ПАСХА +видео от ОРТ
Праздник Пасхи Христовой. Его отмечают как минимум 2,5 миллиарда человек во всем мире, вне зависимости от национальности и происхождения, считая Воскресение Христа главным событием истории человечества.
За неделю до Пасхи Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Почему люди приходят в храмы с вербой? О чем мы вспоминаем в этот день? Почему следующую за ним Страстную седмицу христиане считают самой важной и самой страшной неделей? В один из дней этой недели, Великий Четверг, было установлено Таинство Причастия, которое с тех пор совершается на каждой литургии в каждом храме. Что такое Причастие и почему оно является главным Таинством Церкви?
В фильме несколько реконструкций евангельских событий. "Гефсиманский сад" рассказывает о последней ночи в земной жизни Спасителя. Иисус просит апостолов побыть рядом с ним, когда ему тяжело. Но апостолы засыпают, и он остается один на один с предсмертным страхом и тоской, - так же, как бывает с каждым из нас. Почему Бог, если он милосерден, допускает страдания и смерть? Откуда в мире столько зла и боли? И можем ли мы хоть немного сделать этот мир лучше?
О простом человеческом подвиге рассказывает постановочный эпизод "Путь на Голгофу". Симон Киринейский – обычный житель Иерусалима, - увидел, как Иисуса ведут на казнь. Он не знал, кто это, и ему было страшно, но он подставил свое плечо и понес крест вместе с Христом. Но какое отношение это имеет к нашей жизни? Какой выбор ежедневно делаем мы? Боимся испортить карьеру, как Понтий Пилат, или рискуем всем что есть, ради любви, как Иосиф Аримафейский, похоронивший распятого Христа в своей могиле?
Почему в Страстную пятницу во всех храмах погребально звонят колокола? Что происходит на следующий день, в Великую Субботу? И почему на пасхальной иконе изображено Сошествие Христа во ад?
Мы можем быть абсолютно светскими людьми, не ходить в церковь, не читать Евангелия, но накануне Пасхи обязательно покрасим яйца и купим кулич. Откуда идет эта традиция, и что она означает?
Воскресение Христово – это образ или реальность? Как можно это осмыслить и понять? Ведь даже апостолы сначала не поверили в то, что он действительно воскрес. Финальный эпизод "Путь в Эммаус" рассказывает о том, как ученики Христа, Лука и Клеопа, встретили Воскресшего Иисуса, но не узнали его, - до тех пор, пока он не преломил с ними хлеб, как всегда делал это раньше.
Почему всю неделю после Пасхи звучит непрерывный благовест? Что дает нам чувство полноты жизни? И что означает для нас, современных людей, Воскресение Христово?
"Пасха" - один из трех фильмов, рассказывающих о трех важнейших периодах времени в календаре православных христиан.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: "Для каждого из нас окончание земной жизни – это катастрофа. Почему? А потому что мы не знаем ничего, что дальше. Мы не видим дальше стен, в которых мы находимся, как человек не видит дальше помещения, в котором он находится, если его из помещения не выпустить. И не знаем, что за дверью. А Бог знает".
Согласно Евангелию, Спаситель Иисус Христос родился более двух тысяч лет назад на дальней окраине империи. Он говорил удивительные слова, помогал, исцелял и звал за собой. В Лазареву субботу было принято решение убить Христа. И Господь это знал. Он ехал в Иерусалим на крестные страдания. А жители Иерусалима, наслышанные о чудесах, бежали ему навстречу с криками "Осанна! Благословен грядущий во имя Господне". Он знал, что всего через пять дней эти же люди будут кричать: "Распни его!" Но пока они устилали дорогу перед Христом собственными одеждами и ветками пальм.
