gototopgototop
Авторизация
На сайте:
Нет
Заметки
logo_news.png
Соцсети
Главная Благовест книги В объективе - православная Макеевка - Свято-Троицкий храм

В объективе - православная Макеевка - Свято-Троицкий храм

Индекс материала
В объективе - православная Макеевка
Вступление
Ее призвание - духовность
храм преподобных Антония и Феодосия Печерских
Свято-Воскресенский храм
храм Всех Святых
храм Покрова Пресвятой Богородицы
храм Архистратига Михаила
храм Введения во храм Пресвятой Богородицы
храм Апостола Андрея Первозванного
храм святой великомученицы Варвары
храм Святителя Николая Чудотворца
храм Святителя Николая Чудотворца
храм Святителя Николая Чудотворца
храм Святителя Николая Чудотворца
храм Святителя Николая Чудотворца
храм Рождества Христова
женский монастырь Касперовской иконы Божией Матери
храм иконы Живоносный Источник
Свято-Георгиевский собор
Свято-Троицкий храм
Свято-Троицкий храм
храм святых равноап. Кирилла и Мефодия
храм святого Дмитрия Донского
храм иконы Богородицы Боголюбской
храм Рождества Иоанна Предтечи
храм иконы Богородицы Тихвинская
храм бессребренников Космы и Дамиана
храм святого Серафима Саровского
храм святого пророка Ильи
храм иконы Богородицы Одигитрия
храм Преображения Господня
храм Успения Божией Матери
храм святой равноапостольной княгини Ольги
храм иконы Богородицы Казанская
храм иконы Богородицы Целительница
храм свтятителя Митрофана Воронежского
храм Покрова Пресвятой Богородицы
Из рубрики Записки поломника: Наш камешек непростой...
Жаждущие! Идите к водам...
Отрываясь от земной суеты...
С верой в сердце
И сердце рвется к небесам
Стихи напишет быстрый карандаш...
С любовью к людям
Нумерация храмов на карте г. Макеевки
Все страницы

 

Видев Тя Исаиа на Престоле высоце и превознесение, глаголаше: о окаянный аз, яко человек сый и нечисты устне имый, и Господа Саваофа видех очима моима! Егда же угль горящий, носимый от Ангела, прикоснуся устом его, чисте восхваляше Тебе Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единаго Бога. Попали убо, о Пресвятая Троице, огнем Божества Твоего терние и наших многих беззаконий, да чистым сердцем возопием Тебе: Аллилуиа!

Свято Троицкий храм, г. Макеевка, Калинино

Храмы Божии Одни только строятся, другие стоят веками, как бы впитывая в себя нашу историю, нашу жизнь - прошлую, настоящую и будущую. Потому что меняются времена, события, люди, нравы, а вера православная остаётся и только укрепляется, укрепляется в Церкви, ибо, как говорил святитель Дмитрий Ростовский, Господь утвердил Церковь свою не на слабом песке, но на твёрдом камне: «На сем камне созижду Церковь мою, и врата адовы не одолеют её» (Мф. 16,18).
И стоит она, как высокая скала, о которую день и ночь бьются волны морские, стоит невредимо, как стоят Свято-Николавские храмы в пос. Григорьевка, Ясиновка и Криничная, Свято-Покровский - в Нижней Крынке, Свято-Троицкий - в пос. Калиново. Когда мы в 2004 году впервые встретились с тогдашним настоятелем Свято-Троицкого храма отцом Николаем Петриком, мы, как завороженные, слушали его рассказ о храме.
- Наши предки строили храмы не на случайном месте.
Народное предание гласит, что многие жители поселения видели, возвращаясь поздно с сенокоса, как на этом месте горел огонёк. Подходят ближе — он исчезает. И так несколько раз. Когда стал вопрос о строительстве храма — выбрали именно это место - самое высокое в посёлке. Храм, будто корабль, взлетел на гребень волны и застыл.

Когда начались годы страшного безбожия, что только не пытались разместить в Храме. Был клуб, но люди не могли там ни петь, ни танцевать: что—то сковывало их, тревожило, и они уходили. Не вышло ни со свинарником, ни с конюшней: животные болели и умирали.
Разместили казармы, но и с ними ничего не вышло после того, как однажды ночью солдаты проснулись от пения... церковного хора, а в Храме висели золочёные иконы, сияющие от множества зажженных свечей, в красивом одеянии батюшка совершал богослужение.
Да вот уже и в наши дни был случай. Художница стояла на лесах, расписывала храм и вдруг услышала пение. Заслушалась так, что кисточку уронила.

А вот недавно, перед престолом. Было 9 часов вечера. Меня зовёт староста, Раиса Гапонова, кричит: «Горим!» Смотрю, а на куполе и кресте — огненное облако. Пока думали, кого звать, кому звонить — оно начало опускаться и скрылось в храме. Святое это место, - добавляет Раиса Гапонова. - Ещё в 1860 году, когда моя бабушка, Андрющенко Олимпиада Григорьевна была девочкой, вместе с другими детьми пасла гусей неподалёку от храма, где источник. Пришли испить водицы, а на дне ручейка — икона Казанской Божьей Матери. Стали доставать, а она не даётся.
Позвали родителей — то же самое. А затем вдруг исчезла. Источник благоустроили. Пригласили батюшку, отслужили молебен. И стали люди замечать, что от многих болезней вода та лечит. С той поры идут к нему и едут по сей день.

