gototopgototop

Житие преподобного Илии Макеевского + Акафист

преподобный Илия Макеевский, иконаЕще со времен ветхозаветного Лота известно, что на праведных людях держится земля. Они - ее соль, ее дух, ее свет, согревающий мятущиеся души и направляющий их к источнику жизни - своему Творцу. Светильники веры возжигаются во все времена и покрывают своим молитвенным заступничеством страждущий мир. Богата крепкими молитвенниками и Донецкая земля. Старец Илия, афонский подвижник, живший в Макеевке полвека назад и здесь же мирно почивший, является одним из них.

Преподобный Илия, схимонах Макеевский (в миру Илья Яковлевич Ганжа), родился в 1837 году в пос. Макеевка Миусского округа Области Войска Донского (ныне город Макеевка Донецкой обл., Украина).

Сведений о жизни подвижника, полученных из рассказов очевидцев, немного - да и то они касаются последних 19 лет его жизни. В 15-тилетнем возрасте он покинул отчий дом, как он сам однажды сказал: "Пошел искать святые места - теперь вернулся сюда умирать".

О том, где преподобный принял монашеский постриг и как провел 90 лет своей жизни, известно одному Богу. Но дивные дела, которые явил миру Господь в последние годы жизни старца, свидетельствуют о долгих годах его духовной борьбы со страстями и соблазнами. Податель всяческих благ Христос сподобил его дара любви, сострадания, утешения, терпения и прозорливости.

О своей подвижнической жизни он никогда не рассказывал. Лишь однажды поведал, что была у него келия в очень труднодоступном месте и еду туда на верёвке нужно было подавать.

Известно, что долгие годы схимонах Илия подвизался в Ильинском скиту Святой горы Афон, откуда предположительно в начале ХХ века перебрался в Киево-Печерскую Лавру.

Революция 1917 года и последующие гонения на христиан изменили привычный уклад подвижников благочестия. Для многих начинается путь исповедничества за имя Христово, странствования и старчества. После организации безбожниками в 1926 году на территории Лавры музея, монашеская община стала постепенно вытесняться из монастырских владений, а в 1930 году Лавру закрыли.

Появился схимонах Илия в родной Макеевке в 1927 году и посещал в то время Свято-Троицкий храм села Калиново на окраине города, а после закрытия храма в 1936 году перебрался в город. Проживая в городе, старец почти до конца жизни не имел собственного жилья, из имущества имел только иконы и книги Священного Писания. Его приютом становилась то одна, то другая семья верующих макеевчан. В некоторых домах он проживал подолгу, а в других по два, по три дня. Вызвано это было тем, что к нему многие приходили за советом, наставлениями, что вызывало раздражение богоборческой власти. Поэтому в домах, где жил старец, бывали и нежеланные гости - милиция и люди из НКВД, появление которых грозило неминуемой бедой. В один из таких визитов, когда, казалось, старца вот-вот найдут, он стал за занавеской, которая прикрывала одну из комнат, при этом сказал хозяевам: "Вы только не говорите обо мне и не волнуйтесь - никто сюда не зайдёт". И действительно, милиционер осмотрел всё внимательно и под стол заглянул, а к тому месту, где находился старец, даже не подошёл.

Старец был делателем молитвы и главным в жизни считал молитву. Сам он молился много, молился и по ночам: ежедневно читал Евангелие, акафисты, Псалтирь. На ночную молитву поднимал и домочадцев, причём часто и детей. Когда отдыхал на лавочке перед домом, пел псалмы. Учил он молиться и тех, кто приходил к нему, и тех, у кого жил. Кроме того, неукоснительно ходил в храм. "В воскресенье и праздники дома не сиди, в храм иди - и всё будет у тебя хорошо!" - наставлял он.

Несмотря на сильные гонения, грозящие не только арестом, но и гибелью за то, что прячут у себя монаха, многие считали большой радостью, когда в их доме жил старец. Одной из главных причин этого являлось то, что в народе он почитался сильным молитвенником, обладающим даром прозорливости, в котором убеждались многие, кто приходил к нему с вопросами и бедами. Говорили: "Что бы старец ни попросил в своей молитве - Господь слышал его".

