Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви и Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным пасхальным посланием.
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В нынешний праздник праздников и торжество из торжеств, которое, по слову святителя Григория Богослова, столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды (Слово 45. На Святую Пасху), с великой радостью обращаю к вам древнее и вечно новое, всем привычное и в то же время неизменно окрыляющее наши сердца приветствие:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
В этих двух жизнеутверждающих словах содержится столько силы, что от них лица людей сияют духовной радостью и буквально преображается окружающая нас действительность: небо, земля и даже преисподняя исполняются света, видимый и невидимый мир празднует, ибо восстал Христос, веселие вечное (канон праздника).
Воскресение Спасителя — это не просто историческое событие, о котором узнаем из священных текстов. Это краеугольный камень веры и, по слову святителя Московского Филарета, вечная новость, источник размышления, удивления, благодарности и надежды (Слово в день Святой Пасхи).
Воплощением, страданием и тридневным восстанием Спаситель обновляет человеческую природу, избавляет нас от власти греха и смерти, отверзает людям врата Небесного Царства и указывает нам путь к единству с Творцом. Именно во Христе, примирившем с Богом мир (2 Кор. 5:19), все мы имеем возможность получить усыновление и оправдание, обрести вечную жизнь, ибо нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Иисуса, Которого Бог воскресил из мертвых (Деян. 4:10-12).
Восстание из гроба Спасителя прелагает смерть в бессмертие, печаль — в радость, обреченность — в надежду. На Кресте и в Воскресении нам открывается Бог бесконечной благости и совершенной любви.
Осознание этой всепобеждающей любви Божией побуждает нас к благодарности Создателю и дает силы преодолевать самые тяжелые душевные состояния и трудные обстоятельства, возвышает над суетой повседневности, помогает исправить прежние ошибки и разрушает уныние, препятствующее нам полноценно жить и духовно развиваться.
Нередко люди поддаются лукавым помыслам о том, что зло господствует и торжествует, а добро представляется незаметным и слабым. Наш разум сомневается в силе совершенного Христом Искупления, когда видит вокруг смерть близких, слышит о вечности мучений для грешников со страниц Евангелия и наблюдает за миром, лежащим во зле (1 Ин. 5:19). Но Церковь Божия на протяжении тысячелетий убедительно свидетельствует: Спаситель победил грех, истребил смерть и опустошил ад (свт. Иоанн Златоуст. Слово огласительное на Святую Пасху). Христос одолел неизбежность смерти и всеобщность зла, и мы смотрим на их поражение глазами веры уже из жизни будущего века, с Пасхальной высоты.
Восстание Господа из гроба напоминает нам не только о самом важном событии минувшего, но и свидетельствует о грядущем всеобщем воскресении, ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фес. 4:14). Нам же необходимо через исполнение заповедей Господних, через совершение дел любви и милосердия, через участие в та́инственной жизни Церкви присоединиться к Христовой победе и остаться верным Ему до конца, памятуя слова Священного Писания: терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр. 10:36).
А посему, возлюбленные братья и сестры, по слову апостола, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние (Евр. 10:35). И пусть праздник Воскресения Господа Иисуса будет неизменным напоминанием об этих неложных Божественных обещаниях, дающих нам надежду и силы в самых сложных обстоятельствах. Пусть это торжество вдохновляет всех нас жить в вере и любви, зная, что ни смерть, ни страдания, ни зло не способны одолеть нас, если мы со Христом и во Христе, победившем грех, смерть и всякую неправду.
Будем же праздновать Пасху Господню чистотой жизни, благонравием и добрыми делами (свт. Афанасий Великий. Десятое пасхальное послание), дабы, преображаясь в нового человека во Христе и служа Богу живому и истинному, ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева (1 Фес. 1:9-10). Аминь!
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Пасха Христова
2024 год
Пасхальное послание митрополита Илариона
«Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлого торжества».
Свт. Иоанн Златоуст.
ДОРОГИЕ МОИ И ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ О ВОСКРЕСШЕМ ХРИСТЕ!
