12. храм Святителя Николая Чудотворца (пос. Буроз)
Силою, данною ти свыше, слезу всяку отъял еси от лица люте страждущих, богоносе отче Николае: алчущим бо явился еси кормитель, в пучине морстей сущим изрядный правитель, недугующим исцеление, и всем всяк помощник показался еси, вопиющим Богу: Аллилуиа.
Микроавтобус 20-го маршрута везет нас в Ханженково. Пересаживаемся на 18-й маршрут и едем до остановки ПВП. Здесь нас встречает председатель КСОНа Петренко Валентина Павловна. Мы рассказали ей о цели нашего визита.
Согласно ведомости о церкви 1911 года, здесь, в поселке Буроз в 1902 году на средства Горнопромышленного общества был открыт Молитвенный дом в честь чудотворца Николая угодника. Осталось ли что-нибудь от этого здания?
Где оно находится, и есть ли в поселке старожилы, кто бы мог что-либо рассказать о нем?
- Со старожилов мы и начнем. Здесь неподалеку, на улице Мичурина, живет Любовь Кузьминична Кисенкова, идемте. Мы переходим дорогу. Валентина Петровна рассказывает и показывает, что сделано КСОНом. Школьники заложили фруктовый сад, организовали вывоз мусора, следят за чистотой улиц... А нас поразила звенящая тишина, безмолвие. И невольно вспомнился рассказ об этом поселке краеведа Дмитрия Бусыгина.
Менее 100 лет назад здесь кипела жизнь. Екатериновское Горнопромышленное общество, одно из крупнейших в Донбассе, учрежденное в 1896 году на выкупленной у землевладельца Шмидта и арендованной у крестьян сел Марьевка и Зеленое Поле земле, построило 6 шахт, самыми мощными из которых были «Капитальная» и «Шмидта-3». Работало 240 коксовых печей, промывательная и брикетная фабрики, центральная электрическая станция, механические мастерские, химическая лаборатория с системой для очищения воды, горноспасательная станция, паровозное депо.
Мы пришли на улицу Мичурина. Под развесистым орехом садимся на лавочку и Любовь Кузьминична, несмотря на свои 84 года, вспоминает:
- Девчонками приходили к храму. Станем на пороге и смотрим. Горят свечи, множество икон. Иконы большие, красивые.А когда закрыли, в 30-е годы это было, иконы люди разобрали по домам. В наш дом попала икона Николая Угодника. Однажды случился пожар. Сгорело все. Сижу во дворе, плачу. А сын мой, Сергей, Царство ему Небесное, кричит: «Мам, смотри, икона Николая Угодника целая!»
Господи, чудо-то какое. Оклад только немножко обожгло. Так она до сих пор со мной.
Любовь Кузьминична согласилась проводить нас к тому месту, где был молитвенный дом. Потихоньку, шаг за шагом мы пришли и, конечно, кроме отдельных разбросанных камней, ничего не увидели.
Любовь Кузьминична дополняет свой рассказ:
- Большинство икон попали в дом к Тимофею Толченкову, диакону Свято-Николаевской церкви. Люди еще долго ходили к нему домой, как в церковь. Да вы к Михаилу Федяеву зайдите. Он, наверное, помнит.
- А как же, помню. Мальчишкой был. В церковь ходил каждый день — там школу открыли. А в выходные и на праздники мать водила к Тимофею Толченкову, диакону.
Много людей у него собиралось. Читали Евангелие, пели молитвы. Многие плакали.
По совету Михаила Егоровича мы идем к внучке диакона Тимофея, Евгении Кобяковой. Проходим дом Тимофея Толченкова, вот и домик Евгении с заколоченными окнами. Вдруг ее нет? Валентина Петровна стучит в калитку.
Евгения Кобякова подтвердила рассказ Михаила Егоровича:
- У деда всегда было много людей. Приходили даже из монастыря Святогорского. Жили по нескольку дней. Когда церковь закрыли, родители принесли в дом икону Сергия Радонежского. Всю мою жизнь она была рядом со мной.
Недавно в дом залезли воры. Вернулась домой, увидела разбросанные вещи. Икона?! А она стоит среди всего этого, вроде ее и не увидели. Вот я ее и увезла к дочери, в Ленинград.
Художник Николай Аносов, глубоко интересующийся историей поселка, передал нам фотографию служащих Екатериновского Горнопромышленного общества. Среди них — священники Андрей Шевкаленко и Николай Хилькевич. Священник Андрей Шевкаленко упоминается в ведомости о церкви: «С 1907 года при Молитвенном доме существует двухклассная церковно-приходская школа, открыта поручителем директора Августа Францевича Буроза. Закон Божий преподает священник Андрей Шевкаленко. В 1911 году в этой школе находилось 412 детей, в том числе мальчиков 250 и девочек 162».
Прошло немногим более года, и 27 октября, в день праздника Воздвижения Креста Господня Валентина Петровна пригласила нас приехать в поселок. На благоустроенной территории, в цветах стоял Крест Господень в память о молитвенном доме, разрушенном в страшные годы богоборчества от православных христиан поселка, освящение которого совершил архимандрит Панкратий (Нелюбов).
Этому дню предшествовала большая работа как комитета самоорганизации населения во главе с Валентиной Павленко, так и райадминист рации Советского района во главе с председателем Владимиром Гизоевым, депутатом горсовета Тарасом Сизоненко, жителями поселка, учащимися общеобразовательной школы №19, которые приняли участие в субботнике по благоустройству территории.
И, конечно, особая благодарность руководителям Государственного предприятия «Укршахтогидрозащига», водоотливного комплекса шахты Советская, которые отказались дать интервью, скромно заметив, что они это сделали для жителей поселка, для нашего общего духовного возрождения.
История о молитвенном доме не окончена. В этом году, на водосвятном молебне в честь праздника Рождества Богородицы, который теперь проводит ежегодно на поселке Буроз у воздвигнутого Креста настоятель Свято-Казанского храма благочинный Макеевского округа архимандрит Панкратий (Нелюбов), Валентина Петровна поделилась сокровенной мечтой: пусть не храм, небольшую часовенку воздвигнуть на этом месте просит она Бога.
Мы верим, что мечта эта осуществится, потому что мы живем в удивительное время. Люди повернулись лицом к вере. Это как бы о нем, о нашем времени писал свт. Дмитрий Ростовский: «Вся церковь сегодня воздвигает Крест Христов, чтобы и ты под сим знамением побеждал врагов своих. Воздвигается и возносится Крест Христов, дабы мы поклонялись ему и знали, через что мы получили спасение».
Пройдет какое-то время. И, возможно, мы пригласим вас на освящение храма в честь Николая Угодника, и вы приедете на поселок... не знаю, как назвать его. Он был Екатериновкой, в честь Екатеринского общества, в наше время это Кировск, но все почему-то знают его как Буроз и называют так до сих пор.