9. храм Святителя Николая Чудотворца (пос. Ясиновка)
Видяще твоих мир излияние, Богомудре, просвещаемся душами и телесы, дивнаго тя мироточца живоносна, Николае, разумеюще: чудесы бо яко водами, благодатию Божиею изливающимися, напаяеши верно вопиющих к Богу: Аллилуиа.
Храмы нашего города. Такие разные по величине, своему архитектурному замыслу. Большие и маленькие, величественные и скромно затерявшиеся на окраине города. Плавно плывущий, как корабль, Свято-Троицкий в поселке Калиново, летящий, как голубь, СвятоВарваринский, сверкающий, как жемчуг в митре священника, Свято-Воскресенский, как воин, стоящий на страже города — Свято-Георгиевский и многие другие, о которых можно писать и писать.
Но есть храм, о котором Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион на встрече с Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским, сказал: «Ваше Блаженство! Мы находимся с вами в старинном, намоленном казацком храме. Впервые за 200 лет он встречает в своих стенах такого высокого гостя, преобразившись яко «орля», потому что все здесь восстановлено заново и красуется он в поселке Ясиновка, как маяк духовности, который ведет к спасению».
Эти слова о Свято-Николаевском храме в поселке Ясиновка, который, действительно, по своей архитектуре напоминает маяк, всматривающийся в необъятные степные просторы, простирающиеся до самого горизонта своими окнами-бойницами.
Вот что говорят об этом храме историки.
- В 1997 году церковь была обследована Центром историко-архитектурных исследований Донбасской национальной академии строительства и архитектуры под руководством заведующего кафедрой архитектурного проектирования, кандидата архитектуры, доцента A. Вергелиса. Так вот, обследование показало, - говорит Татьяна Шарафан, научный сотрудник краеведческого музея, - что в образе Свято-Никольского храма сохранены черты оборонных храмов Малороссии 14-16 веков.
Эта территория в это время была ареной бесконечных военных столкновений. Нашествия крымских татар, войны Литвы и Польши с Русью, феодальные междоусобицы оказали воздействие на характер зодчества этой эпохи.
Как пишет автор книги «Малая история искусств» B. Тяжелов: «Крепостной характер отличал в эту эпоху и культовые постройки Окраины. Примером может служить Покровская церковь в селе Сутковцы (1476 год), апсиды которой напоминают мощные крепостные башни, а маленькие окна в толстых стенах-бойницы».
А мы подумали: возможно, это переселенцы из Полесья, скучая о своих родных краях, вложили при постройке Свято-Николаевского храма образ своего, Свято-Покровского храма-крепости, построенного в селе Сутковцы?
Все здесь необычно, как и название самого поселка — Ясиновка. Как утверждают представители топонимики (науки о географических именах), это наименование тождественно слову «Ясеневая», то есть местность, где возник этот населенный пункт, была густо покрыта ясеневым лесом.
Почему же, описывая историю этого поселка, Феодосий Макарьевский, епископ Екатеринославский, называет этот населенный пункт «Ясиноватой»? И вновь на помощь приходит научный сотрудник музея Татьяна Шарафан.
Как пишет Епископ Феодосии Макарьевский, «в 1791 году жители государственной казенной слободы Ясиноватой по настоянию и под руководством старшины Алексея Еремко и слободского писаря Ивана Березовского, согласно желанию всего общества и приговору сельской Соборной Избы, решились устроить в слободе Ясиноватой свою церковь и образовать у себя свой собственный самостоятельный приход.
Преосвященный Амвросий Екатеринославский, резолюцией от 20 мая 1792 дозволил и благословил в казенной слободе Ясиноватой устроить церковь во имя Святителя Христова Николая Чудотворца. И уже 12 сентября того же года Бахмутский протоиерей Петр Расевский в слободе Ясиноватой освятил место под церковь и положил закладку на сооружение оной.
6 декабря 1793 года Бахмутовский протоиерей Петр Расевский соборно, по надлежащему церковному чинопоследованию в слободе Ясиновке освятил новопостроенную Николаевскую церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие».
