Американские протестанты обретают свой дом в Антиохийском Православии
Однажды ранним вечером 1993 года Кэл Орен возвращался домой с женой, братом и тремя усталыми детьми после похода по лесу секвой в калифорнийских горах Санта-Круз. Когда автомобиль подъезжал к городу Бен-Ломонду, брат Орена показал на церковь, стоящую у дороги, сказав: «Я был там внутри, очень хорошее место».
Орен остановился, детей оставили в машине, а взрослые осторожно ступили в православный храм святых апостолов Петра и Павла Антиохийской Православной церкви. Пресвитерианин Орен фактически ничего не знал ни об Антиохийской церкви ни о православном христианстве вообще. Бен-Ломонд у него ассоциировался с хиппи, геодезическими куполами и полями марихуаны.
Он вошел в храм, вечерня шла полным ходом, в храме было чуть больше двадцати прихожан, они пели псалмы и гимны. В темном воздухе стоял запах ладана, на стенах были изображения апостолов и святых. Здесь были древность и строгость, ушедшие из евангелистских кругов, в которых Орен вращался, кругов таких современных, открытых и абсолютно соответствующих дню сегодняшнему.
Невыразимое откровение того вечера - 15-минутного отблеска Византии – пошатнуло все определенное в духовной жизни Орена. Вместе с семьей они продолжали посещать Пресвитерианскую церковь около дома в пригороде Балтимора, он стал старостой и преподавателем библеистики. В 1995 он посетил свою первую в жизни службу в церкви Святого Креста в 10 милях к югу от Балтимора. К концу 1996г. он стал постоянным прихожанином, а в мае 1997 вместе с семьей принял православие.
Обращение любого человека по своей сути – индивидуальный и особый путь, и у Орена это обращение стало не просто следствием чувства, что православие -“хранит святую традицию”, но и следствием постоянного обдумывания и переживания таких богословских вопросов, которые, наверное, сильно не занимают других верующих, например, причащение крещеных младенцев.
Говоря в целом, движение из протестантского царства в православное, а именно, в Антиохийскую церковь – значительная и удивительная тенденция деноминационной миграции. За последние 20 лет Антиохийская Православная церковь, восходящая к Сирии и Ливану, и давно существующая в США, где прихожане в основном из ближневосточных иммигрантов и их потомков, стала выбором и пристанищем тысяч протестантов североевропейского происхождения.
Видимый сдвиг начался в 1987, когда почти 2 000 евангелистов во главе с Питером Гиллквистом и другими выпускниками Богословской семинария Далласа и «студенческий поход за Христом» обратились в православие. Позже началась целая волна переходов верующих из основных протестантских деноминаций – епископальной и лютеранской церквей.
По данным профессора теологии университета North Park в Чикаго Брэдли Нассифа – ведущего исследователя религии – около 70% антиохийских клириков США – обращенные, в то время как всего одно-два поколения тому назад этот процент едва достигал 10.
Профессор Нассиф в статье 2007г. в журнале «Христианство сегодня» предположил, что 21 век может стать веком православия: разочарованные протестанты испытывают потребность вернуться к корням, богословской строгости и социальному консерватизму Восточных христианских деноминаций.
Сбудется ли это предсказание или нет, ясно одно – американцы не приходят в антиохийское православие за удобством и простотой. В деноминации, по оценкам профессора Нассифа, около 250 000 верующих в 250 приходах по стране. Прихожане выстаивают двухчасовые Литургии каждое воскресенье, примерно половину года воздерживаются от мяса, сливочного масла, яиц и многие – от рыбы.
Когда Орен с семьей присоединились к церкви Святого Креста, они встретили родство во многих смыслах. Пастор церкви, Отец Грегори Мэтьюс-Грин, обратившийся в православие, оставив служение в епископальной церкви, написал исчерпывающую книгу об этом, “Встреча с Востоком: Паломничество в тайны православия” (HarperOne, 2006).
Отец Грегори Мэтьюс-Грин разочаровавшийся в том, что он назвал “духовным и богословским хаосом и моральным беспорядком” в Епископальной церкви, перешел в приход Святого Креста в начале 1993 с 19 прихожанами, 5 из них были члены его семьи. Когда он формально отказался от своих епископальных клятв, он потерял не только свою зарплату, но и дом приходского священника, в котором жи
“Много раз,” - вспоминал он недавно на интервью, “я думал: ‘Сегодня мне придется посмотреть объявления «Нужна помощь» (газеты с вакансиями – прим. переводчика).”
Спустя годы приход Святого Креста вырос до 120 человек, почти 2/3 из них были обращенные, тогда за 265 000 $ было выкуплено здание: приход располагается в доме, построенном методистами, до последнего времени его занимали пятидесятники корейской церкви Нового поколения.
Солнце пробивается сквозь витраж с изображением Христа, установленный еще деноминацией, построившей здание, большинство икон написаны обращенной в православие Каролин Шуи. На днях, Грегори Мэтьюс-Грин обучал нового предполагаемого обращённого, римско-католического иммигранта из Конго.
Есть только один недостаток у этого неожиданного витка в жизни антиохийского православия, по крайней мере, в приходе Святого Креста. Когда Грегори Мэтьюс-Грин собирался собрать денег, устроив церковный ужин, люди потянулись к Святому Кресту, ожидая полакомиться яствами Леванта (общее название стран восточной части Средиземного моря – прим. переводчика). Однако им пришлось довольствоваться угощениями, которые отец Грегори научился готовить еще в епископальной церкви Южной Каролины: хот-доги и шоколадный торт.
Некудышный фандрайзер однако.
Оригинал статьи More Protestants Find a Home in the Orthodox Antioch Church опубликован в New York Times, 3 октября 2009 г.
Перевод с английского портал «Православие и мир», Анна Данилова