gototopgototop
Поиск
Авторизация
На сайте:
Нет
Заметки
logo_news.png
Соцсети
Главная Благовест книги Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. АПОКАЛИПСИС - Глава 20: Всеобщее Воскресение и Страшный Суд

Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. АПОКАЛИПСИС - Глава 20: Всеобщее Воскресение и Страшный Суд

Индекс материала
Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. АПОКАЛИПСИС
Предисловие
Значение Апокалипсиса, о писателе, время, место и цель написания, содержание
Глава 1: Назначение Апокалипсиса и способ дарования его Иоанну
Глава 2: Наставления Малоазийским Церквам: Ефесской, Смирнской, Пергамской и Фиатирской
Глава 3: Наставления Малоазийским Церквам: Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской
Глава 4: Второе видение: видение Бога, сидящего на престоле, и Агнца
Глава 5: Продолжение второго видения: запечатанная Книга и Агнец, как бы закланный
Глава 6: Вскрытие Агнцем печатей таинственной Книги: I-ая – VI-ая печати
Глава 7: Явление после вскрытия VI-ой печати: 144 000 запечатанных на земле и облеченных в белые одежды на небе
Глава 8: Снятие VII-ой печати и гласы труб Ангельских: I-ой – IV-ой
Глава 9: Гласы V-ой и VI-ой труб Ангельский: саранча и конное войско
Глава 10: Об облеченном в облако и радугу Ангеле, предвозвещающем о кончине
Глава 11: Пророчества о храме, о Енохе и Илии, трубный глас VII-ого Ангела
Глава 12: Третье видение: борьба Царства Божия с враждебными ему силами антихриста. Церковь Христова под образом жены в болезнях рождения
Глава 13: Зверь-антихрист и его пособник-лжепророк
Глава 14: Приуготовительные события пред всеобщим Воскресением и Страшным Судом; хвалебная песнь 144 000 праведников и Ангелы, возвещающие судьбы мира
Глава 15: Четвертое видение: 7 Ангелов, имеющих 7 последних язв
Глава 16: 7 Ангелов, изливающих 7 чаш гнева Божия на землю
Глава 17: Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих
Глава 18: Падения Вавилона – великой блудницы
Глава 19: Брань Слова Божия со зверем и воинством Его и погибель последних
Глава 20: Всеобщее Воскресение и Страшный Суд
Глава 21: Открытие нового неба и новой земли – новый Иерусалим
Глава 22: Заключительные черты образа нового Иерусалима. Удостоверение истинности всего сказанного, завещание соблюдать Заповеди Божии и ожидать второго пришествия Христова, которое будет скоро
Все страницы

 

 