С некоторого времени рядом с ним находились послушницы, которые ухаживали за ним, находили ему кров, готовили и убирали. Это были нищая больная девица Фёкла, странница Паша и вдова Мария с дочерью Еленой. До встречи со схимонахом все они были необразованными и немощными в вере, но общение с ним сделало их духовно взрослыми, глубоко почитающими Бога людьми. Научились они и читать по церковно-славянски Псалтирь и Священное Писание.

Иногда к старцу тайно приходили для беседы и за советом высокопоставленные лица, которые дивились его мудрости и рассудительности.

По описанию очевидцев, "старичок", как он называл сам себя, был красив, одевался в светлый подрясник, всегда выстиранный так, что казался совсем новым. Один глаз его был всегда прикрыт веком так, что многие считали - одного глаза у него не было. Однако на фотографии у него были открыты оба глаза. Как-то его спросили о причине, и он ответил: " На этот мир достаточно смотреть и одним глазом". Скорее всего, именно поэтому и шторки в келии старца были всегда задёрнуты. Ходил отец Илия быстро, опираясь на палочку. Многие молодые и здоровые люди должны были ускорять шаг, чтобы идти с ним в ногу.

Нрава старец был доброго, незлобивого. К нему постоянно приходили люди, и никогда, даже будучи больным, он не отсылал никого без слова утешения и помощи. За духовной поддержкой к нему шел народ не только из Макеевки, но и из близлежащих городов. Не будучи сам священного сана, схимонах принимал у себя священников из Киева и Москвы. Они причащали его, когда храмы были закрыты, привозили ему новые подрясники, книги.

Накопив богатый опыт, он по Промыслу Божию вернулся в свои родные места, чтобы стать духовным маяком для находящегося в растерянности в те тяжелые годы испытаний народа Божия. Многих он привёл к вере, обучил молитве, утешил, ободрил, наставил. Любую помощь, которую он оказывал людям, отец Илия сопровождал призывом к живой вере в Бога и молитве. Сам он всегда говорил тем, кому помогал: "Это не старичок исцелил тебя, а Бог! Господа благодари! Молись Ему, благодари - и всё будет хорошо в твоей жизни!"

Иногда его беседы носили обличительный характер. Так, как-то одна женщина, собираясь к старцу, решила принести ему в подарок молоко. Молока ей было не жалко, а вот графинчик для него она пожалела. Придя к нему, женщина сказала: "Ой, отец Илия, а я без гостинчика!". На что старец ответил: "А я знаю! Молока не жалко тебе, графинчика жалко. Что старичку молока не принесла - не страшно! Страшно, что ты Бога не почитаешь! Безбожницей ты на свете живёшь - вот что страшно!"

Тех женщин, которые приходили к нему без креста, он называл "бусурманками", впрочем, звучали эти слова не обидно. Случалось, однако, что кому-то слова его казались несправедливыми и даже жестокими. Так, однажды к старцу шли две молодые женщины. Одна из них постоянно говорила по дороге: "К какому человеку Божию идём! А я - такая грешная, просто грязная свинья!" Другая же просто молчала. Когда они пришли к старцу, первую он поставил стоять у порога, а вторую пригласил сесть у кровати, где лежал. Кроткая женщина обратилась с вопросом: "Отец Илия, а почему вы её не приглашаете?" Старец ответил: "Люди приходят ко мне, много людей, но свиней ещё никогда не было! Этого мне ещё не хватало, чтобы ко мне свиньи приходили!" От обиды женщина накричала на старца за то, что он назвал её свиньёй, совершенно забыв, как совсем недавно по причине ложного смирения сама же так себя называла. Таким образом преподобный вскрыл тайную гордыню, живущую в душе посетительницы. Потом он говорил: "Ох-ох! Если гордыня в вас живёт, то уж лучше молчи, не говори ничего о себе: "Я - такая плохая - этакая…"

В тяжёлые военные годы старец стал духовной опорой для многих мятущихся душ. Когда мужчины уходили на фронт, верующие (а иногда и неверующие) шли за благословением к отцу Илии. Многим он говорил слова утешения, предсказал грядущие события.

