27. храм святого пророка Ильи (пос. Путь Ильича)
Избранный Богом на обращение Израиля от прелести Бааловы, грозный обличителю царей законопреступных, просиявый пламенною ревностию по Бозе Вседержители, святостию жизни и чудесы, восхищенный плотию твоею на Небеса: и предъити имеяй Второму пришествию Христову, похвальная восписуем ти, пророче Божий Илие; ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас зол и обстояний молитвами твоими свобождай, благочестно тебе вопиющих: Радуйся, Илие, великий пророче, Втораго пришествия Христова славный предтече.
Откуда бури и непогода, отчего бездождье и засуха, почему в одном месте земля сохнет и трескается от несносной жары, от недостатка воды, а в другом всё на ней гибнет и гниёт от зловредных туманов и холода? Отчего все эти беспорядки природы, все эти беды и напасти на живущих на земле? Пусть мудрецы земные ищут ответы на эти вопросы на земле, в земных законах и явлениях природы. Мы ведь знаем, что все эти законы, как и всё живущее на ней, - дело рук Божьих.
Знаем, что никакие законы не имеют силы без воли своего Законодателя; знаем, что если в природе нарушаем порядок, если знойное солнце палит Землю немилосердно, вместо того, чтобы согревать её плодотворие, если отверз хляби небесные и льётся дождь неблаговременный и тлетворный, вместо дождя благовременного и плодоносного, то всё это бывает не без воли Того, Кто солнце своё сияет на злые и благие и на дожди праведные и неправедные. Вот высший закон для самих законов природы, закон вечный, неизменный, закон правды Всеправедного Творца и законодателя всего сущего.
Никакие законы природы не обойдут этого вечного своего закона, они научены этому раз и навсегда, этому великому закону природы с его законностью.
Природа должна служить на пользу человека, когда сам человек слушается и повинуется самому Господу Богу. Но она же, природа, по воле Творца своего и наказывает человека, когда он выходит из послушания Богу.
Если бы не щадило грешников бесконечное милосердие Божие, то оно давно истребило бы его с лица земли, как это было во времена всемирного потопа. Выразительны примеры наказания человека бездождием, засухой, голодом, потопом за нечестие людское, - читаем мы в третьей книге Царств, из историй пророка Божия Ильи. Вспоминая это Ветхозаветное чудо, Иаков, брат Божий, пишет: «Много может усиленная молитва праведника. Илья был человеком, подобным нам и молитвой помолился, чтобы не было дождя на земле. И дождя не было три года и шесть месяцев. И опять помолился, и небо дало дождь, и земля прорастила свой плод».
Но не будем вдаваться в рассуждения, отчего и почему это случилось. Лучше поскорее прибегнем к Богу в смиренном покаянии, будем просить молитвенной помощи у пророка Божия Ильи и его святая молитва,... нашим покаянием, воплями сердечными снизойдет и ныне благодатный дождь прощения на наши поля иссохшие. И на них зашумит дождь, как Божье благословение и милость кающимся грешникам».
В смиренном покаянии просили молитвенной помощи у пророка Ильи православные, пришедшие и приехавшие не только из Макеевки, но и Донецка, Мариуполя, Горловки, Марьинки, Ясиноватой, Харцызска и других мест в Свято-Ильинский храм, что в посёлке Путь Ильича. Храм не вместил всех желающих приложиться к иконе пророка Ильи, многие стояли и молились во дворе, терпеливо ожидая окончания богослужения. Радостно забилось сердце и всё внутри возликовало: милость Божия и благодать сошли на это место! Сам Бог как бы рукой прикоснулся к каждому из этих людей, и поспешили они в этот храм Божий, чтобы с его прихожанами разделить радость молитвы пророку Божию Илье, а вместе с ней и радость престольного праздника.
Праздничное Богослужение ведёт настоятель храма иерей Василий Сирман. Ему сослужат иерей Ярослав Теряев (Богоявленский храм посёлка Марьевка), протоиерей Сергей Шубенко (Свято-Владимирский храм, Новокаховское благочиние), отец Вячеслав Диордица, наставник молодых священников, внештатный клирик Донецкой епархии. Помощник в Богослужениях (он служит в дни, когда может), кладезь народной мудрости и изречений, источник неиссякаемой любви к людям, он вот уже полвека несёт Божие послушание и вне Церкви не мыслит своей жизни, повторяя слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Спасение человека совершалось и совершается, и будет совершаться во все времена только верой и только в Церкви. Во все времена проказа греха, семя смерти, поразившее весь род человеческий, врачуется и исцеляется только там и только спасителем Богом».
