6. храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (пос. Восточный)
К тебе, Пречистая, подъемлю руки
С надеждою и трепетной мольбой.
К твоим стопам несу я сердца муки,
Весь истомлён житейскою борьбой.
Ты мрак души моей, о Матерь Света,
Твоим святым сияньем озари.
Плащом грехов она всегда одета,
Грехи мои увидеть умудри.
С тобой любовь сошла с небес на землю.
Пусть на меня сойдут её лучи.
Пусть благость их мой дух больной объемлет,
И недуг мой греховный, облегчи.
Блаженнейший Владимир,
Митрополит Киевский и Всея Украины.
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, Священное сокровище славы Божия днесь вводится в Дом Господень, благодать совводящих, иже Дусе Божественном Юже воспевают Ангелы Божии: Сия есть Селение Небесное.
Декабрь. Первый месяц зимы. Месяц необычный. Он начинается одним из двунадесятых праздников — Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Недолго средь родных она
была в семействе украшеньем.
Особым Неба устроеньем
Она в храм Божий введена.
Дорог этот праздник нам, православным христианам тем, что в означение сближения событий праздников Введения и Рождества Христова Церковь с Введения начинает петь рождественский канон «Христос рождается, славите!», показывая нам, что нынешний праздник служит как бы предпразднством Рождества Христова.
С этими словами что-то изменяется в нашей жизни, в самом воздухе, которым мы дышим, во всём строе церковной жизни. Мы как будто чувствуем где-то вдали первый свет самой великой радости из всех возможных — пришествие Бога в Свой мир! Церковь таким образом возвещает приход Христа, воплощение Бога, его вхождение в Мир для спасения Мира.
И укрепляются наши сердца и дух наш для продолжения Рождественского поста.
Вот почему так радостно звонят 4 декабря во всех храмах колокола, призывая всех на праздничные Богослужения в честь одного из двунадесятых праздников. А для прихожан Свято-Введенского храма, что в посёлке Восточный, праздник вдвойне - это их престольный праздник.
Сегодня эта радость ещё и оттого, что этот, восьмой по счёту престольный праздник, они встречают в здании церкви, открытой по благословению Митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона и благоустроенной их руками вместе с настоятелем иереем Игорем Гаврилюком.
А начиналось всё в конце 90-х.
В 1997 году отец Михаил Чайкин, ныне настоятель Свято-Николаевского храма в посёлке Ясиновка, зарегистрировал православную общину посёлка Восточный.
В 1998 году крестным ходом пришли на площадку среди девятиэтажек микрорайона Восточный и заложили камень под строительство храма. Но в этот период наступили трудные времена для предприятий, и стройка на какое-то время была отложена.
В Свято-Николаевском храме посёлка «Шахтостроитель» служил в это время иерей Игорь Гаврилюк.
Вспоминает бывший староста Свято-Введенского храма Павел Ефремов.
- Шли пасхальные дни. На Радоницу благословил нас настоятель храма поехать отслужить панихиды в Восточном микрорайоне - на кладбище Лесном и Восточном.
Проезжаем этот посёлок, отец Игорь и говорит: «Чтото не видно, чтобы здесь храм был. Такой микрорайон, а здесь, как в лесу. Некуда человеку пойти, душу свою насытить светом Евангельским и найти утешение».
Отслужили панихиды, возвращаемся домой, он опять за своё. Я думал, что поговорили - и всё. А он, оказывается, нет, не забыл и воплотил всё же свои мысли в жизнь.
А случилось так.
В 1997 году переводят батюшку Игоря по Архиерейскому Указу в Свято-Казанский храм. Здесь он и делится с настоятелем храма Архимандритом Панкратием (Нелюбовым), благочинным Макеевского округа, своими мыслями: есть, мол, уже православная община, можно обустроить церковь. В лице благочинного находит поддержку и по его же ходатайству перед Митрополитом Донецким и Мариупольским получает благословение с назначением на посёлок Восточный настоятелем СвятоВведенского храма.
20 октября вышел Указ, а 26 октября в присмотренном домике служится первый молебен.
Вплоть до 2009 года идёт реконструкция, строительство, благоустройство территории. Обустроили крестильную, трапезную, просфорную, хозпостройки. А службы идут своим чередом, совершаются требы, соборуют на поселке больных, крестят и отпевают. Успокоились и те, кто открыто угрожал, что храму не бывать на поселке, что мешает звон колокола, крестные ходы, церковное пение. Иногда даже сердце батюшки, прошедшего ад Афганистана, вздрагивало от этих угроз.
Но как говорил святитель Филарет, митрополит Московский: «Мудрость христианская мирна, и подвизающийся для неё должен быть мирен... Мирным нужно быть любителю мудрости и в отношении к другим, не вступать в словопрения, как учит апостол, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих (2 Тим 2,14). И если нужно стать за истину против нападающих на нее, нужно делать сие со спокойной твердостью, без раздражения, так, чтобы можно потом было сказать себе в совести: С ненавидящими мир я был в мире» (Пс 119,6).
Именно мудрость батюшки в итоге привела к тому, что жители поселка стали его единомышленниками во всем, А еще его проповеди: доступные, касающиеся каждого, кто пришел в храм, как, например, эта:
- Как в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы не поговорить о наших детях, об их воспитании?
Кому из нас, родителей, не отрадно видеть детей своих образованными? Но для христианина недостаточно одной радости о мирском только. Мать наша, Церковь Православная, только тогда радуется о детях своих, когда они могут сказать о себе: «Божий есмь» (Ис. 44:5).
Никакое мирское образование не приведет человека к совершенству. Без религии никто не может поручиться за духовную зрелость ваших детей. Только в Боге и Его учении мы приобретаем источник мудрости и силы к совершению всего доброго, честного и полезного. Только то семейство счастливо, в котором стремление к образованию поддерживается усердием к молитве.
И как результат совместной работы жителей поселка и православной общины - вот этот благоустроенный храм. Внутри - красивый иконостас, много икон, церковной утвари.
Сложились традиции: крестный ход — вместе, престольный праздник — вместе, а теперь, вот уже в который раз, вместе встречают праздник Крещения Господня. После Богослужения — на водоём, к проруби. В проруби вырублен Крест. Служится водосвятный молебен — и в воду все от мала до велика.
А потом, за чашкой горячего чая, слушая перебивающих друг друга, делящихся своими впечатлениями прихожан, «по некотором преуспевании приходит ощущение тишины, смирения, любви к Богу и ближним, без различия добрых и злых». Святой Игнатий (Брянчанинов).
4 декабря