Одна макеевчанка рассказывала о своём дяде, как старец предсказал ему, что он останется жив. "Когда наш дядя уходил на фронт, - говорила она, - он пошёл к отцу Илии чтобы благословил его человек Божий, на войну ведь идёт… Отец Илия ласково его принял, помолился Господу и благословил. Стал дядя Ваня прощаться и уходить, а старец вдруг ему и говорит: "А ты ложку взять не забыл?" "Что взять?" - удивлённо переспросил дядя. "Ложку не забыл? Возьми, возьми ложку, не забудь!" - несколько раз повторил отец Илия, что показалось дяде Ване просто шуткой. На фронте дядя Ваня был определён на полевую кухню и всю войну на этой самой кухне каши варил, так что ложка ему как раз очень пригодилась".

В годы войны, когда кругом голод, холод, разруха и смерть, на людей нападал панический страх за свою жизнь, за жизнь детей. Многие пытались куда-то уехать, где, как им казалось, не так опасно. Решив бежать, макеевчане приходили к старцу за благословением. Но даже в самое отчаянное время схимник покидать город Макеевку не благословлял. Он говорил: "Не бойтесь, в Макеевке сильных боёв и разрушений не будет". "Как же не будет, когда немец в город пришёл?" - удивлялись люди. А схимонах отвечал: "Как пришёл - так и уйдёт, тихо, как прошлогодний снег".

И, действительно, в течение всей войны в городе не было ни сильных боевых действий, ни бомбёжек, ни крайнего голода, ни разрушений. Даже попытки немцев поджечь некоторые дома не осуществились. А при наступлении советских войск немцы убегали так быстро, как тает прошлогодний снег. Ещё старец говорил: "Стихийных бедствий - землетрясений, пожаров, голода и холода в Макеевке не будет".

Во время войны в начале каждого года схимонах Илия говорил духовным чадам, на какие фрукты и овощи в этом году будет урожай, благословлял одну семью сажать картошку, другую - лук, третью - фасоль, чеснок и т.д. А когда осенью действительно люди собирали обильный урожай, старец велел им меняться овощами, которых были излишки. Таким образом семьи, которые жили под покровительством его молитв и боялись нарушить его благословение, жили как родные и никогда не голодали. Те же, кто не слушал совета старца и покидал город, наскитавшись, возвращались назад, сожалея о том, что не послушались старца.

Утешал он и скорбящих о потере близких. Некоторые из них получали от него чудесную помощь. Так, одна женщина, получив похоронку о гибели мужа, в глубокой скорби пришла к старцу Илии, о котором была много наслышана. Добрый старец выслушал её и сказал: "Ходи в Церковь, усердно молись, причащайся каждое воскресенье - вернётся твой муж!" Женщина послушалась и делала всё, как он велел. Через некоторое время она получила письмо от мужа, который оказался жив. Он писал, что был контужен, долго лежал без сознания, а потом его спасли местные жители.

И во время, и после войны старец окормлял макеевчан. Были случаи исцелений неизлечимо больных, которым есть множество свидетельств. Так, однажды к нему приехал генерал из Хабаровска, который привёз свою шестнадцатилетнюю дочь. Девочка почти не могла двигаться, врачи отчаялись в её выздоровлении. Старец сказал, чтобы девочка пожила у них месяц. Для убитого горем отца помощь схимонаха Илии была последней надеждой, и он согласился. Живя у старца, больная девочка научилась молиться, читала акафисты вместе со всеми. И вот однажды старец Илия ей говорит: "Я такой старенький - и хожу, а ты - такая молодая, а лежишь. Вот лежебока! А ну, вставай!" Смутившись упрёком и повинуясь старцу, девочка начала подниматься, встала и пошла, чему были поражены все окружающие. Приехавший отец не мог прийти в себя от удивления и радости. Провожая их в обратный путь, отец Илия сказал: "Господа благодарите! Живите в православной вере! Живите с Богом!"