Вслед за поражением антихриста св. Иоанн увидел Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Ангел этот "ят змия, змия древняго, иже ят диавол и сатана, и связа и на тысящу лет, и в бездну затвори его, и заключи его... дондеже скончается тысяща лет: и по сих подобает ему отрешену быти на мало время" – как толкует св. Андрей Кесарийский, под этой "тысячей лет" надо понимать все время от воплощения Христова до пришествия антихриста.
С приходом Воплотившегося Сына Божия на землю и в особенности с момента искупления Им Своею Крестной смертью человечества сатана был связан, язычество низвержено, и наступило на земле 1000-летнее Царство Христово. Под этим 1000-летним Царством Христовым на земле разумеется победа христианства над язычеством и утверждение на земле Церкви Христовой.
Число 1000 – определенное – взято здесь вместо неопределенного, означающего вообще длительный период времени до Второго Пришествия Христова.
"И видех престолы, и седящия на них, и суд дан бысть им" и проч., – эта картина символически рисует наступившее царство веры христианской, после ниспровержения язычества. Восприявшие суд и воссевшие на престолах – это все достигшие спасения христиане, ибо всем им дано обетование царства и славы Христовой (1 Солун. 2:12). В сем лике св. Тайновидец выделяет в особенности "обезглавленных за свидетельство Иисуса и за Слово Божие", т.е. святых мучеников.
"И видех", говорим св. Иоанн, "души растесанных" – отсюда ясно видно, что эти святые, участвующие в 1000-летнем Царстве Христовом, царствуют со Христом и "творят суд" не на земле, а на небе, ибо здесь говорится только об их душах, еще не соединившихся с телами. Из этих слов видно, что Святые принимают участие в управлении Церковью Христовой на земле, а потому естественно и правильно обращаться к ним с молитвами, прося их о заступничестве перед Христом, Которому они соцарствуют.
"И ожиша и воцаришася со Христом тысящу лет" – оживление здесь разумеется нравственно-духовное. Св. Тайновидец называет это "первым воскресением" (ст. 5), а о втором, телесном воскресении речь у него идет дальше. Это соцарствование Святых Христу будет продолжаться до окончательной победы над темными силами нечестия при антихристе, когда произойдет воскресение тел и настанет последний Страшный Суд. Тогда и души святых соединятся с телами и будут царствовать со Христом уже вечно.
"Прочие же мертвецы не ожиша, дондеже скончается тысяща лет; се воскресение первое" – этим выражением "не ожиша" выражается мрачное и тягостное состояние после телесной смерти душ нечестивых грешников. Оно продолжится "дондеже скончается тысяща лет" – как и во многих других местах Священного Писания, эта частица "дондеже" (по-гречески "эос") не означает продолжения действия до известного предела, а, напротив, совершенное отрицание его (напр., Матф. 1:25). В этих словах поэтому имеется в виду отрицание навсегда блаженной жизни для умерших нечестивцев.
"Блажен и свят, иже имать часть в воскресении первем, на нихже смерть вторая не имать области" – вот как объясняет это св. Андрей Кесарийский: "Из Божественного Писания мы знаем, что есть две жизни и два умерщвления, то есть смерти: первая жизнь – за преступление заповедей временная и плотская, вторая же – по соблюдении Божественных заповедей, обещанная Святым жизнь вечная. Соответственно сему есть и два рода смерти: одна плотская и временная, а другая – посылаемая в будущем в наказание за грехи, вечная, то есть геенна огненная".
Следовательно, смысл этих слов таков: нечего бояться второй смерти, т.е. геенны огненной, тому, кто еще здесь на земле жил о Христе Иисусе и облагодатствованный Им и с горячей верой в Него предстал перед Ним после первой, т.е. телесной смерти (ст. 1-6).
Эти первые 6 стихов 20-й главы Апокалипсиса послужили поводом к возникновению ложного учения о "тысячелетнем Царстве Христовом на земле", получившем наименование "хилиазма".
Сущность этого учения такова: задолго до кончины мира Христос Спаситель опять придет на землю, поразит антихриста, воскресит одних праведников и устроит новое царство на земле, в котором праведники, в награду за свои подвиги и страдания, будут царствовать вместе с Ним в продолжение 1000-чи лет, наслаждаясь всеми благами временной жизни. Затем уже последует – второе, всеобщее воскресение мертвых, всеобщий суд и всеобщее вечное мздовоздаяние.
Это учение известно было в 2-х видах. Одни говорили, что Христос восстановит Иерусалим во всей красе, снова введет исполнение обрядового закона Моисеева со всеми жертвами, и что блаженство праведников будет состоять во всевозможных чувственных удовольствиях. Так учил в I-ом веке еретик Керинф и другие иудействовавшие еретики: евиониты, монтанисты, а в четвертом веке Аполлинарий. Другие, напротив, утверждали, что это блаженство будет состоять в чисто духовных наслаждениях.
В этом последнем виде мысли о хилиазме были высказаны впервые Папием Иерапольским; встречаются они затем у св. мученика Иустина, у Иринея, Ипполита, Мефодия и Лактанция; в позднейшие времена оно возобновлено, с некоторыми особенностями, анабаптистами, последователями Шведенборга, мистиками-иллюминатами и адвентистами.
Надо, однако, видеть, что ни в первом, ни во втором виде учение о хилиазме не может быть принято православным христианином, и вот почему:
1) По учению хилиастов, воскресение мертвых будет двукратное: первое за 1000 лет до кончины мира, когда воскреснут одни праведники, второе – перед самою кончиною мира, когда воскреснут и грешники. Между тем Христос Спаситель ясно учил лишь об одном всеобщем воскресении мертвых, когда воскреснут и праведники и грешники и все примут окончательное мздовоздаяние (Иоан. 6:39, 40; Матф. 13:37-43).
2) Слово Божие говорит только о 2-х пришествиях Христовых в мир: первом, в уничижении, когда Он приходил искупить нас, и втором, во славе, когда Он явится судить живых и мертвых. Хилиазм вводит еще одно – третье пришествие Христово за 1000-чу лет до кончины мира, какового не знает Слово Божие.
3) Слово Божие учит только о 2-х царствах Христовых: Царстве благодати, которое будет продолжаться до кончины мира (1 Кор. 15:23-26), и Царстве славы, которое начнется после Страшного Суда и не будет иметь конца (Лук. 1:33; 2 Петр. 1:11); хилиазм допускает еще какое-то среднее, третье Царство Христово, которое будет продолжаться только 1000 лет.
4) Учение о чувственном Царстве Христовом явно противно Слову Божию, согласно которому Царство Божие не есть "брашно и питие" (Римл. 14:17), в воскресение мертвых не женятся и не посягают (Матф. 22:30); обрядовый закон Моисеев имел только преобразовательное значение и навсегда отменен совершеннейшим новозаветным законом (Деян. 15:23-30; Римл. 6:14; Гал. 5:6; Евр. 10:1).
5) Некоторые древние учители Церкви, как Иустин, Ириней и Мефодий, держались хилиазма лишь как частного мнения. В то же время другие решительно восставали против него, каковы: Кай, пресвитер Римский, св. Дионисий Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Епифаний, блаж. Иероним, блаж. Августин. С тех же пор, как Церковь на Втором Вселенском Соборе в 381 г. осудила учение еретика Аполлинария о тысячелетии Христовом и для того внесла в символ веры слова "Егоже Царствию не будет конца", держаться хилиазма, даже как частного мнения, стало уже непозволительно.

