gototopgototop
Поиск
Авторизация
На сайте:
Нет
Заметки
logo_news.png
Соцсети

Главная Жизнь города Дворец Труда 118-ти - шедевр Буроза

Дворец Труда 118-ти - шедевр Буроза

Об уникальном Дворце труда имени 118 Павших коммунаров, шедевре Буроза, как его величали в народе. Теперь клуб, второй по величине и лучший по содержательному наполнению в свое время в масштабах советской Украины, стал еще одной легендой, которую нам захотелось оживить.

Его стиль - конструктивизм

Дворце труда имени 118 Павших коммунаров, поселок Буроз, г. МакеевкаОговорюсь сразу, дабы не было путаницы: речь не о появившемся гораздо позже Дворце культуры имени Кирова, что и сейчас стоит - целехонький и неработающий, в центре поселка. Тот первый поселковый Дворец труда имени 118 Павших коммунаров, которому посвящена эта статья, построен в 1927-м на площадке между бывшей церковно-приходской школой и старым коксовым заводом - ныне территория Макеевского машиностроительного завода. И сейчас многие поселковцы искренне полагают, что в роскошный клуб после революции "превратили замок" заводчика-француза Августа Буроза. Но это не так.

Впервые услышав развенчание расхожей легенды из уст 85-летнего старожила поселка, бывшего шахтера Георгия Цурина, мне позже удалось найти и официальное подтверждение его словам. А обнаружилось оно в анналах архивов Центра историко-архитектурных исследований «Архитектурное наследие», к начальнику которого - кандидату архитектуры Евгению Гайворонскому обратилась по рекомендации главного архитектора города Валерия Сидорчука.

Справка "ВМ"

(подготовлена сотрудниками центра "Архитектурное наследие", кандидатом архитектуры Алексеем Губановым и архитектором Сергеем Борозновым)

*1925 год. V-ый Вседонецкий съезд горняков постановил развернуть строительство дворцов труда для шахтеров Донбасса. Для этой цели при Донецком губотделе Союза горнорабочих было создано специальное строительное бюро.
В 1926 году работы по проектированию и строительству клубных объектов были сосредоточены в проектно-строительной организации «Клубстрой» при Всеукраинском комитете Союза горнорабочих в Харькове.

К 10-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции на территории Донбасса появилось 10 первых дворцов труда, построенных по 3-м разной величины типовым проектам "Клубстроя". Над проектами работали архитекторы М. Луцкий, Т. Попов, П. Хромов.

*Объём Дворца труда в поселке Буроз (Екатерининский рудник) - 29 675 м3, вместимость театрального зала - 700 мест. Из них 440 мест - в партере, остальные – на балконе. В 2-этажной клубной части предусматривалось 40 помещений.

*Основным строительным материалом для возведения дворца служил местный естественный (бутовый) камень.

*Архитектурный стиль постройки – конструктивизм (строгость, геометричность и лаконичность форм). В эстетическом отношении здание отличалось монументальностью и добротностью без излишней помпезности и вычурности. Обязательным элементом театрального фасада дворцов труда была шахтёрская эмблема с текстом. На дворце в Бурозе в эмблеме почти квадратной формы использовано изображение шахтёрской лампадки, а под эмблемой название – «имени 118».

Розы цвели круглый год

По рассказам старожилов, уникальность дворца выражалась не только в его размерах. Это был популярный культурный центр всего города. Народ приходил в восторг от красоты зимнего сада с фонтаном, скульптурами и массой цветов, где розы цвели круглый год. Такого не было больше нигде. На первом и втором этажах дворца находились большая библиотека с читальным залом, кинотеатр, танцевальный зал, комнаты отдыха и сказок, спортивные секции.
Клуб 118-ти славился литературным и драматическим кружками, духовым оркестром, детской балетной студией. Нашлось здесь также место для бильярдной и кафе. спортивные секции.
Интересно, что в просторном внутреннем дворе был ухоженный парк с цветами, танцевальной площадкой и раковиной для духового оркестра - он не уставал играть каждый день.
Возле дворца продавали круглое мороженое между двумя вафельными пластинами, леденцы и полосатые пряники в виде лошадок. Иногда летом сооружали карусель.

Сюда на гастроли приезжали Игорь Ильинский, композиторы Даниил и Дмитрий Покрасс, симфонический оркестр Большого театра СССР, ансамбль песни и пляски Красной Армии, МХАТ и другие театры.

Отозвавшись на публикации "Вечерки", внучка бывшей кухарки Августа Буроза Софьи и главного маркшейдера дореволюционной шахты "Шмидт" Михаила Скороспехова, бывшая учительница Софья Кубарева из Ханженково поделилась редкими фотографиями из семейного альбома. Мама ее Анна Скороспехова - выпускница-красавица Бахмутской гимназии, тоже учительница, прекрасно пела и упоенно играла в спектаклях, что ставили в ДК 118-ти.

