gototopgototop

Состоялась презентация книги об афонском старце Илие

Презентация издания состоялась в помещении воскресной школы Свято-Георгиевского собора Макеевки 30 марта 2007 г.

Составленная по свидетельствам очевидцев, книга вызвала живой интерес у многих горожан. Пообщаться с ее авторами, а также с людьми, чьи воспоминания вошли в сборник, пришли преподаватели и учащиеся макеевского педучилища, простые верующие, а также представители донецких и макеевских СМИ. Макеевское священство представил благочинный Макеевского округа архимандрит Панкратий (Нелюбов) и протоиерей Николай Катальников, который является рецензентом книги.

Книга о схимонахе Илие была издана по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона.
В 2000 году, митрополит Иларион, будучи на Святой горе Афон, обратился в Корею (столицу Афона), чтобы навести справки,  действительно ли схимонах Илия (в миру Илья Яковлевич Ганжа) был Афонским монахом.

Представитель Подворья Русского Пантелеимоновского монастыря в Корее - иеромонах Кирион, имея доступ к архивам, обнаружил в архиве Ильинского скита данные о схимонахе Илье, тем самым подтвердив, что Макеевский старец схимонах Илья действительно подвизался на Афоне. О времени же его проживания там ничего неизвестно. Предположительно, он покинул Афон вместе со многими русскими монахами в тяжелые времена падения Русской Империи. Вероятно, как и многие, сначала подвизался в Киево-Печерской Лавре, а когда ее закрыли, спасаясь от преследований, оказался в Макеевке, где и прожил по одним сведениям - 9, по другим - 13 последних лет своей жизни. О том, что он был с Афона, сказал еще старец Зосима (Сокур), который первый предложил заняться систематическим сбором материалов об Илие.

Начиная рассказ о схимонахе Илие, ведущая, руководитель православной телепрограммы «Благовест» Раиса Белоброва предложила вниманию собравшихся фильм, снятый для одной из передач, посвященных макеевскому светильнику веры.

Составитель книги, писательница Галина Колябина рассказала, какое значение для родного города имел схимонах Илия. Жил он в Макеевке в годы гонений - с 1937 по 1946. Но этот столетний «старичок», как он сам себя часто называл, сумел своей верой, молитвенным горением зажечь в сотнях макеевчан любовь к Богу и Церкви. Приехав в город в 1937 году, скрываясь от преследования НКВД, Илия и тут терпел от преследования властей. Макеевчане по-очереди скрывали его в своих домах, кормили и ухаживали за ним. Многие почитали за особую радость хотя-бы на несколько дней дать ему приют.

Когда открылся храм, Илия не пропускал богослужений, а людей строго учил: по воскресеньям и в праздники быть в церкви. Все время старец проводил в молитвах, читал Псалтирь и акафисты.

В тяжелые военные годы Илия стал духовной опорой для многих мятущихся душ. Когда мужчины-макеевчане уходили на фронт, верующие (а иногда и неверующие) - шли за благословением к Илие.

М. Карагодина рассказала, что с ее дядей произошел случай, который удостоверяет, что схимонах Илия был истинно прозорливым: «Когда наш дядя Ваня уходил на фронт, он пошел к отцу Илие, чтобы благословил его Божий человек, на войну ведь идет... Отец Илия ласково его принял, помолился Господу и благословил. Стал дядя Ваня прощаться да уходить, а старец вдруг ему и говорит: «А ты ложку взять не забыл?» «Что взять?» - удивленно переспросил дядя. «Ложку не забыл? Возьми-возьми ложку, не забудь!» - несколько раз повторил отец Илия, что показалось нашему дяде Ване просто шуткой. На фронте дядя Ваня был определен на полевую кухню, и всю войну на этой самой кухне каши варил, так что ложка ему как раз очень пригодилась».

В годы войны на людей нападал панический страх за свою жизнь, за жизнь детей; люди пытались куда-то уехать, где, как им казалось, не так опасно. Решив бежать, макеевчане приходили к схимонаху Илие за благословением. Но даже в самое трудное время старец не благословлял покидать Макеевку.

И действительно, в течение всей войны в городе не было ни сильных боев, ни бомбежек, ни голода, ни разрушений: даже попытки немцев поджечь некоторые дома не осуществились.

Много о жизни старца рассказала Лидия Плюшко, одна из свидетельниц, чьи воспоминания во многом помогли составителям книги. «Во время войны в начале каждого года, - рассказала Лидия Иосифовна, - схимонах Илия говорил жителям Макеевки, на какие фрукты и овощи в этом году будет урожай; благословлял одну семью садить картошку; другую - лук; третью - фасоль, чеснок и т.д. А когда люди, действительно, осенью собирали обильный урожай тех овощей, посадить которые он благословил, - схимонах Илия велел семьям меняться овощами, которых были излишки. Таким образом, семьи, которые жили под покровительством его молитв и не нарушали его благословение, - жили как родные и никогда не голодали».

В страстную среду - 17 апреля 1946 года на 109 году жизни схимонах Илия преставился о Господе. Свою кончину он предсказал. В первый день страстной недели отец Илья сказал своим послушницам: «Ну вот, дорогие мои, - скоро уже и Пасха! Только, рабы Божьи, разговляться уже будете без старичка, меня уже не будет...»
Хоронили схимонаха Илию в Великую пятницу, было это 19 апреля 1946 года. По свидетельству И. Генераленко, хоронить старца пришло множество людей, несли кресты и хоругви. Шествие было такое, что люди в удивлении останавливались и спрашивали: кого это так хоронят?

Рецензент книги, протоиерей Николай Катальников, говоря о старце, выразил желание, чтобы он был канонизирован в качестве местночтимого святого и стал молитвенным заступником Макеевки. Об этом же говорили и все, с кем встречались составители книги, тем более что многие из его предсказаний о городе сбываются до сих пор. Одним из самых известных пророчеств старца, сбывшихся спустя полвека после его кончины, стало строительство в центре Макеевки Свято-Георгиевского собора и многих храмов, число которых уже дошло до 24-х.
«Господь будет хранить Макеевку до скончания века! Засияет она многими храмами! В самом главном, большом, златоглавом, - восстанет Троицкий храм - ходите в него. Его Господь благословит - в нем будет благодать Божья!» - эти слова старца бережно хранились его духовными чадами, и в точности сбылись к радости православных макеевчан.

Закончилась встреча вручением экземпляров книги тем людям, которые помогали авторам в их трудах и обращением ко всем принять участие в дальнейших поисках свидетелей жизни и подвигов старца.

Составители книги не нашли очевидцев, которые могли бы рассказать о его жизни до поселения в Макеевку. Поэтому они обращаются к читателям, с просьбой рассказать, если кому-то что-то известно о старце. Они предлагают вопросы, на которые пока еще нет ответа.

Где родился Илья Яковлевич Ганжа, в каком городе, в какой семье?
Кто были его родители?
Когда и где стал на подвижнический путь?
Когда схимонах Илия стал подвизаться на Святой горе Афон?
Сколько лет прожил подвижник на Афоне?
Сколько времени он продолжал свое пребывание в Киево-Печерской Лавре, если действительно после Афона поселился в ней?

"Get the Flash Player" "to see this gallery."

Екатерина Громовая