В России пальмы не растут, а верба зацветает первой. Праздник Входа Господня в Иерусалим иначе называют Вербным воскресеньем. Принося в дом вербу, мы тем самым приветствуем Спасителя. Позади шесть недель Великого православного поста. В Страстную седмицу церковь вспоминает последние дни земной жизни Иисуса, его страдания и смерть на кресте. В христианской традиции это самая важная и самая страшная неделя в истории человечества. И поэтому каждый день этой недели называется Великим. Понедельник, вторник и среда посвящены последним проповедям, которые Христос говорил перед собравшимися в иерусалимском храме.
В первом веке от Рождества Христова Иерусалим готовился к Пасхе, или Песаху - главному иудейскому празднику, дню освобождения от египетского рабства. В память о бегстве из Египта в каждом доме готовили пасхальный седер - ритуальную трапезу с обязательным ягненком, горькими травами, пресным хлебом и красным виноградным вином. Перед началом празднования хозяйка дома зажжет свечи, и вечером вся семья соберется за столом.
Но Иисус, согласно Евангелию, велел ученикам приготовить седер заранее, в четверг, за два дня до праздника. Его время на исходе. До распятия остается меньше суток. Это Великий (Чистый) четверг, день Тайной вечери Христа и апостолов. И вот они все вместе за трапезой. Ученики еще не знают, что это в последний раз. Как и положено по обычаю, Иисус берет пресную лепешку, разламывает ее, произносит традиционную молитву: "Это хлеб-страдание, которое ели наши отцы в земле египетской". Но, раздавая хлеб ученикам, вдруг добавляет странные слова, которые не говорил еще никто и никогда: "Возьмите. Это тело мое, ломимое за вас". Берет чашу с вином и, прочитав положенные молитвы, подает им и говорит: "Пейте из нее все. Это кровь моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Так было установлено главное таинство христианской церкви – евхаристия, или причастие святых Христовых тайн.
Вот уже почти две тысячи лет это таинство совершается на каждой литургии. По вере церкви, святые дары, которые еще недавно были хлебом и вином, становятся телом и кровью Господними.
Сразу после Тайной вечери Иисус вывел учеников за городскую стену. Они отправились в Гефсиманию, в старый масличный сад. Ученики шли молча, ожидая объяснений. Очень хотелось спать. Петр попытался сосредоточиться. Монотонно трещали цикады. Яков с Иоанном крепко спали. Петр на секунду прикрыл глаза. Показалось, что он у Галилейского моря, а по берегу идет учитель и зовет. Петр очнулся. Вспомнил: "Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за других". И понял: Учитель говорил это про себя, он готовится к смерти. Иисус прошел человеческий путь до конца и в последнюю ночь оказался абсолютно один, без помощи, без поддержки, без утешения.
Из всех мировых религий только в христианстве существует представление о том, что Бог страдает вместе с людьми. Но из этого представления возникает самый сложный вопрос, который для многих стал причиной крушения веры: почему Господь допускает зло, болезни, войны, катастрофы?
Бог создал человека по своему образу, говорит Библия, предоставив ему в райском саду полную свободу действий. "Он ограничивает свою свободу вмешиваться в человека, - поясняет протоиерей Алексий Уминский. - Он очень хотел бы вмешаться, остановить чью-то руку с ножом, чей-то заряженный автомат, сорвать чей-то пояс шахида. Но не может. Потому что он ограничил свою свободу на том этапе, на котором Адам с Евой совершали первый грех отступления от него".
Мир стал безжалостным, человек - смертным. И после смерти его ждала пустота без выхода, без надежды. Из любви к людям, говорит Евангелие, Бог стал человеком. И чтобы вытащить людей из вечной смерти, ему пришлось пройти через смерть самому.
История знает немало великих учителей, которые призывали бороться с несовершенством мира, проповедовали любовь и добро, владели умами людей, становились основателями новых вероучений. "Уникальность Христа, - говорит публицист Сергей Худиев, - не в том, что он проповедовал уникальное нравственное учение. Он этого не делал и даже на это не претендовал. Он – учитель, но это не главное в его миссии. Он – Спаситель, он тот, кто пришел дать нам вечную жизнь".
