gototopgototop
Поиск
Авторизация
На сайте:
Нет
Заметки
logo_news.png
Соцсети
Главная Благовест книги Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ДЕЯНИЯ - Прощальная речь Павла к пресвитерам Ефесским (20:18-38)

Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ДЕЯНИЯ - Прощальная речь Павла к пресвитерам Ефесским (20:18-38)

Индекс материала
Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ДЕЯНИЯ
Предисловие
ЧАСТЬ I. Церковь Христова из иудеев (главы 1-12) Глава 1. Предисловие к книге Деяний (1:1-3)
Наставления Господа и Вознесение Его (1:4-12)
Избрание Матфея (1:13-26)
Глава 2. Сошествие Святого Духа (2:1-13)
Речь ап. Петра (2:14-42)
Первая христианская община (2:42-47)
Глава 3. Исцеление хромого от рождения (3:1-11)
Речь ап. Петра по поводу исцеления хромого (3:12-26)
Глава 4. Заключение апостолов Петра и Иоанна в темницу (4:1-4)
Допрос апостолов в синедрионе (4:5-22)
Молитва апостолов и ниспослание Св. Духа (4:21-31)
Взаимная любовь среди христиан (4:32-37)
Глава 5. История Анании и Сапфиры (5:1-11)
Новое гонение на апостолов (5:12-42)
Глава 6. Избрание семи диаконов (6:1-6)
Проповедь архидиакона Стефана (6:7-15)
Глава 7. Суд над архидиаконом Стефаном и его мученическая смерть
Глава 8. Гонение на Церковь (8:1-4)
Насаждение Церкви в Самарии, Симон Волхв (8:5-13)
Апостолы Петр и Иоанн в Самарии (8:14-25)
Крещение евнуха (8:26-40)
Глава 9. Обращение гонителя Савла (9:1-25)
Савл в Иерусалиме (9:26-30)
Ап. Петр в Лидде, исцеление Энея (9:31-35)
Воскрешение Тавифы (9:35-43)
Глава 10. Обращение ко Христу Корнилия сотника (10:1-48)
Глава 11. Петр объясняет, почему он крестил язычника (11:1-18)
Распространение христианства вне Палестины (11:19-21)
Посольство Варнавы и Савла в Антиохию (11:22-26)
Помощь христианам в Иудее (11:27-30)
Глава 12. Гонение на Церковь со стороны Ирода Агриппы
ЧАСТЬ II. Церковь Христова среди язычников (главы 13-28) Глава 13. Путешествие Варнавы и Савла на Кипр (13:1-12)
Путешествие в Пергию и Антиохию Писидийскую (13:13-41)
Успех проповеди ап. Павла и гонение со стороны иудеев (13:42-52)
Глава 14. Проповедь в Иконии, Листре и Дервии (14:1-7)
Исцеление хромого в Листре (14:8-18)
Гонение на апостолов (14:19-28)
Глава 15. Апостольский Собор в Иерусалиме (15:1-35)
Второе миссионерское путешествие ап. Павла (15:36-41)
Глава 16. Путешествие в Троаду (16:1-8)
Путешествие в Македонию (16:9-11)
Павел в Филиппах, изгнание прорицательного духа (16:12-18)
Заключение Павла и Силы в темницу (16:19-40)
Глава 17. Павел и Сила в Фессалонике (17:1-9)
Ап. Павел в Афинах и речь его в Ареопаге (17:15-34)
Глава 18. Ап. Павел в Коринфе (18:1-17)
Отплытие через Эфес и начало 3-го путешествия (18:18-23)
Проповедь Аполлоса (18:24-28)
Глава 19. Ап. Павел в Ефесе (19:1-20)
Мятеж в Ефесе против христиан (19:23-40)
Глава 20. Путешествие в Грецию и обратно до Троады (20:1-12)
Дальнейшее путешествие до Милита (20:13-17)
Прощальная речь Павла к пресвитерам Ефесским (20:18-38)
Глава 21. Путешествие Павла от Милита до Кесарии (21:1-9)
Ап. Павлу предсказывают темницу (21:10-14)
Прибытие Павла в Иерусалим и возмущение иудеев (21:15-40)
Глава 22. Речь ап. Павла к народу (22:1-21)
Неистовство толпы и суд перед синедрионом (22:22-30)
Глава 23. Распря между обвинителями Павла (23:1-11)
Умысел иудеев убить Павла (23:12-22)
Отправка Павла в Кесарию (23:23-35)
Глава 24. Ап. Павел пред судом прокуратора Феликса (24:1-9)
Защитительная речь ап. Павла (24:10-23)
Беседа Павла с Феликсом и Друзиллой (24:24-27)
Глава 25. Прокуратор Фест во Иерусалиме и жалоба ему на ап. Павла (25:1-6)
Апостол Павел на суде перед Фестом (25:7-12)
Царь Агриппа 2-й и Вереника слушают ап. Павла (25:13-27)
Ап. Павел рассказывает о своем обращении ко Христу (26:1-29)
Глава 27. Путешествие от Кесарии до Мир Ликийских (27:1-5)
От Мир до Крита и предостережение ап. Павла (27:6-13)
Сильная буря на пути к Мальте и гибель корабля (27:14-44)
Глава 28. События на острове Мелит (28:1-14)
Прибытие в Рим (28:15-16)
Беседы Павла с римскими иудеями и заключение книги Деяний (28:17-31)
Все страницы

