Мудрость по-житейски. Протоиерей Димитрий Черный
"Нет уж былого почета к старости". Сегодня в обществе понятие "старики" как-то поизносилось, все чаще слышны разговоры о необходимости современного подхода, о молодых кадрах. Да это и понятно, ведь в нашем мире все большую роль играют материально-технические ценности, а они, естественно, чем новее, тем совершеннее. В этой гонке вооружения, когда перенятие опыта сводится к изучению инструкции, нам некогда прибегать к советам мудрых. Мудрость у каждого своя.
В этой ситуации Церковь с ее ортодоксальностью - одна из немногих организаций, где старость авторитетна. Ведь в тонких душевных материях ничто не заменит человеческий опыт. Мы ищем духовного руководства у седых старцев в обителях, приводим своих детей на причастие, просим благословения, внимаем проповеди священника с испещренным морщинами лицом и добрыми лучистыми глазами. Старцы всегда пользовались особым авторитетом в Православии. К их мнению прислушивались, их совета спрашивали.
Я сейчас говорю не о старчестве как об особом призвании Божьем, а о тех священниках, за плечами которых долгий жизненный путь, полный испытаний и переживаний. Именно этот непростой путь священнического служения дал им ту жизненную мудрость, которую не даст ни одна инструкция.
Дивные современники
Мы живем в уникальное время, как любят говорить, "на рубеже веков". Мы успели увидеть жизнь прежнюю, и видим жизнь новую. Удивительное время возвращения Православия в сердца и души людей. А рядом с нами живут те, кто совсем недавно был мучеником за веру. Многие их современники уже сегодня причислены к лику святых. А в памяти здравствующих ныне удивительно переплелись истории о человеческом предательстве и человеческом благородстве, о любви и ненависти, ценой которых часто становилась ссылка, а то и жизнь.
Недавно отошел ко Господу один из старейших клириков Донецкой епархии протоиерей Димитрий Черный. 48 лет своей священнической службы батюшка отдал Донецкой епархии. Последние 23 года отец Димитрий был настоятелем Свято-Николаевского храма поселка Григорьевка города Макеевки. Здесь его любили за заботу, доброту и искренность.
"Священник должен бояться Господа Бога. Мы должны бояться быть наказанными за то, что стоим на амвоне, а не приносим людям ту пользу, которую они должны получить", - говорил батюшка. И это чувство ответственности за свою паству батюшка пронес через всю жизнь. С удивительной точностью он вспоминал имена и фамилии бабушек из храмов, в которых служил 20-30, а то и 40 лет назад. Возможно, забота о прихожанах, о храме передалась ему по наследству. Дед был псаломщиком в храме, отец старостой… Дмитрий Александрович Черный родился 13 октября 1927 года в селе Дворец Изяславского района Хмельницкой области. Ребенком пережил все ужасы голодомора и раскулачивания, когда их семью, как и многие другие, лишили всего и выслали за 100 км от родного села. С приходом немцев закрытый храм стали восстанавливать. Отец руководил строительством, а Митя ему помогал.
Корни православной веры оказались так глубоки, что даже советская пропаганда не смогла выкорчевать их из души молодого человека. В 1947 году Дмитрий женился. А когда ему было 23 года, решил стать священником. Сдал экзамен, и был зачислен сразу во второй класс Луцкой духовной семинарии.
"Нас иногда ректор называл, - вспоминал отец Дмитрий, - Вы, - говорит, - от сохи взятые. Ну и в самом деле мы же ничего не знали. В былые времена в школе преподавался закон Божий. Люди получали не только светское образование, а и духовное Мы же ничего не знали. Элементарных вещей".
В непростое время, когда за критику советской власти людей отчисляли даже из семинарии, отец Димитрий постигал Божий Промысл. Учился понимать и принимать знаки судьбы. Так, однажды в сновидении Господь показал, что Он избрал для себя верный путь:
"Господь мне показал, что каждого человека сопровождает ангел. Один из 70-ти апостолов пишет, что "каждого человека сопровождают два ангела: один добрый, другой злой. Один на добрые дела наставляет, а злой - на зло толкает". И мне снится. Выхожу я из двора, там, где родился. Не сам выхожу, а вдвоем. Я не знаю, кто этот человек, но знаю, что нужно идти за ним. Вышли за сад, поворот направо, потом поворот налево вдоль колхозного рва, плодовые деревья, огороды, идем вдоль рва. Перед нами лежит труба, извитая боярышником. Метра три в длину. Там в центре отверстие такое, что только мышь может пролезть, но я знаю, что нам нужно туда идти. И я удивляюсь, как такое возможно… Мой спутник пролез туда, я за ним.
