gototopgototop

Икона — это исповедь на холсте

В Донецкой Народной Республике идет полное возрождение: традиций, культуры, а самое главное – духовности. Как никогда, в военное время, люди нуждаются в духовной пище. А самое главное, именно в этот период мы узнаем, насколько талантливы, многогранны, наши земляки.
Макеевчанин Даниил Минайлюк занимается эксклюзивной росписью стен, живописью на холсте (масло, акрил), аэрографией. Но сложнее всего поверить, что в сердце у этого парня пылает пламя иконописца. Он пишет лики святых. И даже самые заядлые атеисты восхищаются невероятно красивыми, величественными, одухотворенными иконами, написанными Даниилом. Сегодня, познакомим Вас поближе с мастером и его творчеством.

— Даниил, свою творческую деятельность ты начал достаточно давно. Хотелось бы знать, с чего началось твое увлечение искусством?
— Первым, что я освоил — был рисунок обычными карандашами. В этом мне помог мой преподаватель, заслуженный художник - Александр Голощук. Далее я поступил в Школу Искусств №2 им. Ханжонкова, где меня многому научили преподаватели. В числе других техник, на втором курсе Луганской государственной академии культуры и искусств я начал увлекаться аэрографией. Меня всегда интересовала аэрография на автомобилях, привлекал дизайн с элементами росписи, я долго думал, при помощи чего можно добиваться такого эффекта и всерьез начал заниматься изучением аэрографии. Начал экспериментировать с разными техниками, сухой кисти, живописи в стиле импрессионизма, росписи витража, даже занимался реставрацией антиквариата. Мои преподаватели щедро делились знаниями и опытом, благодаря этому я с легкостью осваивал все новые и новые технологии.

— И все же, на чем остановилась кисть художника?
— Остановил я свой взгляд на иконописи. С детства мои родители ходили в православную церковь, каждые выходные вместе с ними посещал богослужения, слушал проповедь священника и часто обращал внимание на таинственные лики святых, изображенных на всех иконах. Они не были похожи на реальных людей, но обладали внутренним богатством, духовным величием. Еще в раннем возрасте я копировал через кальку образы святых, пытался передать то сокровенное чувство, молитвенное состояние, покаяние к которому они нас призывают. Понимал свое не совершенство (как мастера) и когда пришел выбор специальности, я пошел не в иконописную школу, а поступил на специальность станковой живописи.

— Но ведь на этом все не закончилось?
— Прошли годы, но внутреннее пламя иконописца, которое с юношеских лет горело во мне — не покидало. Мой старший брат – священнослужитель. Он и посоветовал мне попробовать себя в иконописном деле. С Благословения священнослужителя я начал свой скромный иконописный путь.

— Даниил, для тебя икона – это что-то вроде написания очередной картины?
— Икона — это не просто искусство, изображение человека — это исповедь на холсте, сокровенное богатство, через которое мы можем обращаться к святым в независимости от времени и пространства. Конечно, это предполагает особый уклад жизни, и зачастую тяжело соблюдать его в наше трудное время. Однако именно сейчас хочется, чтобы в нашей молодой Республике, когда все возрождается, духовность так же процветала.

— Насколько трудно тебе, как иконописцу, воссоздавать лики Святых? С какими проблемами сталкиваешься?
— На этот вопрос трудно ответить однозначно. Часто занимаясь реставрацией иконы, я сталкиваюсь с различными проблемами. Трудности возникают в подборе материала, вековой давности изделия и пожеланий заказчика. Бывает, что нужно отреставрировать икону не утратив ее исторической ценности. Или простят обновить изделие только визуально, очистить от пыли и покрыть олифой (лаком) дерево. Иногда сдают изделие для полной реставрации, в таком случае икона пишется по-новому.

— Реставрация икон – это довольно сложный процесс?
— И кропотливый процесс. Он требует от мастеров не только глубоких познаний в иконописи, реставрации икон, но и высокого уровня мастерства и опыта. Реставрация картин, реставрация икон – это непростая и увлекательная работа, в процессе которой мастер стремится вернуть произведению первозданный вид. Чтобы сделать это, нужно быть одновременно художником, историком, иконописцем, химиком и так далее.