Вот так началось наше знакомство с этим удивительным храмом. Решили узнать больше о самом посёлке Калиново, да и о храме тоже. Мы встретились с Татьяной Шарафан, старшим научным сотрудником городского краеведческого музея и вот что узнали.
Посёлок Калиново, или как его называли в старину Калиновский, относится к старейшим населённым пунктам на территории Макеевки. Он был основан еще в начальный период аграрной колонизации края. Земли, на которых расположен посёлок, принадлежали Области Войска Донского и входили в разряд общевойсковых земель. Этот факт очень интересен и важен нам для того, чтобы понять историю посёлка. На Дону было принято пустующие земли отдавать во временное пользование казакам по их просьбе. На этих землях они могли выпасать скот, устраивать мельницы, по разным хозяйственным нуждам использовать. Через 5-6 лет они возвращали эти земли назад, в общевойсковую собственность.
И вот этой старой казачьей традицией решил воспользоваться полковник области войска Донского И.Д. Иловайский, сын Дмитрия Иловайского, который к тому времени уже владел макеевскими землями.

В 1795 году Иван Дмитриевич испросил в войсковой канцелярии право на речке Калиновой занять земли под кошару, выпас скота. Через 5 лет, вместо того чтобы эти земли вернуть, Иловайский начал устраивать на них большое хозяйство. Поселил здесь приписных крестьян, начал хлопоты по передаче ему этих земель в собственность. Используя связи и влияние своей семьи, он получает эти земли. В журнале войсковой канцелярии имеется запись:
«9.09.1789 полковнику Иловайскому позволено при речке Калиновой основать поселение, которое первоначально так и называлось Кошары, а с 1820 года посёлок был переименован в Калиновский». Наивно было бы думать, что Иловайский сам занимался хозяйством поселения. Он вел обычную жизнь донского военачальника. Служил в Казачьих войсках, участвовал в военных действиях против горцев на Кавказе, воевал в Чечне, Грузии, воевал с турками, отличился при штурме Измаила и Очакова, стал героем войны 1812 года. А здесь, на территории Макеевки, дела его вели управители по его поручению. Посёлок Калиновский рос и развивался.
К середине 19 века в нём уже проживало 658 человек в 128 дворах. Жители посёлка были крепостными семьи Иловайских. В середине XIX века, в 1861 году, в России было отменено крепостное право. Жители посёлка получили свободу и право выкупать земли. Посёлок вошёл в состав вновь образованной Макеевской волости Миусского округа области Войска Донского.

Совсем рядом, на другом берегу речки, находится ещё одно старейшее поселение — посёлки Зелёное Поле и Марьевский, которые в настоящее время слились. В 1875 крестьяне этих трёх сел на свои деньги сложились и построили в пос. Калиново церковь во имя Святой Троицы. Здание этой церкви является памятником архитектуры. Оно сохранилось до наших дней и сейчас является украшением села.

Мы решили встретиться с ещё одним человеком и узнать его мнение об этом храме. Ранним утром приехали в Ясиновку - один из древнейших поселков нашего города. Здесь, неподалёку от поссовета, живет удивительный человек, посвятивший более 30 лет своей жизни изучению истории нашего края, истории древнейших православных храмов.

Николай Александрович Колодяжный

Николай Александрович Колодяжный всю жизнь прожил в родном посёлке. Отсюда в 1939-м призывался на действительную службу. Служил в городе Пушкино, под Ленинградом, где в ноябре 39-го, буквально через 2 месяца службы, принял первое боевое крещение, а в марте 40-го был ранен. Там же в Пушкино, после госпиталя был комиссован инвалидом войны 2-ой группы.
Вернулся в родную Макеевку, окончил педагогические курсы и пришёл учителем в 46-ю школу.
В 1943 году был призван в защитный зенитный артиллерийский полк 18-42, который охранял от налётов фашистской авиации заводы Макеевки, Донецка.
Затем заочное отделение Донецкого пединститута и ещё 40 лет в школе.
В 1985-м ушёл на заслуженный отдых.
С чего же началось увлечение историей? С крепости в селе Колодяжное. Когда он прочитал о ней, о селе, задумался: «Не отсюда ли идут его корни?» И так зацепило, что уже недостаточно было музеев местных. Москва, Ленинград, Ростов, Новочеркасск. Появились книги, статьи, встречи.
Появились и сведения о храмах в посёлках Ясиновка, Землянки, Калиново.
Свято-Троицкому храму в посёлке Калиново, считает краевед, давно уже было 200 лет, если считать, что в 1793 году ясиновцы, строя каменную церковь, деревянное здание подарили калиновцам.
А в 1800 году жители Калиново, используя камень из местного карьера, деревья в балках и урочищах, обложили церковь кирпичом и построили её в виде корабля. Да и называется село — Калиново, потому что весной все балки, посадки стоят в белой кипени калины. Растет она здесь повсеместно. Осенью жители собирали ягоды, лечились, варили варенье, компоты, делали наливку.
Стало понятно, почему Николай Хапланов об этом храме в книге «Макеевка» писал, что переплелись в этой истории конкретные факты, людской вымысел и красивые легенды.