Схимонах Илия всегда призывал родителей заботиться о духовном образовании своих детей, учить и вере, и страху Божьему, а также всегда самим просить о них в молитвах. "Детей своих надо у Бога вымаливать!" - говорил он. "Если ты, мать, не потрудишься Господу ради своих детей, дети твои плохими будут, будешь о них горько плакать!"

После войны у старца наконец-то появился свой угол. В небольшом домике, средства на покупку которого ему собрали духовные чада, он прожил до самой своей кончины. Всё это время старец не переставал помогать людям, учить их православной вере.

В безбожные времена старец предсказал будущий расцвет православия в Макеевке, что казалось тогда почти невероятным после практически полного уничтожения храмов в городе. Известным пророчеством старца, сбывшимся спустя полвека после его кончины, стало строительство в центре Макеевки Свято-Георгиевского собора и храмов, число которых уже дошло до 35-ти. "Господь будет хранить Макеевку до скончания века! Засияет она многими храмами! В самом главном, большом, златоглавом восстанет Троицкий храм (в центре города, взорван в 1932 году). Ходите в него: его Господь благословит, в нём будет благодать Божия!" - эти слова старца бережно хранились его духовными чадами и в точности сбылись к радости православных макеевчан.

На следующий год после окончания войны в дни Великого поста старец, предвидя свою близкую кончину, сказал: "Ну вот, дорогие мои, сейчас мы живём все вместе, живём тихо и мирно. Господь собрал нас под одной крышей. Но когда умрём, всех похоронят в разных местах, рядом со мной вы не будете. Ты, Паша, в стороне от меня будешь лежать, Фёкла - на Казачьем, Мария будет похоронена в Сталино (город Донецк)". Эти слова старца полностью сбылись. Фёклу похоронили на Казачьем кладбище Макеевки, Пашу забрали в дом престарелых в Кирово, где она и умерла, Марию забрал сын, она была в Сталино (ныне Донецке).

В конце Великого поста, в Страстной Понедельник схимонах Илия сказал: "Ну вот, дорогие мои, скоро уже и Пасха. Только, рабы Божии, разговляться уже будете без старичка - меня уже не будет…" Он просил всех молиться о нём после кончины и даже сам составил "Акафист Сладчайшему Иисусу Христу о упокоении схимонаха Илии", несколько переработав акафист о единоумершем.

В Страстную Среду 17 апреля 1946 года, в возрасте 109 лет схимонах Илия мирно преставился о Господе.

Хоронили схимонаха Илию в Великую Пятницу 19 апреля 1946 года. Проститься со старцем пришло множество людей. Несли кресты и хоругви. Шествие было такое, что люди с удивлением останавливались и спрашивали, кого это так хоронят? Погребён схимонах Илия неподалёку от Старо-Рабочего городка в Макеевке. До сих пор к его могиле идут люди. Многие священники с прихожанами приезжают сюда, чтобы отслужить панихиду. А второго августа, в день ангела схимонаха Илии, здесь особенно многолюдно.

Со временем почитатели в Бозе почившего макеевского подвижника, в памяти которых сохранились его слова и чудеса, обустроили его могилу, сделали новый красивый памятник, облагородили место вокруг. По благословению приснопамятного схиархимандрита Зосимы (Сокура), который глубоко почитал макеевского старца, были собраны свидетельства очевидцев и материалы о его жизни и чудесах, которые впоследствии вошли в книгу о нём "Немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая".

 

 

Акафист Преподобному Илии Макеевскому

Кондак 1
Изданный чудотворе и изрядный угодниче Христов, отче Илие преподобне, всем, прибегающим к тебе, молитвенное заступление. Прославляя Господа, прославльшаго тя, со умилением похвальная тебе приносим пения: Радуйся, Илие преподобне, теплый молитвенниче о душах наших.