Я позже как размыслил: там, где нам кажется невозможным пройти, нас ангел ведет. Поднялись мы на этот ров. И открывается нам картина. Между фруктовыми деревьями вспахивают участки для посадки овощей, а посередине не вспахано, там коровы пасутся. А мой спутник показывает мне на эту картину и говорит: "Паси коров". Затем он исчез, и я занимаюсь пастбищем".
В Свято-Николаевском храме поселка Григорьевка отец Димитрий прослужил 23 года. Но этим годам пастырского служения предшествовали десятилетия настоящих скитаний, переводов из храма в храм. Батюшка возводил храм, его переводили на новый приход. Он сплачивал общину, приезжали представители властей и на его глазах храм разбирали по частям.
"Я больше 50 лет священник, - рассказывал отец Димитрий. - В 51 году меня рукоположили в дьякона. Полтора года я проучился, затем на четвертом курсе семинарии рукоположили в священники, и уже мы учились целый год, принимая участие в богослужениях. На Рождество и на Пасху нас посылали в те приходы, где нет священников, и мы служили самостоятельно.
После рукоположения у меня были неприятности с моими духовными властями, и я был переведен из Донецка в Артемовск, а потом в Докучаевск.
Здесь церковь была приспособлена из саманного домка, который был укреплен диким камнем, а стены расперли, чтобы не упали. Затеяли мы снаружи его обкладывать силикатным кирпичом. А как начать такую затею? Чудом получили разрешение местных властей. Точнее, они только на словах разрешили, а бумаги нам в руки не дали. Получилось, что мы под предлогом укрепления вокруг старой лачуги новый храм построили, в 2 раза больше прежнего. Стены выгнали, а наш бухгалтер доложил в область.
Понаехали начальники из Донецка - запретили строить, стали требовать сломать храм, даже тракториста прислали. Но тот смышленым оказался - ничего не стал ломать, сказал, что его бабки камнями закидывали, и уехал.
Мы тогда в выходные заканчивали работу. Я служил, а мастера работали. Закончилось тем, что сносить не стали. Запретили только купол ставить. Мы тогда просто на возвышении крест поставили. Только все успокоилось, как меня переводят на другой приход".
Все эти мытарства открывали перед батюшкой истинные богатства православной веры, которыми он потом делился с паствою.
Отец Димитрий вспоминал: "Снится мне в другой раз, как я еду на своей машине, "Жигули" зеленого цвета. Еду по родному селу, а со мной снова человек сидит. Мы начинаем спускаться с горы, приехали на перекресток, а там стоит колодец. Мы его объехали и снова стали подниматься на гору. Поднялись, и мой спутник говорит, что здесь уже можно остановиться. Мы остановились, он открыл дверь и вышел.
Я долго думал, что же это такое: колодец. И вспомнил, как Иоанну Златоусту однажды после проповеди женщина сказала: "О, Иоанн, золотые у тебя уста", и его все начали называть Иоанн Златоуст. А в другой раз воскликнула: "Глубокий у тебя колодец знаний". Тогда я понял, что значит колодец. Ведь у меня никаких знаний не было. И мне Господь показал".
В благоустройство храма батюшка вкладывал душу. "Вот некоторые говорят, что старинный храм намоленный. Но стены сами по себе ничего не дают. Если не будет там духа, если не будет соответствующего человека, то благодати там не будет. Если же там все будет так, как угодно Богу, там будет благодать и сияние. Если будет страх Божий, то, конечно, будет польза".
А в 45 лет отец Димитрий решил научиться играть на скрипке. И научился. Так, что даже настроить инструмент мог, собирал ноты. Переживал, что некому передать коллекцию.
Неуемная кипучая энергия отличала его. Он не боялся браться за новое и незнакомое дело. Возможно, это умение находить нестандартные выходы из ситуации и помогло ему пережить многие годы гонений.
"Одна бабушка меня наставила. Она стала рассказывать, какой у них батюшка был хороший. Я спросил, в чем же это выражалось, почему он был такой хороший, научите, я же всегда рад учиться у людей.
А она говорит, вот всяко бывало, но на проповеди иногда скажет, какие вы хорошие люди, и нам так тепло на сердце становилось.
И я теперь священникам молодым говорю, вот даже если у вас слабенький приход, не обижайте людей, а делайте так, как тот батюшка. Скажет, какие вы хорошие люди и это положительно действовало на сердца прихожан. И недавно мне один священник приходит и говорит: "Вы знаете, вот немудрое дело, а хорошо действует. Так что нужно у людей учиться мудрости!"
Проект «Донбасс Православный», автор Дарья Иванникова