Римские катакомбы
Катакомбы являются древними подземными кладбищами, зародившимися в Риме во II веке и используемыми для захоронений вплоть до первой половины V века. На данный момент в Риме известно около 60 катакомб. Катакомбы являются колыбелью христианства и церковным архивом первых веков.
Вначале катакомбы являлись только местом христианского погребения и поминания усопших. Во время гонений в катакомбах также служили Литургию. Катакомбы никто не использовал для убежища во время гонений. После гонений, особенно при св. Дамасе (366—384), римском епископе, катакомбы становятся местом паломничества и почитания мучеников.
Христиане первых веков отвергали языческий обычай кремации. Сообразно погребению Спасителя предпочиталось погребение. Телу покойного оказывалось почтение, т.к. оно предназначалось для воскресения. Данное отношение вызвало проблему нехватки земли, поэтому катакомбы явились практичным и надежным решением этого вопроса.
Другой, не менее убедительный мотив заключался в сильном чувстве общины. Первые христиане хотели быть вместе во время успения и будущего воскресения. Так же в катакомбах во время гонений можно было пользоваться христианской символикой и собираться для богослужений.
Большинство катакомб располагается вдоль консульских дорог. Крупнейшими являются катакомбы св. Каллиста, расположенные на Апиевой дороге и раскинувшиеся на территории в 15 гектар на глубине до 20 метров и длиной галерей в 20 километров. В катакомбах св. Каллиста покоятся десятки мучеников, из которых известны имена 46, а также 16 римских епископов и множество христиан. Данные катакомбы носят имя диакона Каллиста, которому была поручена организация христианских захоронений папой Зеферином (199—217).
Катакомбы имеют под землей две базилики и разделяются на различные зоны, в которых производились захоронения со II по IV век. Наиболее почитаемым местом в катакомбах св. Каллиста является Папская крипта, открытая в 1854 году, где находятся захоронения 9-ти пап и 8-ми епископов III века.
Имена римских пап, написанных на табличках, следующие:
- св. Понциан (230—235) — мученик, пострадавший в Сардинии, куда был сослан на каменоломни. По прибытию на остров сложил с себя полномочия римского епископа во благо церкви;
- св. Антер (235—236) — грек по происхождению, управлял римской кафедрой 43 дня, все проведенные в тюрьме;
- св. Фабиан (236—250) — римлянин, избран папой после кончины св. Антерота, его понтификат совпадает со временным прекращением гонений на Церковь, благодаря которым Фабиану удается упорядочить церковную жизнь, разделив Рим на 7 приходов. Был обезглавлен во время гонения императора Декия;
- св. Луций (253—254) — был понтификом всего 8 месяцев, все из которых находился в изгнании в Чивитавекья;
- св. Евтихий (275—283) — последний из девяти пап, погребенных в крипте;
- св. Сикст II, папа Римский, наиболее известный святой из находящихся в крипте. Этот епископ был схвачен солдатами императора Валериана 6 августа 258 года в катакомбах во время службы, куда пришел вместе с четырьмя диаконами. Все были обезглавлены на месте.
Имена других пап, мемориальные доски на могилах которых были утеряны, — свв. Стефан, Дионисий и Феликс.
В IV веке крипта была организована папой Дамасом, который был одним из основателей почитания св. мучеников.
Также в катакомбах св. Каллиста находится крипта св. Кикилии (Цецилии) Римской. Мощи святой находились здесь до 821 г., когда они были перенесены в построенную базилику св. Кикилии в районе Трастевере.
Катакомбы учат нас разным аспектам христианской духовности.
Прежде всего, это христологический аспект, позиционирующий образ Христа в центр всей нашей духовной жизни в образе Доброго Пастыря. Это образ, наиболее часто встречающийся в катакомбной росписи, а также в знаменитой фигуре IV века, находящейся в ватиканских музеях. Овца, несомая на плечах пастыря, символизирует христианина, находящегося в надежных руках Господа.
Также в катакомбах мы находим евангельские темы — воскресение Лазаря, умножение хлебов или превращение воды в вино в Кане. В катакомбах мы встречаем и множество символов. Т.к. до Константина Крест оставался орудием казни, мы встречаем якорь, символизирующий крест. Рядом с Христом мы встречаем образ Богородицы начала III века в катакомбах св. Прискиллы.
Из церковных Таинств в катакомбах воспевается, прежде всего, Крещение и Евхаристия. Во времена катакомб еще не возводили таких прекрасных баптистериев, как мы наблюдаем около Лютеранского собора в Риме. Но величие и важность Таинства были известны. Сразу приходят на ум слова апостола Павла в его письме к римлянам: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? И так мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим, 6).
Образ крещения в катакомбах Каллиста представлен фреской, на которой изображен рыбак, поймавший рыбу, что иллюстрирует слова Спасителя: «И сказал им Иисус — идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк. 1. 17).
В катакомбах мы находим также изображение Евхаристии.
На фреске изображены семь христиан, перед которыми находятся блюда с рыбой, — символом Христа. Тут же, сбоку, изображен священник, простирающий руки перед Евхаристическим хлебом. На третьей фреске изображено жертвоприношение Исаака как прообраз Евхаристической жертвы Спасителя.
Также нельзя не упомянуть о фреске, датируемой концом II века, на которой симметрично изображены две рыбы — символ Христа, — перед которыми находятся 2 корзины, наполненные хлебом, также в корзинах видны два кубка с вином. Рыба символизирует Христа, а Хлеб и Вино — это формы, под которыми Он пресуществляется в Евхаристии. Здесь мы находимся у истоков христианства. Первые христиане уже понимали, что невозможно соединиться с Христом иначе, чем через церковные Таинства.
Социальный аспект катакомбной духовности проявляется в осознании того, что настоящее христианство не может быть эгоистично, по своей природе оно социально. В молитве Господу христианин не говорит Отче мой, но «Отче наш».
Катакомбы являют собой пример данного мистического Тела Христова, коим является Церковь.
В данной церковной иерархии функций и общности духа и реализуется заповедь Спасителя — «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17. 21).
В катакомбах находятся тысячи надписей с просьбой о молитве к умершим и святым, данная социальность мистического Тела Церкви акцентирует тот факт, что каждый в отдельности взятый христианин составляет единое целое со всеми членами Церкви, усопшими и здравствующими.
Эсхатологическая духовность христианской Церкви обретает свои физические черты в катакомбах. Чаяния христиан не заключаются в жизни «за гробом», христиане не строили себе некрополей, т.е. городов умерших. Дело все в том, что смерть воспринимается как сон в ожидании воскресения. Мы не имеем здесь постоянного пристанища и являемся путешественниками по жизни. Наши взоры обращены не на землю, а на Небо, где и находится наша родина. Смерть не страшна христианину, уверенному в том, что Добрый Пастырь воскресит его в своем Втором Пришествии.
Катакомбы наполнены духовным миром.
Тут невольно вспоминаешь слова св. Писания — «Что вы ищете живого между мертвыми» (Лк. 24. 5), «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11. 25), «Не бойся, только веруй» (Мк. 6, 36).
Диакон Иоанн Христенко
"МИР ПРАВОСЛАВИЯ", ежемесячная газета № 6 (111) июнь 2007