Икос 1
Велика Совета Ангел и мира Творец избра тя от лет отроческих на служение Себе; ты же, послушание истинное Богу являя, нд Горе Афонстей во смирении и иночестем подвизе пребыл еси, мы же, промышлению Его о тебе дивящеся, с верою зовем:
Радуйся, лозы Христовы истинная поросле.
Радуйся, из млада путь спасения избравый.
Радуйся, правил веры изрядный рачителю.
Радуйся, Мира Горняго умильный яснозрителю.
Радуйся, иноков преславное украшение.
Радуйся, в миру сущим истинное поможение.
Радуйся, притекающих к тебе скорое утешение.
Радуйся, земли Донецкия украшение.
Радуйся, Илие преподобне, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 2
Видя Царь Небесный истинное желание твое спасение обрести, приведе тя в сад дивный Божией Матери — на Гору Афонскую: тамо бо, в подвизе смирения, послушания, терпения духовно возрастая, Господеви пел еси: Аллилуиа.

Икос 2
Разум небесный в дар от Бога приим, оставил еси дом отчий и вся прелести мира Царствия ради Божия и правды Его. Сего ради, похвальная глаголюще, зовет ти:
Радуйся, чадо Церкви Христовы верное.
Радуйся, образе кротости духовныя.
Радуйся, яко к докродетели от юности навыкл еси.
Радуйся, яко в законе Господни поучался еси день и нощь.
Радуйся, яко, отечество земное оставив, к небесному устремился еси.
Радуйся, юность свою в дар Господеви принесый.
Радуйся, от Господа помощь и прозрение духовное восприемый.
Радуйся, благодатные дары, данные тебе, преумноживый.
Радуйся, Илие Преподобне, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 3
Силою Вышняго осененный, иноческое поприще проходя, духовным ведением люту годину во отечествии твоем прозревая, многия люди ко угождению Богу наставил еси. Мы же, к заступлению твоему притекающе, зовем: Аллилуиа.

Икос 3
Имея в сердце твоем истинную любовь ко Творцу всех, добрым подвигом потрудився, равноангельское житие стяжал еси. Мы же во умилении и радости глаголем сице:
Радуйся, смиреним и послушанием Христу подражавый.
Радуйся, небесныя дарования стяжавый.
Радуйся, бдения и службы церковныя ревнителю.
Радуйся, ближним яко самому Господу послуживый.
Радуйся, алчущия и жаждущия духовно насытивый.
Радуйся, яко скорбящим был еси утешение.
Радуйся, яко болящим был еси отрада.
Радуйся, о тяжко труждающихся в недрех земных пред Богом ходатаю.
Радуйся, Илие преподобне, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 4
Бури искушений и напастей, во Отечествии твоем, от нечестивых гонителей на Церковь воздвизаемыя не устрашився: пришел еси во град Макеевку, и светильник во тьме седящим явился еси. Обители Горния являяся истинный гражданин, с Вышними силами поя Богови: Аллилуия.

Икос 4
Слышав скорби и тяготу народа Божия, оставив тишину безмолвия, любовию Христовою уязвляем, на Него же все упование твое возложил еси: моли даровати и нам, немощным, милости Христа Бога, да согласно поем ти:
Радуйся, иго Христово на себе восприявый.
Радуйся, во уделе Божией Матери рабе благий и верный.
Радуйся, плоть твою духови покоривый.
Радуйся, в сонме Афонских преподобных просиявый.
Радуйся, яко и во отечествии твоем предивный чудотворец явился еси.
Радуйся, смирением Господеви угодивый.
Радуйся, сосуд, сокровищ добродетелей, собою явивый.
Радуйся, в подвизех твоих Царя Небесного прославивый.
Радуйся, Царство Небесное в себе еще в земнем житии носивый.
Радуйся, Илие преподобне, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 5
Богосветлое светило яви тя Господь: искусный бо делатель умныя молитвы являяся, источник приснотекущия благодати обрелся еси; и души отчаянных, светом истинныя веры озарив, ко Христу привел еси; поя Тому песнь: Аллилуия.

