gototopgototop
Поиск
Авторизация
На сайте:
Нет
Заметки
logo_news.png
Соцсети

Главная Жизнь города С неохотой принял крылатых монстров не полевой аэродром в Макеевке

С неохотой принял крылатых монстров не полевой аэродром в Макеевке

"Я летел по навигационному счислению, пока не оказался над Сталино и не начал снижаться сквозь тонкий слой облаков. Передо мной лежал аэродром. Я приземлился и осторожно спросил у подбежавшего механика: «Это аэродром Сталино?». Но механик засмеялся и сообщил мне, что я приземлился приблизительно в 20 километрах от того места, которое искал. Я еще раз пропустил Сталино и сел в Макеевке, в 4-ех километрах от него", - цитата из книги немецкого летчика-истребителя Гельмута Липферта "Дневник гаупмана люфтваффе".

Макеевский аэродром. ЛетчикиО какой посадке в нашем городе вспоминает в своих мемуарах враг? Оказалось, как по крупицам удалось установить в результате упорных поисков, речь идет о настоящей взлетной полосе. Аэродром Макеевка, так его в войну называли и наши, и немцы, лежал слева от Донецкого шоссе между Чайкинском кольцом и Казачьим кладбищем.

Праздник "кукурузников"

Трудно представить, что на этой огромной площадке, где сейчас мирно гудят высоковольтные линии электроподстанции, в не таком уж дальнем довоенном прошлом радостно взмывали в небо легкие советские "кукурузники". А позже под занавесом оккупации здесь взлетали убийцы-"мессершмитты" отборной эскадрильи самой грозной 52-й эскадры Люфтваффе (ВВС вермахта). Аэродром Макеевки с точки зрения истории авиации Второй мировой войны уникален. Почему? Об этом - ниже.

По логике сопутствующих фактов, "взлетка" в районе Макеевки-Западной появилась в середине 30-х. Потому что ее строительство напрямую связано с именем директора металлургического завода Георгия Гвахария. А он прибыл из Москвы в Макеевку возглавить завод в 1934-м. Старожилы рассказывают, что в распоряжении Гвахарии было два самолета "У-2", именуемые в народе "кукурузниками". Когда срочно вызывали в столицу, директор летел на одном из них. Поднимался в небо и для удовольствия. Поэтому и была залита бетонная взлетная полоса. Нечто среднее между полевым и большим аэродромом. На полевом аэродроме самолеты стоят открыто - это просто выравненная земляная площадка. А большой аэродром оснащен множеством коммуникаций и сооружений. На взлетной же полосе Макеевки была пара простейших ангаров.

- в 1940-м, - вспоминает бывший инженер отдела научно-технической информации, руководитель народного музея ММЗ Вадим Малыгин, - меня отец водил на наш аэродром. Летали самолеты и прыгали парашютисты. Первый кружок парашютистов был открыт на ММЗ в 1926-м. А позже появился еще и городской аэроклуб. В парке Металлургов стояла парашютная вышка, но со временем она пришла в негодность, прыгать запретили, а в 70-х ее срезали.

Другой мой собеседник, председатель городского совета ветеранов Евгений Татаринов сохранил в памяти яркие картинки довоенного празднования Дня авиации:
- 18 августа каждый год, - говорит Евгений Николаевич, - нас, пацанов, сажали на директорский самолет. Мы летали над городом и сбрасывали, как тогда это было модно, агит-прокламации. Народу на праздник приходило много. Люди собирались с той стороны, где Чайкинское кольцо. А ангары стояли вглубь аэродрома, с боку Казачьего кладбища. Оно тогда уже было.

На пути эксперимента

На оккупированной территории Донбасса фашистская авиация облюбовала Донецкий Путиловский и Макеевский аэродромы как удобный плацдарм дислокации. Особенно активным стало движение вражеских боевых самолетов на нашей "взлетке" с приближением фронта. Еще не так давно здесь можно было различить остатки земляных валов, между которыми немцы укрывали самолёты. Старожилы помнят, как оккупанты сгоняли на аэродром макеевчан на расчистку снега. Советские самолеты часто налетали на Путиловский и Макеевский аэродромы, бомбя фашистов.