 

 

Вызванные Павлом предстоятели ефесской церкви названы в 20:17 "пресвитерами" ("старейшими"), а св. Апостол в 20:28 называет их "епископами" ("блюстителями").
Кто же они были? Пресвитеры или Епископы?
Оба этих названия употреблялись в государстве для обозначения сословий чиновников или сановников, прежде, чем они были усвоены в Церкви. Ни по своей этимологии, ни по своему первоначальному значению, они не имели ничего, что указывало бы на превосходство одних над другими.
Слово "Епископ", что значит "надсматривающий", "наблюдающий", более употреблявшееся сначала у греков, означает, собственно, священническое звание;
слово "Пресвитер" - "старейший", означавшее первоначально возраст, более употреблявшееся у евреев, выражает скорее достоинство, священническую почесть.
В первохристианской Церкви, в самом начале ее существования, смысл этих слов не был еще точно установлен и определен, но это отнюдь не значит, что звание епископа не отличалось от звания пресвитера, в их позднейшем употреблении, что эти 2 священные степени смешивались, считались за одну. Сам Апостол Павел строго различает их, когда, как видно из его посланий к Титу (1:5) и Тимофею (5:22, 19), присвояет только епископу власть и право рукополагать пресвитера и судить его. Вызванные Павлом были несомненно пресвитеры, но т.к. названия степеней священства еще не вполне тогда установились, то Павел называет их "епископами", желая лучше выразить их обязанности - блюсти над вверенными им душами пасомых.
Когда предстоятели ефесской церкви, а по словам св. Иринея, и других ближайших церквей Асии, пришли, св. Ап. Павел обратился к ним с трогательной прощальной речью, которая особенно важна тем, что в ней содержатся ценнейшие пастырские наставления. В этой речи св. Павел обозревает дело, которое он совершил в Ефесе, предсказывает о судьбе, ожидающей его в Иерусалиме, возбуждает пастырей к бдительности в виду появления еретиков и предает их Богу с указанием на свое бескорыстное служение в Ефесе. Речь распадается на 4 части:
В 1-ой части с 18 по 21 стих Апостол напоминает, как в продолжение 3-х лет он вел себя у них: какова была его ревность в проповеди Слова Божьего, "со всяким смиренномудрием и многими слезами", как он непрестанно возвещал всем и иудеям и эллинам покаяние перед Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа;
Во 2-ой части с 22 по 27 стих Апостол переносится мыслью в ближайшее будущее и говорит о тяжких бедствиях, ожидающих его и о готовности своей с самоотвержением и даже с радостью перенести их. Он отправляется в Иерусалим "связан Духом" - по влечению духа, хотя и знает, какие скорби и даже узы ждут его там, о чем "Дух Святой по всем городам свидетельствует" ему, очевидно, через пророков, вроде Агава, который уже в последнем перед Иерусалимом городе Кесарии предрек Апостолу узы (21:10-11 [Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, 11 и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников]).
Но он готов на все и даже жизнью своею не дорожит, лишь бы Господь сподобил его до конца совершить поприще его апостольского служения. Чувствуя, что он уже не увидится больше с ефесянами, Апостол заявляет, что совесть его чиста по отношению к ним, т.к. он не упускал случая возвещать им всю волю Божью ("чист я от крови всех" т.е.: неповинен я ни в чьей духовной погибели).
В 3-ей части с 28 по 31 стих Апостол дает им пастырские наставления: "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею". Я неповинен ни в чьей погибели: смотрите, старайтесь и вы быть неповинными, а для этого будьте внимательны по отношению к самим себе и к своей пастве, бодрствуйте.
"Когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу", говорит бл. Феофилакт. Не человеками поставлены вы, но Духом Святым через избрание и рукоположение (Деян. 14:23) для наблюдения за благосостоянием Церкви, подобно тому, как пастыри поставляются для наблюдения за овцами. Вверенное же вам духовное стадо особенно драгоценно и требует потому особенного с вашей стороны внимания и забот потому, что оно куплено бесценной Кровью Христовой, через крестную жертву, в которой излита Его Кровь, как умилостивительная Богу Отцу жертва за грехи всего человечества.
Это бодрствование необходимо в особенности потому, что Апостол предвидит скорое появление "лютых волков, не щадящих стада", под каковыми надо понимать лжеучителей - еретиков. Апостол указывает на 2 вида этих лжеучителей: одни войдут в ефесскую церковь извне, другие восстанут из среды самих верующих. Ефес был одним из центральных малоазийских пунктов, в котором приходили в соприкосновение религиозные и философские системы востока и запада: появления лжеучителей здесь естественнее было ожидать, чем в каком-либо другом месте. Когда Апостол 3 года спустя писал из своих римских уз послание к ефесской церкви, здесь еще не было лжеучителей, но они появились уже (ессео-гностического направления), во фригийском городе Колоссах, как видно из написанного в то же время послания св. ап. Павла к Колоссянам.
Из посланий же Апостола к Ефесскому Епископу Тимофею видно, что подобные лжеучители появились и в Ефесе. Здесь идет речь, конечно, и о тех лжеучителях, против которых направлены апокалипсические письма св. Иоанна Богослова, послание Иудино и первое послание Иоанна Богослова. Предречение Павлово, таким образом, в точности исполнилось. В пример бодрствования Апостол приводит самого себя, напоминая, как он "три года день и ночь непрестанно со слезами учил" - собственно: 3 месяца в синагоге и 2 года в училище Тиранна (19:8 и 10), а 3 года это - круглое число.
В 4-ой части с 32 по 35 стих Апостол изрекает благословение, предает их Богу и слову благодати Его и увещевает их подражать его бескорыстию, какое он сам осуществлял в жизни по слову Господа: "блаженнее давать, нежели принимать". Почему св. Апостол хотел жить своим трудом, хотя он и учил ясно, как и Сам Господь Иисус Христос, что всякий делатель Господа достоин пропитания (Мф. 10:9-10 [Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас] и парал), и что проповедник Евангелия должен жить от благовествования (1 Кор. 9:7-11 [Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?]; 13-14 и парал.)?
На это нужно сказать, что Апостол не сделал и для себя правилом отказываться от того, что ему предлагали (Деян. 16:15; 2 Кор. 11:8 [Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал]), но он старался ничего не просить, дабы не поставить этим препятствия своему благовествованию. Обращенные язычники еще не привыкли содержать своих пастырей, и он мог опасаться, что если бы он возложил на них это бремя, то враги Христовой веры использовали бы это, как лишнее оружие против него, оклеветав его, будто бы он по корыстолюбивым побуждениям проповедует новое учение.
Вместе с тем он считал честью служить Церкви на свои средства и не требовать ни у кого ничего, кроме того, чтобы почитать Бога и спасать свою душу (1 Кор. 9:16-18 [Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании]; 2 Кор. 12:14 [Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей]; 1 Фес. 2:9), и хотел своим ученикам дать пример такой же невзыскательной и трудолюбивой жизни. Откуда взято приведенное им изречение Христа Спасителя? Оно не читается нигде ни в Евангелии, ни в другой какой-либо боговдохновенной книге. Вероятно, это было изречение, сохранившееся в устном предании, как подлинные слова Господа. В этом изречении не та, конечно, мысль, что брать - худое дело, но что давать другим - лучше, чем брать самому.
В заключение своей речи Апостол преклонил колена свои и помолился со всеми ими. Они простились тогда с ним с весьма великим волнением и плачем, потому что он объявил им, что они видят его в последний раз. И провожали его до корабля.

 



 
Календарь

Погода
Cчетчик

Яндекс.Метрика