Икос 5
Видевше людие тя, отче Илие, велия молитвенника, со тщанием притекаху к тебе, яко же древле народ Израиля ко пророку Божию Илии; ты же, силу духа пророча в себе носяй, верное заступление чадом Церкви был еси; не остави и нас, грешных, вопиющих ти таковая:
Радуйся, молитвенниче о нас дерзновенный.
Радуйся, силою молитвы древнему пророку подобный.
Радуйся, изрядным смирением твоим духов злобы посрамивый.
Радуйся, незлобием твоим многия кротости научивый.
Радуйся, денно и нощно псалмопением благоухавый.
Радуйся, чистоты духовныя и телесныя усердный хранителю.
Радуйся, Пустыни Афонския яко шипок благовонный украшение.
Радуйся, яко вся просимое от Господа получивый.
Радуйся, Илие преподобне, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 6
Вещает цветник духовный - Гора Святая труды и подвиги твоя, духоносне отче наш Илие; бдением бо, пощением, самоуничижением, ветхаго в себе побеждая, силою Духа Святаго облеклся еси, яко же Елисей милотию Ильиною, и со Ангелы воспеваеши: Аллилуия.

Икос 6
Возсия в сердце твоем свет любве Божєственныя, Боговидцу Моисею уподобляяся, во отечество твое пришел еси, да люди ко Отечеству Небесному направиши; мы же, уповая на заступление твое, взываем сице:
Радуйся, храм нерукотворный в сердце твоем возведый.
Радуйся, множество храмов рукотворных во граде твоем предрекий.
Радуйся, смирением облекийся яко ризою нетленною.
Радуйся, во обители пророка Илии житием твоим просиявый.
Радуйся, волю свою воли Христовой поработивый.
Радуйся, не имый где главы преклонити, многия духовно обогативый.
Радуйся, по слову Христову, любити врагов научивый.
Радуйся, яко сердца гонящих тя кротостию твоею умягчивый.
Радуйся, Илие преподобне, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 7
Хотяй Человеколюбец Господь всем спастися и в разум истины приити, яви тя светильника земли нашея; научил бо многия любви Божией и благочестию; темже и нас сирых, во тьме греховней блуждающих, не остави, но моли за ны Христа Бога, да поем Ему: Аллилуиа.

Икос 7
Новаго тя избранника Божия видяще: немощныя исцеляюща, утешение и молитвенное предстательство малодушным подающа; темже и за пределы града твоего изыде вещание чудес твоих; мы же, чада твоя, хвалу тебе принося, тако рцем:
Радуйся, наставниче наш прелюбезный.
Радуйся, прозорливый целителю недугов душевных и телесных.
Радуйся, помошниче скорый в бедах сущим.
Радуйся, грядущая, яко настоящая, вещавый.
Радуйся, ангелов собеседниче преславный.
Радуйся, тьмою безбожия ослепленныя светом исполнения Евангельских заповедей просветивый.
Радуйся, житием твоим милосердия и добродетели пречудный проповедниче.
Радуйся, молитвенному деланию многия научивый.
Радуйся, Илие преподобне, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 8
Странное явление видяще, Илие преподобне, притекшу тебе ветхим старцем во отечествие твое, да людем послужиши, железными бо оковы взор твой на мир сей затворивый; среди житейскаго моря, яко в безмолвней пустыни, пребыл еси, пути к Горнему Иерусалиму взыскуя, в нем же предстоя, с веселием поеши: Аллилуиа.

