4. храм Покрова Пресвятой Богородицы (пос. Землянки)
Избранней Предвечным Царем, превышшей всякаго создания Небесе и земли Царице, пришедшей иногда во Влахернскую церковь на молитву, достойное поклонение с благодарением приносяще, яко во тьме сущии, под Твой светящийся омофор с верою и умилением прибегаем. Ты же, яко имущи державу непобедимую, от всяких нас бед свобождай, да зовем Ти: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.
Голубиный Дух от Бога,
словно огненный язык,
завладел моей дорогой,
заглушил мой слабый крик.
Льётся пламя в бездну зренья
в сердце - радость детских снов.
Я поверил от рожденья
в Богородицын Покров.
Покров Пресвятой Богородицы. Один из любимейших праздников на Руси.
В 1164 году в честь победы над Волжской Болгарией великий князь Андрей Боголюбский задумал новый праздник - день покровительства Божьей Матери. В церковном календаре он долго не мог найти подходящего события, кроме того, который уже отмечался положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
Но сердце подсказывало, что это не то. Ведь этот праздник напоминал о поражении русского флота в бухте Золотой Рог. Тогда, 14 июня 860 г. риза Богородицы была положена в воду залива патриархом Константинопольским Фотием и разыгравшаяся внезапно буря унесла половину флота князя Аскольда на дно пролива. И хотя поражённый увиденным чудом, князь Аскольд, вернувшись в Киев, принял крещение, это было всё же поражение.
Вспомнил князь Андрей и о святыне, почитавшейся в Западном мире.
В 80-ти км от Парижа, в Шартеле, был построен собор для одной из христианских святынь. Здесь хранился Покров, который носила Богородица от Благовещения до Рождества Христа. Западная церковь почитала эту святыню, как Тунику, в которой она пеленала младенца. «Как срочицу, но не как плат», - рассуждал князь.
Андрей Боголюбский понимал, что праздник должен прийтись по душе народу, славянскому народу, который только сердцем может постичь правду. И вот, перечитывая житие блаженного Андрея, русского юродивого, жившего в X веке в Царьграде, князь прочитал об удивительном эпизоде его биографии.
Однажды за всенощной, во Влахернском храме, блаженный увидел Деву Марию. Она шла по воздуху и, плача, молилась. Потом Богородица сняла с себя плат и распростерла его над всеми стоявшими в храме. Это было 1 октября (14 октября по н.ст.).
И тогда в «Слове на установление торжества», князь Андрей Боголюбский записал: «Да не останется без праздника святой Покров твой, Преблагая». Этим праздником стал праздник Покрова Пресвятой Богородицы - 14 октября. В честь этого праздника в нашем городе названы два храма. Один, старейший, - в посёлке Землянки.
Наш родной город Макеевка. Расположившись на холмах и балках, степях и лесопосадках, он вобрал в себя, как пишет Николай Хапланов в книге «Макеевка», посёлки, посёлки, посёлки. Некоторые из них появились в степи, другие - со строительством шахт, но всем им предстояло стать составной частью города. Ясиновка, Высокое, Межевое, Зелёное, Дмитриевка, Марьевка, а вот там, на северо-западе Макеевки, за сизой дымкой — Землянки, один из старейших посёлков, где люди жили всегда.
- Посёлок Землянки - один из старейших посёлков на территории нашего города, - Говорит Татьяна Шарафан, научный сотрудник городского краеведческого музея. - Можно сказать, что здесь, в верховьях реки Кривой Торец, поселения людей были всегда. Здесь, на окраине посёлка было зафиксировано поселение НовоКаменного века.
В том месте, где улица Шевченко выходит в поле и упирается в овраг, который местные жители называют Капустиным Яром, археологи зафиксировали мастерскую по изготовлению кремниевых орудий труда, которыми древние люди пользовались на протяжении всего Каменного века. В окрестностях посёлка, на берегу древнего высохшего Писарева озера, археолог Косинов обнаружил средневековое поселение, поселения времен Хазарского Каганата (VII-IХ век нашей эры).