Однако то событие, из-за которого аэродром Макеевки стал уникальным звеном в истории авиации Второй мировой войны, случилось в январе 1943-го. Просвещенное в боевой технике мужское население знает, что такое He.111Z Zwilling (так называемые "Хейнкели-Цвиллинги", где "Хейнкель" означает тип боевого самолета-истребителя, а слово цвиллинг переводится как сдвоенный). Так вот, факт обещанной мной уникальности в том, что именно эти самые необычные экспериментальные самолеты Второй мировой базировались на "взлетке" Макеевки-Западной. Их еще называли летающими монстрами и "Сиамскими близнецами".

Знаменитые опытные He.111Z Zwilling состояли из огромного грузового планера (безмоторный самолет) и 2-х соединенных в спарке истребителей "Хейнкелей", которые буквально на тросах буксировали безмоторный грузовой планер. В январе 1943-го Германия решила впервые задействовать этого летающего монстра для снабжения окруженной в Сталинграде немецкой 6-й армии. Опытные сдвоенные "Хейнкели" должны были буксировать огромные планеры из Реймса (город на северо-востоке Франции, где находились в то время летные эскадрильи) до Сталинграда. А на пути была... Макеевка.

Дислокация монстров

Вот как об этом говорится в размещенной на одном из авиационных сайтов исторической статье "Авиация Второй мировой. Германия":
"Полет 11 спарок проходил в ужасных погодных условиях. Они летели через Житомир и Полтаву на аэродромы Сталино и Макеевка, но были вынуждены подолгу сидеть на обледенелых промежуточных аэродромах, на которых очень сложно маневрировать тяжелым планерам. Первые два Hе.111z прибыли в Макеевку только 28 января, когда что-либо предпринимать (имеется в виду в Сталинграде - ред.) было уже поздно".

Интересно, что эти самые удачливые две спарки экспериментальных монстров He.111Z Zwilling (впервые в истории авиации севшие на аэродром Макеевки и так и не долетевшие до Сталинграда), позже фашистами были направлены в Багерово в Крыму для организации "Кубанского моста". Здесь наконец-то состоялись их первые боевые вылеты. Они эвакуировали раненых немцев.

Но это не все исторически громкие факты из биографии нашего аэродрома. Передо мной - архивные документы Люфтваффе (ВВС) Германии, выложенные во всемирную "паутину". С дислокацией известной 52-й истребительной эскадры Люфтваффе , добившейся наибольших побед в небе Второй мировой, в основном, на Восточном фронте. Из документа следует, что лучшая из частей этой истребительной эскадры, где служили 3 самых результативных за всю историю авиации летчика-аса - Эрих Хартманн (352 победы), Герхард Баркхорн (301 победа) и Гюнтер Ралль (275 побед), с 24 августа по 1 сентября 1943-го дислоцировалась на аэродроме Макеевки.

Из Донбасса - партизанам

Кстати, эти профи по убийствам в небе, летающие исключительно на "мессершмиттах", благополучно дожили до глубокой старости. Последним из знаменитой троицы умер в октябре 2010-го на 91-м году Гюнтер Ралль, «мессершмитт» которого имел личный номер «Чёртова дюжина». В Германии изданы воспоминания Ралля "Моя лётная книжка", где есть описание боев во время расположения его части на аэродроме Макеевка. Книга не переведена на русский.

Когда Макеевку освободили, есть свидетельства, что с нашего аэродрома советские самолеты совершали вылеты к партизанам в леса Белоруссии, доставляя различные грузы.

- После войны, - вспомнил бывший водитель "Вечерней Макеевки" Георгий Деревянский, - мы в полях возле аэродрома по команде свыше "травили" сусликов, заливая норы водой. На взлетной площадке еще валялись брошенные ящики из-под снарядов и стоял хвостом кверху сбитый немецкий самолет.

... Сбитый самолет врага - хорошее завершение истории. Но потом здесь вырос источник мирной электроэнергии. И оба эти последних факта - символичны и поучительны.

 

газета "Вечерняя Макеевка", Валентина ЛЕВЫКИНА

 

 

Комментарии  

 
+2 #2 RE: С неохотой принял крылатых монстров не полевой аэродром в Макеевкегость 12.12.2011 21:38
учитывая, что автор стать женщина - такую ошибку можно простить :sigh:
 
 
+1 #1 Хенкель 111Евгений 11.12.2011 21:23
Автор ошибся. Не 111 это двухмоторний бомбандировщик. В случае со спаркой получился 3-х моторный.
 
Календарь

Погода
Cчетчик

Яндекс.Метрика