Икос 8
Весь еси желанием небесным исполненный, не остави и нас, молитвою твоею ограждаемых, мы же, надеждою облекшеся о заступлении твоем пред Владыкою всех, с любовию и радостию величаем тя, зовуще:
Радуйся, зрением ума херувимом уподобившийся.
Радуйся, серафимом, пламенеющим сердцем ко Господу, подобен бывый.
Радуйся, усердно чтущих тя ходатаю непостыдный.
Радуйся, мглу страстей душевредных помощию Божиею победивый.
Радуйся, правоверным воином духовный споборниче.
Радуйся, супостаты молитвою твоею посяцаяй.
Радуйся, милость Всевышняго к чадом твоим приклонивый.
Радуйся, и о всем мире ходатаю неусыпный.
Радуйся, Илие преподобне, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 9
Всякое естество человеческое дивится, преподобне Илие: како нощными бдениями пустыню озаряя, в подвизе же молитвенном не ослабен до конца претруднаго твоего жития пребыл еси: умоли Господа Сил стяжати добродетель сию и нам недостойным, поющим Ему: Аллилуия.

Икос 9
Витийство всякое не может изрещи Любовь твою; многим бо, притекающим к тебе в недоумении, благий совет подал еси, многия заблуждающаяся кротко вразумил еси, болящим врач являяся, и по смерти прибегающих к твоему ходатайству не оставляеши; мы же с упованием зовем ти: 
Радуйся, в добродетели древним отцам подражавый.
Радуйся, на суетный мир единым токмо оком взиравый.
Радуйся, к Миру Горнему умный твой взор вперивый.
Радуйся, светом Божией Благодати осиянный.
Радуйся, оковами смирения добродетели твоя сокрывый.
Радуйся, по слову Христову: "яко ничтоже есть тайно иже не станет явным", на себе явивый.
Радуйся, жертвенною любовию к ближнему Небесныя Обители унаследовавый.
Радуйся, житием твоим Господеви угодивый.
Радуйся, Илие преподобне, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 10
Спастися хотящим путь истинный примером твоим явивый; отрешатися суеты мира сего и нам помози: обуреваемым противу кознем диавольским стати и ум свой, подобно тебе, вместо суетного мира к Горним Обителем возвести, идеже со всеми святыми поеши хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 10
Стена несокрушимая явился еси, отче Илие преподобне, необоримым бо заступником предстоиши у Престола Господа Славы с Пречистой Госпожею Богородицею и всеми святыми, за ны моляся: Мы же, к раце с мощами твоими притекающе, умильно глаголем ти таковая:
Радуйся, при жизни никогоже из приходящих к помощи твоей не отринувый.
Радуйся, и по преставлении твоем нас не оставляющий.
Радуйся, изнемогающим духовно помошниче скорый.
Радуйся, страждующим телесно целителю неотложный.
Радуйся, связанным духом злобы поднебесной скорое свовождение.
Радуйся, жертвенном любовию исполненный.
Радуйся, фимиам молитв твоих за ны пред Престолом Божиим воскуряющий.
Радуйся, сосуде Благодати Божией.
Радуйся, Илие преподобне, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 11
Песнь достохвальную Пресвятей Троице житием твоим принесл еси; и во время отшествия твоего дух твой в руце Бога Живаго с молитвою на устех предал еси, отче преподобне; от юности бо твоея Господеви неленостно потрудився, венец нетленный стяжав, во обителех небесных вселился еси, идеже со ангелы поеши: Аллилуиа.