В казацкое время на берегах этой речки, поселяются запорожцы-сечевики. В конце XVII века здесь возникает несколько поселений, в том числе и на склонах балки реки Торец.
В 1777 году Землянки, это старое запорожское займище было преобразовано в Государственную воинскую слободу.
И снова обратимся к книге «Макеевка». «Наши предки не могли себе представить село, посёлок, тем более город без храма. Обживали новое место, строили первые десятки домов, распахивали поля, но без церкви село было не село, посёлок не посёлок».
Землянки — не исключение. Как же складывались церковно-религиозные отношения в слободе? Оказывается, жители слободы Землянки, как и близлежащих Ясиноватой, Зайцево, Государев Байрак, Железное - составляли единый приход и находились в ведении Бахмутского духовенства. Но по мере того, как росла численность населения в этих слободах, да и расстояние было большое до Бахмута (Артёмовск), жители решили иметь своего собственного священника. Они обратились в Бахмутское духовное правление с просьбой прислать такого священника, который бы мог преподать им требы, совершать богослужения и озаботиться строительством Церкви.
Тем более, что приглашали священника в Землянки не на пустое место. К этому времени в слободе была построена уже часовня, первое церковное здание на территории нашего города. Первым священником в этой часовне был волох по национальности Григорий Петров. Из книги Феодосия Макарьевского известно, что он умер где-то в конце 1795 года, потому что в феврале 1796 года в Землянки был прислан новый священник Иоанн Ставровиевский.
Отсюда можно предположить, что часовня в Землянках была построена где-то между 1782-1785 годами.
Прошло 20 лет. В начале 1798 года жители казённой Государственной слободы Землянки, руководимые смотрителем слободы прапорщиком Яковом Чеботарёвым, старшиной Василием Корневцовым и громадским писарем Леонидом Остроушковым, решили устроить деревянную церковь во имя Покрова Божией Матери и открыть в своей слободе самостоятельный приход.
20 апреля 1798 года представили преосвященному Гавриилу, Митрополиту Новороссийскому и Днепровскому, прошение, в коем писали: «Имеет села Землянок общество ревностное желание построить в означенной казенной деревне Землянках во имя Покрова Пресвятые Богородицы церковь, как таковая по состоянию на состоящую ныне деревне, до 600 общего пола душ, необходимо здесь нужная».
По рассмотрению этого прошения, относящихся к делу справок Преосвященный Гавриил, Митрополит Новороссийский и Днепровский, в июне 1798 года разрешил и благословил в слободе Землянках устроить деревянную церковь во имя Покрова Божей Матери.
Такое здание, прочное, деревянное, готовое было куплено в Изюмском уезде, слободе Цареборисовой и перевезено в Землянки. Протоиерей Петр Расевский освятил место под будущую церковь и возвёл на месте строительства Крест. И церковь была возведена. В справочной книге Екатеринославской епархии за 1913 год написано: «В селе Землянки Скотоватской волости, Бахмутского уезда, имеется Покровская церковь, каменная, верх деревянный. Устроена в 1800 году».
Вы видите уникальное фото, которое нигде не печаталось. Возможно, потому, что долгие годы это никого не интересовало. Это — Свято-Покровский храм. Фото нам любезно предоставила 87-летняя Ефросинья Туровская, жительница Землянок.
Храм не был разрушен в 30-е годы. Его не стало в 1942 году. В Землянках было большое скопление немецких войск. Советские самолёты сбросили несколько бомб, и по роковой случайности одна из них по пала в храм. Сохранились до сих пор остатки дома священника, церковноприходская школа, а от храма, к сожалению, ничего не осталось. Что-то взяли на строительство школы, что-то жители унесли по дворам. Надежда Павлюк вспоминает: «Хороший был храм, похож на Ясиновский.
Когда закрыли, завезли ячмень, пшеницу и открыли клуб. Мы пошли на танцы. Но я была один раз и больше не смогла ходить. Да и многие перестали ходить. А тут и разбомбили».
Ефросинья Туровская добавляет: «Не помню точно, в каком году закрыли. Но при немцах открыли. А тут в скорости и разбомбили, до основания, ничего не осталось. А то, что уцелело: распятие, книги, иконы — перешли в Ясиновку, куда и мы ходили на богослужения».