Впервые в этот храм мы приехали в 2001 году. Его первый настоятель Николай Топчий с радостью показывал и рассказывал нам, что удалось сделать в выделенном под храм здании бывшего детского сада шахты «Кировская-Западная», и что ещё нужно сделать, чтобы о храме заговорили, потянулись сюда люди. Затем здесь служил отец Сергий Дорохин, и вот уже 3 года его настоятелем является иерей Василий Сирман. Установили колокола, благодетели возвели арку над входом.
По благословению Митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона перенесли прежнее надгробие с могилки схимонаха Илии, Афонского старца, подвизавшегося в нашем городе в трудные годы богоборчества.
О нём написана книга Галины Колябиной «Немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая», презентация которой состоялась весной 2007 года и проходила в воскресной школе при Свято-Георгиевском соборе.
Владыка Варнава, епископ Макеевский, викарий Донецкой Епархии благословил день — 30 марта. И не случайно. Это день Алексия, человека Божьего, а через день - вербное воскресенье. Ещё одна седмица - и мы встретим Светлое Христово воскресенье, когда обновляется природа, вся Вселенная и каждый из нас. И вспоминается все самое лучшее, пережитое в году.
2006 год, как никакой другой, был богат в духовной жизни святой Православной Церкви и нашей с вами жизни. Исполнилось 15 лет со дня образования Донецкой Епархии как самостоятельной административно-территориальной единицы в составе УПЦ, 15 лет со дня архиерейской хиротонии Митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона и 10 лет со дня пребывания его на Донецкой кафедре.
В связи с этим состоялась первая Божественная литургия в Спасо-Преображенском кафедральном Соборе г. Донецка, которую возглавил Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, и на которой присутствовало 10 архиереев со всей Украины. И вот ещё одно значимое событие — вышла в свет книга об афонском старце, схимонахе Илье, божьем светильнике, последние 15 лет жизни прожившем в нашем городе. В 2006 году исполнилось 60 лет со дня его кончины.
Что предшествовало написанию книги?
Однажды схиархимандрит Зосима (ныне покойный наместник монастырей Свято-Успенской обители) при встрече с тогда ещё архимандритом Варнавой (ныне епископом Макеевским) посоветовал собрать рассказы очевидцев о схимонахе Илье, афонском старце, жившем в основном в поселке Путь Ильича.
Архимандрит Варнава, настоятель Свято-Георгиевского собора благословил на этот духовный подвиг преподавателя воскресной школы Галину Калябину. Галина Сергеевна в ту пору вела в православной программе «Благовест» рубрику «Закон Божий».
Вот тогда мы и решили найти очевидцев, людей, встречавшихся со схимонахом Ильей, и сделать фильм. Он прошел в нашей программе. Это был 2004 год.
А Галина Калябина продолжила поиски людей, знавших, видевших, слышавших что-либо о старце. Многие из них и стали составителями этой книги.
Присутствующий на презентации книги настоятель Свято-Серафимовского храма протоиерей Николай Катальников, рецензент книги, подчеркнул, что презентация проходит в знаменательные дни, когда состоялась хиротония возведения в сан Епископа Макеевского настоятеля Свято-Георгиевского собора архимандрита Варнавы. Это благословение старца Ильи, предсказавшего, что Макеевка будет вторым Иерусалимом.
Авторы книги выразили слова благодарности в адрес архимандрита Панкратия (Нелюбова), благочинного Макеевского округа, настоятеля Свято-Казанского храма. Первоначально считалось, что схимонах Илья жил в нашем городе последние 9 лет жизни, т.е. с 1937 по 1946 год.
По совету батюшки они встретились с жителями поселка Калиново, которые рассказали, что афонский старец бывал у них уже в 1927-1928 годах. Следовательно, жил старец в Макеевке более 15 лет. Если проследить за историческими фактами, то так оно, наверное, и есть.
В 2000 году Владыка Иларион, Митрополит Донецкий и Мариупольский, посещает Афон. Здесь он встречается с представителем подворья Русского Пантелеймоновского монастыря - иеромонахом Кирианом, который, имея доступ к архивам, подтвердил, что макеевский старец, схимонах Илья — афонский подвижник. До революции афонские старцы, живя вдалеке от России, не бедствовали, так как имели постоянного попечителя - Государя.
В 20-е годы положение русских монахов ухудшилось: не стало средств на их содержание, и они вынуждены были покинуть Афон. Многие из них обрели приют в Киево-Печерской Лавре. Но и для Лавры наступают «черные дни». Ее закрывают в 1926 году. В 1929-м — открывают музей. Часть монахов вывозят в лес и расстреливают, часть, уже преследуемая, скрывается. Возможно, это и явилось причиной появления в наших местах афонского старца, схимонаха Ильи.