Согласно Евангелию, когда в пустыне дьявол трижды искушал Иисуса и оказался бессилен, он отступил. Но только до времени. Его время пришло на Голгофе. Последнее искушение Христа – искушение ненавистью и презрением людей, тех людей, которые еще недавно встречали его как царя, тех людей, которых он исцелял и учил истине. Но избитый, осмеянный, распятый Христос просит: "Отче, прости их, ибо не ведают, что творят".
Согласно Евангелию от Матфея, Христос, отправляясь в Иерусалим в последний раз, рассказал ученикам притчу о виноградарях. Рано утром, как обычно, хозяин виноградника нанял работников, сговорился с ними об оплате - по динарию на человека. В полдень нанял еще работников, обещал по динарию на человека. Ближе к вечеру, когда солнце уже клонилось к закату, увидел работников, которых так никто и не нанял. Велел и им идти в свой виноградник. Закончили сбор винограда, пришло время расчета. И каждый получил по динарию. Работники, нанятые рано утром, возмутились: "Как это так? Мы работали 12 часов на солнцепеке, а эти люди всего полдня проработали, а получаем одинаково. А последним-то за что? Они работали всего час". Хозяин виноградника удивился: "Разве не за динарий согласились вы работать? Вот вы получаете, что обещано. И полдневным работникам обещано по динарию – вот они получают. И работникам последнего часа обещан был динарий. Что обещал, все исполняю". - "Ты несправедлив". - "Я милосерден".
Согласно Евангелию, Христос умер на кресте около девятого часа. Кто виноват в этом? Иуда, который предал его, слабый человек? Первосвященники, которые осудили его, ревнители закона? Понтий Пилат побоялся испортить карьеру, римские солдаты – простые ребята, привыкшие к дурацким шуткам и обыденной жестокости. Все просто.
Пятница заканчивается, а в субботу, по иудейским законам, делать ничего нельзя. Снять с креста и похоронить мертвого некому. У распятия остались только женщины: Мария, мать Иисуса, Мария Магдалина и Мария Клеопова. И тогда высокопоставленный и богатый человек Иосиф Аримафейский, который прежде приходил послушать Христа тайком и по ночам, решился рискнуть своей карьерой и жизнью. Казалось бы, мертвому все равно. Но Иосиф пошел к Пилату и попросил разрешения похоронить распятого в пещерной могиле, которую готовил для себя. Другой тайный ученик Никодим принес все необходимое для погребения. Тело оставили в пещере, завалив вход в нее тяжелым камнем.
Погребально звонят колокола, люди хоронят Бога. Это чин выноса плащаницы, особого полотна с изображением мертвого Христа. Совершается в Страстную пятницу во всех храмах как вынос гроба. До Воскресения остается один день. В Великую субботу устанавливается пасхальная икона – сошествие Христа в ад. И уже на литургии Великой субботы священники меняют облачение: вместо черных траурных – ослепительно белые. В этот день в церкви освещают куличи, крашеные яйца и творожные пасхи.
Особую праздничную еду готовят заранее, в Великий четверг. Для творожной пасхи берется нежирный творог, сахар, изюм, мелко помолотые орехи, цукаты и другие украшения. "Творожная пасха – это сладость вечности, путь в которую открыт Воскресением Христовым", - говорит богослов, профессор Московской духовной академии Алексей Светозарский. А традиция пасхальных яиц связана с преданием о Марии Магдалине. Вместе с апостолом Петром она отправилась в Рим и, по легенде, принесла благую весть самому императору Тиберию, подарив ему как символ воскресения обычное куриное яйцо. Тиберий посмеялся над ней, сказав: "Ты глупа, женщина. Мертвый не может воскреснуть, так же как это белое яйцо не может стать красным". И тут же скорлупа яйца стала красной.