Прошло 65 лет. Мы встретились с благочинным Ясиноватского округа, протоиереем Виталием Бакуном и попросили рассказать об истории восстановления Свято-Покровского храма.
— По разному идет восстановление общины. Иногда люди сами приезжают и просят, чтобы в их поселке был православный храм, в другом случае руководитель предприятия, организации имеет материальные возможности и по зову души стремится зажечь огонек православия, в третьем случае сам благочинный проявляет инициативу.
В данном случае в поселке Землянки мы видим, что часть людей ходит в храм поселка Ясиновка, часть – в Ясиноватую. Видя, как в городе Ясиноватой возрождаются храмы, строятся новые, а в Макеевке особенно, они также выразили желание восстановить древний храм - Свято-Покровский, которому уже было бы в этом году 107 лет. Пришло время, когда Господь даёт возможность собирания камней, как говорит слово Божие Ветхого Завета: «Время разбрасывать камни, время собирать камни». Я высказал пожелание землянчан нашему правящему Архиерею, Митрополиту Донецкому и Мариупольскому Илариону, а он, как храмостроитель, естественно, благословил открытие нового храма. Затем было проведено собрание жителей посёлка, создан руководящий орган, избран приходской совет, всё это утверждается в областной госадминистрации, назначается настоятель, который и начинает заниматься возрождением храма». Всё, как 200 лет назад. Создаётся община, пишется прошение и т.д.
И вот Указ Клирику Свято-Георгиевского Собора города Макеевки священнику Георгию Мельникову: Моим определением от сего дня вам также благословляется настоятельское окормление Свято-Покровского храма посёлка Землянки города Макеевка Донецкой области.
О сем дается вам настоящий Указ.
Иларион, Митрополит Донецкий и Мариупольский.
1.12.2006 года.
Когда вопрос стал о выборе здания, в посёлке пустовало только одно помещение. И когда стали узнавать, кому оно принадлежит, проявилось ещё одно чудо Божие. Из архивов узнали, что это то самое уцелевшее здание церковноприходской школы разрушенного Свято-Покровского храма. За эти годы в нём была и общеобразовательная школа, и библиотека, потом случайные люди что-то пытались в нём открыть - ничего не приживалось. Последние годы стояло пустым, видно, ждало своего часа.
- Радость людей была велика. Радовались все, - говорит отец Виталий Бакун, - и пожилые, которые помнили еще тот храм, Свято-Покровский, и молодые, и самые маленькие, которые, приходя в храм с родителями, видят дымящееся кадило священника, который поздравляет их с праздником, возносит молитвы..., и у людей светятся глаза. Возрождаются храмы, а вместе с ними и наше общество в целом. На третье Богослужение, 19 декабря 2006 года, в день Николая Чудотворца, в храме стояли люди, и вдруг — чудо: залетели 7 голубей, стали кружиться над молящимися, а затем и вылетели! Не знак ли это того, что всё получится, и храм будет возрожден?
На Рождество мы, по приглашению батюшки Георгия Мельникова, приехали в храм. Идёт служба. В храме ещё не застеклены окна, затянуты плёнкой, холодно, не топится. Только стены. А людей много. Горят свечи, люди молятся, звучит молитва, и кажется, что это всех согревает. И уже молебен окончен, а люди не спешат расходиться. Все собрались возле батюшки, и голова поселкового совета Дмитрий Омельченко в нашем присутствии пообещал, что приложит все усилия, чтобы обустроить это помещение, а если удастся, то с Божьей помощью, когда-нибудь и восстановить тот храм, который когда-то здесь был: «Я верю, что это будет. На всё воля Божия».
И вдруг Любовь Вакарчук запевает колядку, ведь радость-то какая: Син Божий народився! Её голос подхватывают все. И летят над посёлком, степью голоса, голоса потомков вольнолюбивого народа, который не мыслил своей жизни без храма Божьего.
Радуйся, ой радуйся, земле,
Син Божий народився.
14 октября