Более 140 лет, как говорят, верой и правдой служила людям Ясиновская церковь. Здесь крестили младенцев, венчали, отпевали, совершали Богослужения. А в 1811 году вместо деревянного был воздвигнут каменный храм.
И вот наступил 1936 год. В самый разгар лета, на Троицу, в течение одного дня было разрушено то, что стояло веками. Сбросили купол, упали на церковный двор колокола. Верхняя часть церкви тогда была деревянной. С одной стороны ее подрубили топорами, набросили веревки. 18-тиметровая надстройка наклонилась и рухнула. Уцелело только каменное строение.
Как пишет краевед Н. Колодяжный, люди, пришедшие на праздничное богослужение, стояли и плакали, увидев разрушенный храм.
Они стонали, падали, звенели,
Казалось бы, в последний раз.
Но люди на руках их поднимали снова
И возрождался Бога Глас.
Он возрождался в колокольном звоне,
В молитве, скорби и в сиянии креста,
И в людях, что стояли в храме,
И «Верую...» неслось под купола.
Прошли годы. В 1943 г. храм открывается для совершения богослужений и постепенно возрождается.
15 апреля 2004 года после праздника Святой Пасхи началась реконструкция. Спустя полвека, благодаря благотворителям - группе предприятий концерна «Энерго», церковь засияла на всю округу золотыми куполами, призывающими на 15 верст вокруг сильнее биться человеческие сердца и спешить в храм, намоленный столетиями, благословленный Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским, Митрополитом Донецким и Мариупольским Иларионом.
Начало нового, третьего века в жизни храма стало знаменательным. Здесь 18 декабря 2008 года, в престольный храмовый праздник, был свершен чин освящения престола и росписи храма. Его возглавил Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион в сослужении Епископа Макеевского Варнавы, викария Донецкой епархии, настоятеля храма протоиерея Михаила Чайкина, благочинного Макеевского округа архимандрита Панкратия (Нелюбова), благочинного Ясиноватского округа протоиерея Виталия Бакуиа, благочинного Донецкого округа Петра Устименко и другого священства епархии.
Роспись храма началась весной 2007 года. Тогда в беседе с настоятелем храма мы спросили, когда будет закончена роспись храма? Батюшка, улыбнувшись, ответил, что не любит загадывать, как Бог усмотрит. И Бог помог. Роспись храма завершилась в декабре 2008 года.
Знаменитый австрийский художник Отто Демус писал: «В случае с храмовым убранством - той областью, в которой византийское искусство достигло, быть может, своих наибольших высот, - каждый отдельный элемент есть часть органичного, неделимого целого...».
Действительно... композиции, которые вы здесь увидите, не воспринимаются как отдельные, независимые произведения. Они связаны друг с другом, с архитектурным обрамлением и с нами, пришедшими в храм.
Роспись храма представляет собой цельный иерархический образ Церкви, к участию в котором призываемся и мы.
Мы становимся с вами участниками изображенных событий, потому что здесь утрачивается грань между реальным пространством и образом, являющим духовную реальность. Изображения святых и событий Евангельской истории являются для нас реальным присутствием этих лиц и мест, где бывал Господь Иисус Христос. Мы можем как бы напрямую общаться со святыми и присутствовать при Рождении Христа, Его Крещении, Преображении, Распятии и Воскресении, потому что роспись храма - это, как сказал нам художник Павел, расписывающий храм, «литургия в красках». Сверкающее золото подчеркивает светозарную природу Христа, перемещает его в особый мир, в котором и мы начинаем ощущать себя перенесенными в священное неземное пространство. Мы не найдем с вами игры света и тени, потому что Бог есть свет и в нем нет никакой тьмы.
Храм ждет вас во все дни. Сделайте первый шаг, ступите на паперть - первую ступень духовного пути человека к Богу, начало вашей духовной жизни, самый вход в нее. Зайдите в притвор - место, где совершается вечный подвиг борьбы с грехом за спасение души в Боге, который длится всю жизнь.
И вот сама Церковь, жизнь вечная в Царствии Небесном, в постоянном Богослужении. Станьте его участником.
19 декабря