Надо знать также, что Апокалипсис – книга глубоко таинственная, а потому понимать и толковать буквально содержащиеся в ней пророчества, особенно если это буквальное понимание явно противоречит другим местам Священного Писания, совершенно противно правилам священной герменевтики. В таких случаях правильно искать иносказательный, аллегорический смысл недоуменных мест.
"И егда скончается тысяща лет, разрешен будет сатана от темницы своея, и изыдет прельстити языки сущыя на четырех углех земли, Гога и Магога, собрати их на брань, ихже число яко песок морский" – под "разрешением сатаны от темницы своей" разумеется появление перед кончиною мира антихриста. Освобожденный сатана будет стараться в лице антихриста прельстить все народы земли и воздвигнет на брань против христианской Церкви Гога и Магога.
"Некоторые думают", говорит св. Андрей Кесарийский, "что Гог и Магог суть полунощные и отдаленнейшие народы скифские или, как мы их называем, Гунны, самые воинственные и многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения диавола от завладения всей вселенной. Иные, переводя с еврейского, говорят, что Гог обозначает собирающего или собрание, а Магог – возвышенного или возвышение. Итак, сими именами обозначается или собрание народов, или их превозношение".
Надо полагать, что имена эти употреблены в метафорическом смысле для обозначения тех свирепых орд, которые вооружатся перед концом мира против Христовой Церкви под водительством антихриста.
"И взыдоша на широту земли, и обыдоша святых стан и град возлюбленный" – это значит, что враги Христовы распространятся по всей земле и всюду начнется гонение на христианство.
"И сниде огнь от Бога с небесе, и пояде я" – в таких же чертах изображал поражение свирепых полчищ Гога и св. пророк Иезекииль (38:18-22; 39:1-6). Это изображение гнева Божия, который прольется на врагов Божиих при Втором Пришествии Христовом.
"И диавол льстяй их ввержен будет в езеро огненно и жупелно, идеже зверь и лживый пророк: и мучени будут день и нощь во веки веков" – такова будет вечная участь диавола и его слуг, антихриста и лжепророка: они будут обречены на нескончаемые адские муки (ст. 7-20).
За этой окончательной победой над диаволом последует всеобщее воскресение мертвых и Страшный Суд.
"И видех престол велик бел, и Седящаго на нем" – это картина всеобщего суда Божия над человеческим родом. Белизна престола, на котором восседает верховный Судия вселенной, означает святость и правду сего Судии...
"Егоже от лица (т.е. от лица Господа Судии) бежа небо и земля, и место не обретеся им" – этим изображаются великие и страшные перевороты во вселенной, которые произойдут перед последним Страшным Судом (ср. 2 Петр. 3:10).
"И видех мертвецы малыя и великия стояща пред Богом, и книги разгнушася, и ина книга отверзеся, яже есть животная: и суд прияша мертвецы от написанных в книгах, по делом их" – разгнутые книги символически обозначают собою всеведение Божие, которому известны все дела людей. Книга жизни только одна, в знак малого количества избранников Божиих, имеющих наследовать спасение.
"Раскрытые книги", говорит св. Андрей, "означают деяния и совесть каждого. Одна, говорит, из них есть "книга жизни", в которой написаны имена Святых" – "И даде море мертвецы своя, и смерть и ад даша своя мертвецы: и суд прията по делом своим" – мысль здесь та, что все люди без всякого исключения воскреснут и предстанут на Суд Божий.
"И смерть и ад ввержена быста в езеро огненное: и се есть вторая смерть. И иже не обретеся в книзе животней написан, ввержен будет в езеро огненное" – это сказано в том смысле, что прославленные и спасенные люди уже не будут более бояться ни ада, ни смерти: для них смерть и ад перестанут существовать навеки. Под "огненным озером" и "второю смертью" разумеется вечное осуждение грешников, имена которых не оказались записанными у Господа в книге жизни (ст. 11-15).

 



 
Календарь

Погода
Cчетчик

Яндекс.Метрика