Храм стоит на окраине нашего города. Путь сюда не близкий. В церковной ведомости 1911 года значится, что «расстояние от церкви до консистории — 180верст, от местного благочинного, который живёт в поселке Дмитриевский - в 5 вёрстах, от окружного города Таганрога - в 120 вёрстах, от железнодорожной станции Ханженково — в 4 вёрстах.
О храме, его устройстве написано немало: в журнале «Живой родник», в книге о схимонахе Илье. Самые первые записи о храме мы встречаем в книге митрополита Феодосия Макарьевского «Материалы для историко-статистического писания Екатиринославской епархии».

1936 год стал для Свято-Троицкого храма, как и для многих других, роковым. Иконы сожжены, алтарь разрушен, Царские врата снесены, колокола сброшены.
Наверное, только благодаря промыслу Божьему, уцелело здание. Оно стояло пустым вплоть до начала Великой Отечественной войны. Когда город был оккупирован немцами, в декабре 1941 года в храм пришли люди, службы возобновились и уже никогда не прекращались, даже в тяжёлые для православных храмов 50—70-е годы, когда власти старались под любым предлогом их закрывать.

Как вспоминает настоятель Свято-Казанского храма архимандрит Панкратий (Нелюбов), благочинный Макеевского округа, после окончания в 1960 году Одесской духовной семинарии его рукоположили во священники и направили служить в родной СвятоТроицкий храм, куда он ещё мальчишкой приходил и с глубоко верующими людьми подолгу выстаивал продолжительные уставные богослужения. Наверное, тогда он и научился терпению, выдержке, выносливости.
Первое, что он сделал для храма - купил топоры, пилы, гвозди. Снаружи храма висел замок, а внутри кипела работа по благоустройству. И когда в Макеевку приехал Митрополит Одесский, Херсонский, управляющий Донецко-Ворошиловградской епархией Сергий, он был поражён удивительным великолепием по тем временам Свято-Троицкого храма.
- Я с любовью и нежностью отношусь к этому храму, потому что он дал мне путь в духовную жизнь. Уже обучаясь в семинарии и приезжая на каникулы, я постоянно заходил в храм, был на всех богослужениях, участвовал во всей церковной жизни. У меня до сих пор такое ощущение, вроде я и не уходил оттуда никуда.
Такая вот любовь и благоговение к этому храму.

Свято-Троицкий храм называют духовной академией. Здесь прошли хорошую школу множество священников, которые служат как в храмах Макеевки, так и за её пределами. Во времена настоятельства протоиерея Петра Деснова, отца Сергия (Дорошенко), протоиерея Александра Струкова многие священнослужители под их началом прошли хорошую духовную школу.
Из этого святого храма вышли впоследствии священнослужители Владимир Олейник - настоятель СвятоПетро-Павловского храма в городе Харцызске, отец Сергий Бережной - настоятель храма Рождества Христова.
Посещали этот храм, а затем стали священниками отец Георгий Макаренко (клирик храма св.ап. Андрея Первозванного, закончил Одесскую семинарию, Московскую академию); отец Владимир Очеретянный, за плечами которого тоже семинария, Киевская духовная академия и другие.
Благодарение Богу, эти священники и по сей день совершают богослужения в полном здравии.

Свято Троицкий храм, г. Макеевка пос. Калинино

Сегодня в храме настоятелем служит протоиерей Роман Нелюбов, один из сыновей архимандрита Панкратия (Нелюбова). Второй сын, Сергий, служит в Свято-Казанском храме. Своих сыновей, как и священников, которых он окормляет, являясь благочинным Макеевского округа, архимандрит Панкратий (Нелюбов) учит: «Священство благовествует с амвона Слово Божие. Поэтому оно должно исходить из самого сердца пастыря».
Настоятель и прихожане рады всем приходящим. Приезжайте и вы. Посетив его единожды, вы прикипите к этому похожему на корабль храму («калиновцы»его и строили кораблевидно) всем сердцем, потому что, как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Невозможно переплыть море без корабля. А корабль сей означает Единую Святую Апостольскую Церковь: господин сего духовного корабля - Сам Всемогущий Бог Отец, кормчий - Единородный Сын Его, благоприятный ветер - Дух Святый».

Ехать в посёлок Калиново от автостанции «Плехановская» маршрутным такси №15 до остановки «Магазин».

икона Божией Матери



 
Икона дня

Погода
Курс валют
Поиск
Теги


счетчики

Rambler's Top100