— Даниил, а все-таки, чем руководствуешься при написании икон?
— Каждый иконописец перед написанием иконы соблюдает определенные каноны, которыми руководствуюсь и я. Обязательно соблюдения поста и молитвы во время работы, что бы полностью передать особый характер святого.

— Насколько разнообразна цветовая гамма? Какие правила соблюдаются при ее подборе для иконы?
— Цветовая гамма зависит от многих факторов и часто имеет богатую палитру. Важное место занимает всевозможные оттенки небесного свода. В поисках мира и душевного покоя художник иконописец использует всегда приглушенные цвета. Цветовая гамма подбирается индивидуально под каждый образ. Однако нельзя нарушать основные принцы цвета, стоит придерживаться цветовой гаммы иконы, с которой делаешь список.

— Какие материалы используешь чаще всего в работе?
— Лично я в основном занимаюсь иконописью, используя темперу на водной основе (водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов) или же акрил, при покрытии лаком данные материалы имеют большой срок службы. Есть разновидность иконописи масляными красками, но настоящие иконописцы пользуются красками из тертых минералов и яичной эмульсии. Это техника древних мастеров позволят добиться долговечности иконы для нескольких поколений. Так же для каждого вида работ подходит свой материал, если это иконопись на левкасе (деревянная основа) я использую масляные краски или темперу на водной основе. Если это роспись храмовых стен — то часто мы пользуемся акрилом на водной основе.

— Даниил, как ты думаешь, насколько актуально твое творчество для Донецкой Народной Республики?
— Я думаю, что на сегодняшний день мои работы достаточно актуальны и разнообразны, ведь сейчас как никогда в Донецкой Народной Республике идет полное возрождение: традиций, культуры, а самое главное – духовности. Люди в последнее время стали во многом уповать на Бога, но не каждый имеет дома образ своего Небесного Покровителя. Ко мне обращаются за именными иконами, реставрацией старинных икон, так как считается, что в них есть особая намоленность.
Сейчас много разрушенных храмов, которые мы с удовольствием хотим вернуть в прежний облик. Нам предлагают реставрировать художественно-оформительские работы и восстанавливать строительные работы. Что касается аэрографии, сейчас не легкие время, но благодаря широкому спектру наших услуг, мы получаем различные заказы, начиная от аэрографии на мобильных телефонах и заканчивая росписями стен. Не забывает наша общественность и про живопись масляными красками, что тоже часто радует меня. Однако, мне кажется актуальнее всего иконопись во всех ее проявлениях, она не только испокон веков пользуется большим спросом, но приносит пользу как телесную, так и душевную.

— Недавно ты принял участие в конкурсе Общественного Движения «Донецкая Республика», написав портрет Главы Республики. Какие ощущения после написания портрета? Насколько сложно или наоборот просто было работать?
— Писать портрет Александра Владимировича — это большая честь для меня. Работать было достаточно непросто, но интересно. Порадовало то, что в конкурсе приняли участие достойные соперники (художники), и я имел возможность не только написать портрет Главы Народной Республики, но и познакомится с талантливыми, приятными и творческими людьми.

— Какие советы ты бы дал молодым художникам, иконописцам?
— Больше внимания уделять иконографии. Помнить, что икона — это не портрет человека, лик святых нужно писать по особым канонам и строго соблюдать их.

— Череда христианских праздников только недавно прошла, а впереди у нас еще Рождество Иоанна Предтечи (7 июля) и день памяти апостолов Петра и Павла (12 июля). Чего бы ты хотел пожелать всем читателям информационного агентства «Новороссия»?
— От всей души, от всего сердца хотелось бы пожелать здоровья телесного, мира душевного, чистого и мирного неба над головой, счастья и финансовых благ каждой семье. Как художник хочу сказать, цените искусство, наслаждайтесь прекрасным и помните, если у вас будет пасмурное настроение обращайтесь почаще к прекрасному, ведь наша задача как художников привносить яркие краски в жизнь.

Мирослав Войтинский