киев поступать в Суворовское училище.
- Разумеется, карьеру военного для меня выбрали не просто так, - делится воспоминаниями Евгений Юрьевич.
– Отец мой прошел практически всю Великую Отечественную, но окончил воевать, оставшись инвалидом. Дед тоже был военным и принимал участие в боях на Кавказе. Так что меня с первого класса знакомили с семейными традициями и готовили к карьере военного. А когда увидели, что я еще частенько танки или солдат рисую, то тут уже отпали все сомнения. Сначала, в 1976 году, я попал в кадетский корпус Суворовского училища и проучился там два года. А потом меня определили в воздушно-десантные войска. Так я несколько лет прослужил в Рязани и Кировабаде.
Перед тем как отправиться в Азербайджан, Евгений Ильяной успел на родине обзавестись семьей. Служить в Кировабад полетел уже с законной супругой. На Кавказ молодая семья отправилась в поисках лучшей жизни. Тогда с жильем у военных были большие сложности. По приезде Евгений Юрьевич получил однокомнатную квартиру, а вскоре у семьи макеевчанина родилась дочка. Однако спустя несколько месяцев жена и ребенок вынуждены были вернуться на родину: Евгению Юрьевичу пришел приказ отправляться в Афганистан. Шел 1983 год.
- Сначала прилетел в Кабул, наша часть охраняла аэродром, а заодно и поддерживала контроль во всем городе, - рассказывает Евгений Юрьевич.
- Первое время меня берегли, как молодого и неопытного. А затем я наравне со всеми стал выходить на боевые задания: сопровождать колонны, участвовать в засадах на душманов, прочесывать местность. В общем, лишний раз про ужасы войны рассказывать не хочется, но бывало всякое. Ребята-сослуживцы частенько на минах подрывались.
Много было несогласованности в действиях наших войск. К примеру, мы окружали врага и вели с ним бой. А сзади в спину «свои» стреляли. То ли командование было неважное тогда, но гибли ребята и по глупости в том числе. Бывало, что и враги нам давали «прикурить». Но я не хочу сказать, что все было так плохо. Организация ведения боя была на высоком уровне. В роте чувствовалась дисциплина, отношения среди ребят были нормальными, и много заданий выполнялось успешно. Но смертей, конечно, повидал много, не без этого.
В подчинении Евгения Ильяного было 15 человек. Свою работу рота старалась выполнять грамотно и осторожно. Лишний шаг в сторону был бы чреват печальными последствиями. В целом, службу прошли все и остались живы, но без ранений и подрывов, увы, не обошлось. Да и сам Евгений Юрьевич получил серьезное ранение. В одном из ущелий командир подорвался на мине.
- Так получилось, что для нашей роты элементарно не хватило сапера, - вспоминает бывший десантник.
– Вот я и пошел в ущелье первым, а там растяжка. Ранение получил серьезное, в голову. Тут же началась перестрелка. Ребята меня вытащили из-под пуль, но мое тогдашнее состояние словами передать невозможно. Дело было ночью, а вертолет прилетел только утром. Чудом дожил до рассвета. Меня сразу отправили в Баграм, где для меня война и закончилась. Сначала сделали одну операцию, а уже в Кабуле, в госпитале – вторую. Потом перевезли в Ташкент, там лечили в госпитале, а оттуда в Куйбышев на еще одну операцию. Врачам я очень благодарен. Они спасли мне жизнь. Работу свою выполняли очень добросовестно.
Домой Евгений Ильяной вернулся в 1986 году. Регулярно получал путевки и поправлял здоровье на многих советских курортах. А едва набравшись сил, стал «выбивать» квартиру для семьи. После серьезного скандала бывшего десантника все-таки услышали, ведь добиваться справедливости Евгений Юрьевич ездил даже в Москву. С работой также некоторое время не ладилось. И, не долго думая, Евгений Ильяной пошел работать в забой. Говорит, что с детства привык к физическому труду, поэтому не мог выбрать другой путь, и 20 лет своей жизни бывший десантник отдал шахте имени Бажанова. Сегодня Евгений Ильяной на пенсии. Живет с семьей в своем доме. Летом занимается огородом, а зимой ведет домашнее хозяйство. О военных 80-х особо вспоминать не любит. Говорит, что героем себя не считает, а просто, как и все в то время, выполнял свой воинский долг.
- Я был профессиональным военным, поэтому никогда себе не задавал вопросы – а зачем эта война нужна была или кто нас туда посылал, - говорит Евгений Ильяной.
– Служба в войсках - это была моя работа, и я старался ее выполнять добросовестно. Хотя сегодня осознаю, что, если бы не Афганистан, карьера военного могла сложиться по-другому. Но я считаю, что мне повезло: я остался жив и вернулся домой. А вот сослуживцы сплошь и рядом «взлетали» на минах. Поэтому Бога я не гневлю, ведь мог бы и погибнуть на чужой земле. Да, война поломала много судеб. Но тогда мы об этом не думали. Мы в первую очередь выполняли свой долг перед Отчизной, а это для солдата было самое главное.
газета "Макеевский рабочий", Александр НИКИТИН