Украина: тогда и теперь
Методы борьбы с Церковью на Украине отработаны еще со времен Брестской унии. Нечто поменялось, но не значительно.
1. Грубое вмешательство власти
Тогда это Сигизмунд III и его последователи – ярые и идейные враги Православия. Сегодня, что более гнусно, это «демократические» власти Украины, где Церковь и государство отделены по закону и религиозный пафос президентам в принципе противопоказан Конституцией.
А очень сложно, доложу я вам, сопротивляться давлению государства. У этого Левиафана тысячи лап, хвостов и щупалец. Есть одно (ненасытное) чрево и полностью отсутствует совесть.
2. Раздача «хлебов духовных»
Это кафедры и другие должности, раздаваемые «на прокорм» людям, заявившим лояльность власти. Такова была практика в Речи Посполитой. Отдавали монастыри с пасеками, речными перевозами, покосами и т.д. слугам короны, хоть бы были они кальвинистами или атеистами. Так получали верных слуг державы и верных врагов Церкви. Сегодня будут кафедрами торговать, приманивать отступников.
При этом критерии претендентов не имеют духовного измерения. Даже чем грешнее, тем лучше. Лояльный грешник при подаренной духовной власти гораздо лучше непокорного праведника.
Католики XVII века знали, что делали.
3. Наличие общего центра влияния и управления
Тогда это был Рим, куда «ведут все дороги». Рим и короли, преданные апостольскому престолу. Там тогда научились прикармливать отступников (Варфоломей, кстати, там и учился – на Западе). Через образование и правительственное лобби научились формировать новые элиты.
Сегодня эту работу вместе с Римом делает Вашингтон: принимают клятву на верность, преподают знания вместе с обещанием будущего трудоустройства, формируют папки с компроматом, распределяют деньги, снабжают документами перебежчиков и т.д. На каком-то этапе к Риму с Вашингтоном подключился Стамбул в лице ряда патриархов, носящих титул исчезнувшего города.
4. Лишение государственной регистрации
Нажим польской власти на иерархов после подписания унии привел к тому, что почти все епископы в унию ушли. Кто – из страха, кто – вприпрыжку за привилегиями. К 1620 году осталось только духовенство и монашество, остался народ. Но без епископов Церкви быть нельзя. Приехавший Иерусалимский патриарх Феофан возобновил законную иерархию, рукоположив новый епископат. Тут же был объявлен агентом… Кого? Стамбула! И только под защитой казаков остался жив и покинул пределы Речи Посполитой.
5. Есть и еще одно. Это – пренебрежение простым верующим народом.
Мысль проста: «Что там эти козопасы и гречкосеи понимают в догматах и обрядах? Мы, шляхтичи-епископы – Церковь учащая – делаем то, что считаем нужным. Они – Церковь учащаяся – со временем и по неизбежности смиряются. И дело в шляпе».
Так думали и думают многие.
Пренебрежение простым народом – это прописная азбука для, например, любой бюрократии с ее талмудом законов, где любой простой человек ногу сломит. Это же норма и для ересиархов. «Мы подпишем, – говорят они, – ибо мы власть имеем и многое знаем, а они, эти простаки, они пусть терпят и смиряются. Такова их доля в делах церковных»; «Мы озабочены неким общим благом, нам одним понятным, и наша мерность, обеспокоенная тем-то или тем-то, решает вопрос так-то. Остальным велено принять произошедшее как неизбежное».
Так поступают все ересиархи. На наших глазах так поступил Варфоломей.
Ересиархи присваивают себе право, сидя в золотой клетке, выступать и решать дела от имени миллионов простого народа, хотя одна часть народа их на дух не переносит, а другая – в глаза не видела.
На Украине эта схема обломалась. Еще в XVII веке. Обломается, даст Бог, и еще раз.
Против бесчинствующих властей и продажных епископов объединились тогда обеспокоенные миряне, соединенные в братства. Следует поинтересоваться историей братств в Луцке, Львове, Вильно, чтобы составить себе картину ясного догматического сознания и подлинной церковности у простых мещан названных городов того времени. Они списывались с тогдашним главой своим – патриархом Константинопольским (за что клеймились властями именем «агентов турецкого султана»), организовывали духовные школы, занимались издательством, собирали средства для этого и вообще вели себя так сознательно и активно, что аналоги в истории трудно подобрать.
Миряне оказались мудры и верны. Без интернета и даже всеобщей грамотности. Есть большая надежда, что и сегодня преемственность сохранится. С учетом того, что в минусах наших – общее падение церковности. Зато в плюсах – возможность широкой информированности через новейшие средства. А в душе мы все те же.
Особая роль отходит монастырям.
Если на стороне униатов выступали ученые богословы, иезуитские проповедники и т.п., то на стороне Православия, не блещущего схоластической образованностью, встали иноки. Так «вера гордых и знатных – католицизм» противопоставилась «вере простых и праведных – монахов Восточной веры».
Лучшие защитники веры отцов, а вместе с тем и лучшие примеры благочестия вышли из монастырей. Иов Почаевский, Иоанн Вышенский, Афанасий Брестский. Имена – эти и другие – приобретут сейчас особое звучание и значение. Из местночтимых и любимых по регионам они снова станут значимыми и узнаваемыми во всей церковной полноте. Поскольку они в своем XVII веке схлестнулись с той же ложью и той же гнилью, с которой предстоит схлестнуться сегодняшним православным христианам в тех же землях.
Заявляя свои «права» на ряд древних обителей, Фанар знает, что делает. Он пытается лишить Украину той духовной силы, о которую привычно ломали зубы все без исключения захватчики древности.
Нам многое предстоит пережить и увидеть. Многое предстоит заново понять, поскольку непонятая история не является опытом, а только кучей фактов. Понятая же история – это вечный урок. Предстоит поднять наверх целую гору исторических материалов касательно войны за Церковь на Украине времен Брестской унии. Поверьте, все это (с некими добавками) повторяется сегодня, и история бьет нас за невыученные уроки.
Протоиерей Андрей Ткачев для Православие.ру