В «сей нареченный и святый день» наши души озарены неизреченной Пасхальной радостью. Каждый год мы созерцаем, как яркие лучи Божественного Света озаряют непроглядную тьму уныния и тоски, наполняя жизнью и ликованием всё живое. Своими глазами мы видим особенное действие Божьего Промысла, Его Премудрости и Силы: на, казалось бы, омертвелых ветвях деревьев вдруг начинают набухать почки, появляются первые листья и благоухающие цветы, которые служат нам естественным напоминанием о том, что совершилось самое важное событие в истории человечества:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Сотворив разные времена года, наш Творец заложил в них совершенно ясное свидетельство, напоминающее всем нам о реальности Воскресения. Однако, пробуждающаяся природа – это далеко не главный смысл Пасхи. Она – не более, чем слабая тень, указывающая на то, что произошло с Господом нашим Иисусом Христом около двух тысяч лет назад, и произойдёт с каждым человеком в будущем. Подобно тому, как кажущиеся мёртвыми растения весной оживают, потому что внутри себя имеют жизнь, так и каждый христианин, являясь причастником Источника Бессмертия, в установленное Богом время обязательно восстанет от мёртвых, так как является носителем на себе имени Того, Кто победил смерть, Кого мы именуем Жизнодавцем.
Это мы и празднуем, прославляя Жизнь, которая не может умереть, хотя и прошла «зиму» земных скорбей, была распята на Кресте, погребена и в третий день воскресла, растерзав оковы адовы. «Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в Пришествие Его» (1 Кор. 15:21-23), – так описывает причину Пасхальной радости апостол Павел в своём послании к христианам, жившим в Коринфе. Это не только ликование о Событии прошлого, но и исполненное уверенности в будущих событиях веселие.
Называя Светлое Христово Воскресение «Праздником праздников и Торжеством торжеств», Святая Православная Церковь с первых дней Своего существования избрала этот неоспоримый исторический факт центральным в Своих Богослужениях, календаре и проповеди. В лице святых апостолов Церковь, только что утвержденная Сошествием Святого Духа, непрестанно проповедовала о всесильном Восстании от мёртвых их Божественного Учителя. Совершая обращение к тысячам слушателей, которые не так давно громогласно просили Пилата распять Христа, апостол Петр с невероятным дерзновением и даже бесстрашием говорит о Воскресшем Христе: «Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствовавшего вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян. 2:22-24,32).
Подчеркну, что это говорит перед многотысячной толпой, никого не страшась, апостол Пётр, который всего чуть более пятидесяти дней тому назад, отрекался от Христа перед простой служанкой в пустом архиерейском дворе. Но с ним произошли серьёзнейшие изменения: он видел своими глазами Воскресшего Господа, слышал Его наставления, имел на себе действие Святого Духа, посланного Им Своим ученикам по обетованию.
Таковые радикальные изменения от страха к бесстрашию произошли со всеми апостолами, ставшими непосредственными свидетелями факта Воскресения Господня: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24:46-48).И ученики Христовы стали на проповедь, несмотря на угрозы, несмотря на преследования, заключения в узы и даже смертные казни: «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их» (Деян. 4:33).
Но это дерзновение в проповеди было присуще не только апостолам. Вся история Новозаветной Церкви изобилует твёрдой, словно адамант, позицией христиан в деле исповедания веры в Воскресшего из мёртвых, в деле мужественного служения Ему посредством горячей молитвы, неумолкающей проповеди и личного примера доброй христианской жизни. И непоколебимым столпом, незыблемым основанием тому является именно Пасха: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:14).
Поздравляю вас, дорогие мои, с Пасхой Христовой и делюсь с вами моей радостью о Воскресшем Христе Иисусе! Пусть Восставший из мёртвых Христос Жизнодавец, Победитель ада и смерти, молитвами всех благоугодивших Ему праотцов, отцов, пророков, апостолов, проповедников, благовестников, мучеников, исповедников, новомучеников и всех святых, дарует всем нам Свою Божественную благодать и щедрую милость. Сей богатый дар – возможность ещё раз вместе отпраздновать Пасху Господню – пусть будет залогом всего доброго и полезного для душ наших и скорейшего наступления благословенного мира, о котором так горячо за каждым Богослужением молится весь наш Боголюбивый народ!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Божией милостью,
смиренный ИЛАРИОН,
митрополит Донецкий и Мариупольский.
Пасха Христова. 2024 год. Город Донецк