Гиперболоид итальянца Лосавио

Наиболее сложным, пожалуй, было найти изображение самого дворца. Помог поклонник и знаток истории Донбасса, коллекционер Дмитрий Бусыгин (благодаря которому на этой странице появился снимок 1927 года).

Дмитрий также сообщил важную и нигде более не обозначенную деталь, которую он еще в советские времена узнал от одного из довоенных руководителей рудника: строило дворец хозспособом Советское рудоуправление, контора которого находилась в центре Буроза. А руководил строительством человек с упомянутой в предыдущей статье фамилией - начальник УКСа рудоуправления Лосавио.

Кстати, со строительством связана едва ли не детективная история. А случилось невероятное - после открытия дворца здание ушло в грунт почти на метр. Руководителя стройки Лосавио хотели судить, притом, наверняка, за злой умысел и вредительство. Однако следственную комиссию ждало удивительное открытие: громадное 2-этажное здание опустилось в грунт, не получив при этом ни единой трещины даже штукатурки. Вот это было качество строительства! Лосавио заслужил похвалу. А виной произошедшему оказалась неправильно произведенная геологоразведка - дворец поставили на огромном подземном плавуне.

Этот факт особенно впечатлил внучатую племянницу Лосавио - дончанку, тоже инженера-строителя Наталью Ефименко. И даже правнучка Лосавио, живущая в Санкт-Петербурге, пожелала связаться с "Вечеркой", в свою очередь получив от тети из Донецка новое для нее известие.
- Лосавио - не французы, как все считают, а итальянцы, - сказала Наталья Ефименко.
- Мой прадед по материнской линии Франтишек (Франц) Лосавио и его братья с семьями в 1890-е приехали работать на шахту в Бурозе из города Бари. Строитель Дворца имени 118-ти Федор Лосавио был старшим братом моей бабушки Екатерины Францевны (это ее в советские времена считали дочерью самого Буроза - может потому, что ее свекор работал у него бухгалтером). Федор Лосавио с золотой медалью окончил таганрогскую мужскую гимназию и Петербургский технологический институт. Работал инженером на промышленных предприятиях Донбасса (на момент строительства ДК ему было только 30 лет), а позже - Урала. Был замечен Серго Орджоникидзе и взят в аппарат в Москву, где возглавил главком "Союзтеплостроя". В годы войны Федор Францевич был назначен министром временного военного министерства в Куйбышеве, и в 1943-м там же в эвакуации умер на 47-м году жизни. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Деньги из Москвы не спасли

Шедевр Буроза, удивляющий специалистов качеством строительства, тем не менее немногим пережил своего создателя. В годы войны в здание попала бомба. Кроме того, по второй версии старожилов поселка, в ДК случился пожар от горелки неосторожных жильцов (в войну там якобы поселяли людей, потерявших кров). Правительство Хрущева выделило деньги на спасение дворца, однако плавун назрушал почву под фундаментом и оно продолжало оседать. Поэтому на пришедшие из Москвы "миллионы", как гласит молва, в Макеевке возвели аж три ДК: тот самый имени Кирова в Бурозе, на шахтах №21 и "Северная". Из них теперь в рабочем состоянии только на "Северной".

Легендарный же Дворец труда имени 118-ти в 1970-е был с трудом снесен - возведенные на совесть стены стояли даже после взрыва. Сегодня груды бетона у заводского забора - все, что от него осталось. Впрочем, далеко не все. Осталась красивая добрая память. Патриоты Буроза, кстати, из молодых - тоже, при любом удобном случае не преминут с гордостью упомянуть, какой архитектурно-культурной изюминкой обладал их особенный некогда поселок.

Справка "ВМ"

О тех, чье имя дано дворцу

В конце декабря 1917-го отступавшие белоказачьи отряды под командованием есаула Василия Чернецова обрушили удар на Ясиновский рудник в Нижней Крынке, пытаясь сломить сопротивление "красных мятежников" войскам генерала Каледина.

Почти 3 дня шел неравный бой. В бой "За коммуну!" вступали целые шахтерские семьи. Женщины сражались рядом с мужьями, сыновьями, братьями. Лишь на третий день 31 декабря казаки, получив подкрепление, захватили рудник. Началась жестокая расправа над населением. Среди расстрелянных, зарубленных саблями, заколотых штыками, взорванных гранатами и повешенных - шахтеры, женщины, дети, жившие в поселке в бараках австрийские военнопленные.

118 погибших героев народ назвал коммунарами. У памятника на их братской могиле и сейчас всегда живые цветы. Имя 118 Павших коммунаров в советское время носили местный колхоз и клуб в поселке Буроз.

 

газета "ВМ", Валентина ЛЕВЫКИНА

 

 

 
Календарь

Погода
Cчетчик

Яндекс.Метрика