Икос 11
Светоносный светильник зрим тя, преподобне отче, равноангельно бо на земли пожил еси, и по отшествии твоем молитвенно с нами пребываеши; мы же, взирая на труды и подвиги твоя, похвальная тебе приносим пения:
Радуйся, венец безсмертия от Всеблагаго Бога восприявый.
Радуйся, цельбы по молитвам твоим подающий.
Радуйся, излиянная пучино благодатных даров.
Радуйся, молитвенно призывающих тя скоро посещаяй.
Радуйся, дивная при жизни твоей явивый.
Радуйся, и по преставлении твоем неоскудную помощь нам от Бога подающий.
Радуйся, со Ангелы у престола Божия за ны предстоящий.
Радуйся, нетление стяжавый и нам светлый путь ко спасению указующий.
Радуйся, Илие преподобне, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 12
Благодать Пресвятаго Духа испроси нам, угодниче Христов Илие достохвальне, вемы бо яко много может молитва праведнаго ко благосердию Владыки; да небезплодно в нас будет семя Святыя Веры. Умоли Человеколюбца Бога даровати нам истинный плод покаяния, с упованием зовущим: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще твое прославление от Господа, ублажаем тя и мы, преподобне отче Илие; со умилением взирающе, како обретохом тя многомощна молитвенника и ходатая о нас недостойных; славяще милость Всесвятаго Бога, к нам явленную, приносим ти таковая:
Радуйся, Востока Незаходимаго заре присносияющая.
Радуйся, даров Его сокровище многоразличное.
Радуйся, силою Божиею мнОгия чудеса соделавый.
Радуйся, щедрот и милости Его струе неизсякаемая.
Радуйся, сострадания и любве явление преславное.
Радуйся, светлый уме, озаренный Светом Невечерним.
Радуйся, ленящаяся на угождение Богу нравом твоим на исправление подвигнувый.
Радуйся, на путь исполнения заповедей Христовых многия наставивый.
Радуйся, Илие преподобне, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 13
О предивный и пречудный отче наш Илие, прими сие с любовию приносимое тебе малое пение, и, молитвами твоими недуг душевных и телесных нас свобождая, грядущих вечных мук избави, да с тобою непрестанно воспеваем: Аллилуия.
Сей кондак глаголи 3-жды: и паки 1 икос: и паки 1 кондак.

Молитва Преподобному Илии Макеевскому
О священная главо, отче Илие преподобне, угодниче преизрядный Господень, теплый молитвенниче о всех, к помощи твоей с верою прибегающих, малодушных утешителю и всем, в скорбех и болезнех пребывающим, скорый помощниче и заступниче.
Помози нам, грешным и унылым, бурею сомнеНИЙ в суете житейскаго моря потопляемым, достигнути тихаго пристанища - Небеснаго Царствия.
Умоли Господа, всяческих благ Подателя, получити прощение многих наших грехов. Настави нас, многими соблазнами мира сего искушаемых, На путь смирения, терпения, чистоты духовныя и телесныя и искренней любви к Богу и ближним, да не погибнем люте без покаяния.
Святче Божий, подобне древлему пророку, тезоименитому Илии, ревностию объятый по Господе Бозе Вседержителе, даруй И нам разслабленным дух ревности ко спасению, укрепи сердца наша в правой вере, Церковь Святую сохрани от всякаго мятежа и раскола. Град твой, Отечество наше и всякую страну христианскую огради и сохрани молитвами твоими от глада, потопа, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; старость поддержи, юность уцеломудри, младенцы воспитай, на всякую добродетель нас грешных настави; кончину жития нашего причастну Святых Таин Христовых быти сподоби, да с верою и любовию прославим со ангельскими силами во Царствии Небеснем, идеже и ты пребываеши, Бога, в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
От юности мира суету оставив, / на Афонскую гору пришел еси, / идеже ангельское житие являя, / Богу неленостно служаше, / дары благодатныя от Него восприяв. / Во отечество же свое пришедши, / многим путь во спасение был еси, / чудотворец предивный и утешитель малодушных являяся, / граду Макеевке похвало и утверждение, / Илие преподобне, / моли Христа Бога / о верою и любовию чтущих тя.

Кондак, глас 4
Днесь светло ликует град твой, / отче Илие преподобне, / совершающе священную память твою. / Мы же, чада твоя, / умиленно принадающе к мощем твоим, / взываем сипе: / молися, угодниче Христов, / мир Церкви и Отечеству нашему даровати / и душам нашим вел ию милость.

Величание
Ублажаем тя, / преподобне отче наш Илие, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов.

 

Иконография

преподобный Илия Макеевский, икона

преподобный Илия Макеевский, икона