Когда же, в какое время, где и зачем появляются такие Светильники Божии, как схимонах Илья, среди нас, людей? Каково их предназначение? Святой Силуан Афонский напоминает всему миру: «Бог никогда не забывает нас, и когда люди перестают верить в Бога, теряют с Ним связь, Он посылает к ним Божьих подвижников», одним из которых и был схимонах Илья. В страшные годы тьмы и безверия он своей жизнью, своей любовью к Богу укреплял в людях веру в Него. И люди начинали верить, что молитвой можно исцелиться, дождаться близкого человека с фронта, не умереть с голоду, остаться живыми под бомбежками, уйти от преследования полицаев и многое другое.
А о том, что его пророчества сбываются, мы сами стали свидетелями. «Придет время — и в нашем городе будут служить Господу многие храмы». Сегодня их в городе более 30. «Макеевку не покидайте: она прославится, как Иерусалим. Господь Макеевку благословит, и в ней не будет бедствий: ни ураганов, ни землетрясений, ни пожаров, ни наводнений. Да и голода в ней не будет. Господь будет хранить Макеевку до скончания века! Засияет она многими храмами! В самом главном — большом, златоглавом, - восстанет Троицкий храм — ходите в него: его Господь благословит, в нем будет благодать Божия!»
Троицкий храм действительно восстал в главном, большом, златоглавом: он стал нижним храмом в СвятоГеоргиевском соборе.
Воспоминаниями, полными тепла, любви, со слезами на глазах делились составители книги о схимонахе Илье, любившем людей, посланном Богом, чтобы облегчить их участь в страшные годы тьмы и безверия.
На Страстной седмице, в среду, в 1946 году схимонах Илья отошел ко Господу. Перед кончиной он сказал близким людям, что на Пасху его уже с ними не будет.
Он просил молиться о нем: «Кто на земле будет обо мне молиться, будет со мной!».
Самым последним пророчеством схимонаха Ильи, очевидцами которого, возможно, мы будем, были слова: «Придет время, старичка откопают. Старые отпадут, а новые..., много новых припадут ко мне».
Тропинка к могиле схимонаха Ильи никогда, ни в какое время года, все эти 60 с лишним лет не зарастает.
Люди идут к нему с благодарностью, что сбылись его слова, со слезами, что не послушались в свое время, да и просто помолиться, попросить о чем-то... И он помогает. Убедитесь в этом сами. Его могила находится на кладбище поселка Путь Ильича, там же неподалеку находится и храм Свято-Ильинский, куда перенесено прежнее надгробие с могилки схимонаха. В 2006 году на могилке установлено новое надгробие. На аллее, ведущей к храму, ко Дню Победы по благословению Владыки Илариона благодетели возвели стелу: «На вечную память героическим дедам от благодарных внуков».
Работы в храме еще непочатый край. И просят прихожане ваших молитв и добрых дел для обустройства храма. И вот уже начинается таинство исповеди. Исповедующиеся в своих грехах получают прощение от самого Господа, хотя видимым образом отпущение грехов во время исповеди дает священник. Исповедуют все присутствующие на Богослужении священники, но людской поток не уменьшается. В храм продолжают прибывать прихожане из других приходов, где уже окончились праздничные службы: храма Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Свято-Успенского, Святых апостолов Петра и Павла, и др., чтобы затем всем вместе принять участие в крестном ходе к могиле схимонаха Ильи. Растянувшись на десятки метров, с хоругвями и иконами, которые несут прихожане СвятоИльинского храма и казаки Кубанского казачьего полка имени Ханжонкова, крестный ход направляется к могиле схимонаха Ильи.
И звучит на могиле схимонаха Ильи заупокойная лития, и каждый шепчет с батюшкой слова молитвы: «И еще молимся об упокоении души усопшего раба твоего, приснопоминаемого схимонаха Илии и о еже простися ему всякие прегрешения вольные и невольные».
Заканчивая наш рассказ о Свято-Ильинском храме, мы вместе с прихожанами и настоятелем храма призываем вас посетить это место. В храме вы поставите свечи, подадите записки о здравии и об упокоении, приложитесь к старинной иконе св. пророка Илии, а на могиле схимонаха Ильи, в окружении этой вечности, вы получите душевное успокоение и надежду, что все у вас будет хорошо.
Доехать к храму вы сможете микроавтобусом 8 маршрута. А дорогу к могилке вам покажут прихожане, местные жители.
2 августа