В темно-красный цвет яйца окрашивает луковая шелуха. Но можно использовать и любые пищевые красители – медовую акварель, разноцветные лоскутки или нитки. Чтобы скорлупа блестела, ее натирают растительным маслом. А главным блюдом пасхального стола традиционно считается кулич. Существует огромное количество рецептов кулича, но основа – это дрожжевое тесто на опаре с большим количеством сахара и изюмом. "Кулич имеет отношение к артосу. Это хлебы, которые выпекаются специально ко дню Пасхи, - поясняет Алексей Светозарский. - Артос берет начало от хлеба, который апостолы ставили во время своих трапез. После Вознесения, после расставания с Учителем в знак того, что он всегда с ними, всегда был хлеб для Иисуса".
Вечером субботы в храмах служат Пасхальную полунощницу, начинается Крестный ход. Обойдя вокруг храма, все останавливаются. Двери закрыты, как когда-то был завален огромным камнем гроб Христа.
О том, что Христос воскрес, первыми узнали жены-мироносицы, которые пришли ко Гробу воскресшего Иисуса с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела. Церковь вспоминает жен-мироносиц на второе воскресенье после Пасхи. Обычно этот день выпадает примерно на середину весны, и по старой русской традиции именно он считается женским праздником. В советское время женским праздником объявили международный день 8 Марта. Но его политический подтекст так и не прижился. Зато осталась общая атмосфера, которая ведет свое происхождение от праздника жен-мироносиц.
Вся неделя, которая следует после Пасхи, Светлая седмица – это сплошной праздник. Каждый день совершается пасхальное богослужение с крестным ходом, со всеми возгласами. И всю неделю звонят колокола радостным пасхальным перезвоном. По старому русскому обычаю в эту неделю каждый человек может подняться на колокольню.
Ученики Христа Лука и Клеопа шли домой в Эммаус. Прочь, подальше от Иерусалима. Страшный город, немирный город. Вернуться к себе в деревню и забыть, все забыть. У дороги на обочине сидел одинокий человек. Узнав, что путники идут в Эммаус, он пошел с ними. По пути Лука и Клеопа рассказали страннику о распятии Христа. Попутчик слушал, сочувствовал. Вроде бы видели его где-то, а где – не вспомнить. Расположились ужинать. Снова стало больно: обычно хлеб делил Учитель, а теперь? Попутчик привычным жестом взял лепешку и разломил ее. И тогда Лука и Клеопа поняли, кто перед ними. "Я с вами во все дни до скончания века", - сказал Христос.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: "Что было бы, если бы евангельская история завершилась на Голгофе распятием? Как бы воспринималась история Спасителя? Ну вот такой чистый и светлый человек пришел, учил замечательным вещам людей, исцелял, помогал, передал людям такие спасительные идеи. Потом донесли на него, его арестовали, пытали жестоко и убили. И что? Трагедия еще одной светлой личности. То есть никакого послесловия не существовало. Воскресение Спасителя есть утверждение невероятно важной для каждого человека идеи: зло не может господствовать вечно, зло побеждается, побеждается силой Божией и в этом мире, и в жизни вечной. И воскресение Христово нам показывает эту всеобъемлющую победу Бога над дьяволом, а добра над злом".
В фильме приняли участие:
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. вмчц. Татианы.
Владимир Легойда, журналист, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата.
Сергей Худиев, публицист.
Елизавета Глинка, врач паллиативной медицины
Андрей Гнездилов, психиатр, основатель Санкт-Петербургского хосписа.
Эмир Кустурица, кинорежиссер (Сербия)
Люк Ферри, философ (Франция)
Илья Демичев, кинорежиссер.
Павел Санаев, писатель, кинорежиссер.
Николай Шабуров, историк.
Алексей Светозарский, богослов, профессор Московской Духовной Академии.
Иеромонах Димитрий (Першин), миссионер.
Автор сценария: Марина Бандиленко
Режиссеры-постановщики: Дмитрий Зинченков, Марина Дайновец, Максим Малинин
Продюсер: Саида Медведева
Продюсеры Первого канала: Светлана Колосова, Олег Вольнов
Оригинал материала на www.1tv.ru
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи